Наследники ЭПРОНа

90 лет назад, в ноябре 1923 года, был создан легендарный ЭПРОН – экспедиция подводных работ особого назначения. Организация довольно быстро «переросла» поставленную изначально перед ней задачу – найти и поднять в Балаклавской бухте золото с английского парохода «Принц», затонувшего в период Крымской войны 1853-1855 годов. По официальным данным его найти не удалось. Зато сам ЭПРОН стал тем золотым фондом, из которого выросли все морские и речные аварийно-спасательные подразделения современной России и многих стран ближнего зарубежья.

копияэпрон3Подъём дизель-электрохода «Булгария»

Время создания и становления ЭПРОНа характеризовалось пробуждением экономики после разрушительной гражданской войны и периода интервенции. Возрождающаяся промышленность остро нуждалась в сырье, а гражданский и военный флота в пополнении судового и корабельного состава. ЭПРОН поднимал стальной лом, якоря и цепи, затопленные корабли Черноморского флота, боезапас и дельные вещи. При этом в состав ЭПРОНа вошли опытные специалисты, что обусловило преемственность теории и практики, существовавшей в России ещё до революции как в области водолазного дела, так и судоподъёма.
Родившись под эгидой ОГПУ, ЭПРОН к концу 1920-х годов поднял подводные лодки «Пеликан», «Карп», «Орлан», АГ-21, английскую L-55, миноносец № 266, тральщик «Перваш», танкер «Эльбрус», эсминец «Калиакрия» и многие другие. Всего в период с 1923 года до начала Великой Отечественной войны эпроновцы подняли с глубины 450 боевых кораблей и гражданских судов, общим водоизмещением 210 тысяч тонн. В составе ЭПРОНа с 1925 года находились водолазные курсы в Балаклаве, которые затем переведены в водолазную школу при учебном отряде ЧФ, а в 1931 году после слияния с водолазной школой водолазной базы НКПС образовался Военно-морской водолазный техникум (ВМВТ), который стал общесоюзным центром подготовки водолазов.
Первого января 1931 года ЭПРОН был передан из ОГПУ в наркомат путей сообщения, а в 1931 году – в наркомат водного транспорта. Теперь на ЭПРОН наряду с производством судоподъёмных работ возлагались аварийно-спасательные, водолазные и подводно-строительные работы. В период 1931-1933 годов было спасено 12 транспортов в различных районах мирового океана, в том числе теплоходы «Ильич» в Эгейском море, «Сталинград» (3500 т) на Тихом океане, ледокольный пароход «Малыгин» в Арктике, танкер «Зорроза» (9730 т) на ЧФ.
Наряду с водолазными и судоподъёмными работами в ЭПРОНе занимались разработкой методов самостоятельного спасения подводников и создания спасательного снаряжения подводников.
В дальнейшем в сферу деятельности ЭПРОНа вошло производство подводно-технических работ. В период с 1937 по 1941 год эпроновцы участвовали в строительстве гидротехнических сооружений портов в Сочи, Батуми, Поти, во Владивостоке, Одессе, Новороссийске, Мурманске, на Сахалине, Махачкале и других.
С момента своего образования ЭПРОН рассматривался как потенциальная  аварийно-спасательная составляющая Военно-морского флота. Не случайно в нём всё время сохранялась военизированная структура, особенность оперативного подчинения наркому по военным и морским делам, а Главное управление ЭПРОНа размещалось в Ленинграде, поближе к самому мощному на тот момент военному флоту страны – Балтийскому.
История непосредственно ЭПРОНа завершилась 22 июня 1941 года, когда он целиком вошёл в состав действующего ВМФ как аварийно-спасательная служба (АСС). За годы войны спасатели ВМФ оказали помощь 745 аварийным кораблям и судам, сняли с мели 840 и подняли из глубины 1920 кораблей и судов, проложили сотни километров подводных коммуникаций (трубопроводов и кабелей), восстановили и построили десятки гидротехнических сооружений, систематически проводили работы с взрывоопасными предметами – минами, торпедами, снарядами.
Послевоенная деятельность АСС характеризовалась как десятилетие большого судоподъёма, когда были подняты более тысячи погибших на войне кораблей и судов, включая гигантские лайнеры «Ганза» и «Гамбург» на Балтике. Параллельно производилось восстановление портов и баз флота. По мере решения этих задач и появления новых, связанных с созданием береговой инфраструктуры, бурным развитием гражданского и Военно-морского флота, стало очевидным, что единая АСС ВМФ нуждается в реформировании, в освобождении от решения несвойственных ВМФ задач. Единая структура была разделена на части. В интересах гражданского флота стали действовать отряды АСПТР, на реках – отряды Подводречстроя. Эти прямые наследники ЭПРОНа действуют и поныне: СПАСР ВМФ, Госмормпасслужба России, Подводречстрой. Воспитанные в их рядах специалисты поставили на ноги морские подразделения МЧС России – ГОСАКВАСПАС и ЦЕНТРОСПАС, работают в сотнях частных компаний, таких как «Шельф», «Спрут», «Фертоинг», «Балтспецфлот», объединённых «Ассоциацией водолазов».
Накануне юбилея ЭПРОНа с чувством гордости можно отметить, что его наследники – спасатели России – не разучились взаимодействовать в деле противодействия разрушительной морской стихии.
Примерами являются проведённые в первой половине 1970-х годов работы по подъёму теплохода «Моздок» на Чёрном море, расчистка порта Читтагонг в Бангладеш в рамках экспедиции особого назначения. Объединились спасатели и при подъёме в 2003 году врезавшегося в Литейный мост на реке Нева теплохода «Каунас». Гимном спасательному братству стал подъём в 2011 году дизельэлектрохода «Булгария». В юбилейном для ЭПРОНа 2013 году в центре Санкт-Петербурга совместными усилиями был поднят рейдовый буксир РБТ-300.
Взгляды отечественных специалистов по подводно-техническим работам устремлены на шельф. Компания «Межрегионтрубопроводсервис» ввела в строй первый в России мобильный глубоководный водолазный комплекс МГВК-300. Он размещён на судне «Кендрик», которое оборудовано системой динамического позиционирования, позволяющей удерживаться над местом работ без постановки на якоря. С борта этого судна в 2011 году наша петербургская компания «Фертоинг» с применением необитаемого подводного аппарата выполнила фантастически сложную работу в Охотском море по обследованию затонувшей буровой платформы «Кольская» на глубине 1046 метров! Для ВМФ России успешно завершается строительство нового спасательного судна «Игорь Белоусов» с глубоководным водолазным комплексом на борту, способным обеспечивать водолазные спуски методом длительного пребывания на глубине до 450 метров. Дух легендарного ЭПРОНа жив в наших сердцах, его славное прошлое вдохновляет на новые свершения. В канун 90-летия ЭПРОНа хочется поблагодарить всех тех, кто продолжает его дело на необъятных акваториях нашей великой Родины и пожелать успехов в их нелегкой профессии.

А. В. Краморенко , В. Н. Шатров

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: