Кронштадтская Водолазная школа в 1896-1906 годах

Положение о Водолазной школе и партии. Приоритетные задачи КВШ

копияД-17992Изменения
в Положении

С момента своего вступления в должность начальника Кронштадтской Водолазной школы (КВШ) А. А. Кононов неоднократно поднимал вопросы, касающиеся нового Положения о Водолазной школе и партии. Его принятие могло бы помочь решить ряд приоритетных задач, стоящих перед руководством Водолазной школы. 10-го января 1900-го года новое Положение, наконец, было утверждено. Поправки и дополнения касались расширения штата КВШ за счёт вольнонаёмного преподавателя грамотности, ещё одного врача, учреждения должности помощника начальника водолазной школы, назначения сверхсрочнослужащих в качестве указателей, а также правил приёма в КВШ.
Однако развитие водолазного дела на рубеже веков было настолько интенсивным, что всего через несколько лет, в 1903-м году, А. А. Кононов вновь обратился к руководству Морского Ведомства с просьбой пересмотреть Положение. «Принимая близко к сердцу задачи нашего флота, серьёзно смотря на порученное… водолазное дело…» руководство КВШ выдвигало в качестве приоритетных следующие задачи. Во-первых, построить специализированное судно, которое могло бы объединить функции минного заградителя, передвижной базы для миноносцев и подводных лодок, а также водолазно-спасательного судна, и на котором были бы предусмотрены специальные мастерские, «землесосная труба», подъёмные механизмы, водоотливные средства и средства, позволяющие прокладывать кабель по дну. Во-вторых, сформировать отдельную команду Водолазной школы, поручить командование ею одному лицу и осуществлять распределение на суда флота с учётом индивидуальных особенностей каждого вновь подготовленного водолаза.
К сожалению, первая из поставленных задач так и не была осуществлена, хотя на смену блокшивам в 1898-м году пришло паровое судно «Опричник», а потом и его сменили «Крейсер» (с 1907-го года) и «Африка» (с 1908-го). А вот отдельная «водолазная рота», объединившая всех учеников из разных флотских экипажей и судов, «хотя и была сформирована, но крайне не надолго».
В дальнейшем Положение о Водолазной школе и партии неоднократно пересматривалось, в том числе на основании опыта, полученного в ходе русско-японской войны.

Научно-исследовательская работа
и изобретения специалистов Водолазной школы

Преподавателям-офицерам по долгу службы приходилось совмещать преподавательскую деятельность с командными должностями, например, вахтенного начальника на учебном судне или штурманского офицера или ревизора. Вести при этом ещё и научно-исследовательскую работу было, безусловно, трудно. Видимо, именно поэтому основная научно-исследовательская работа в КВШ велась её докторами. Офицеры же школы вели рационализаторскую и изобретательскую работу.
В 1896-1897 учебном году доктором Н. А. Есиповым были начаты продлившиеся на протяжении нескольких лет «спирометрические измерения жизненной ёмкости лёгких у учеников-водолазов» (впервые такие измерения были проведены доктором КВШ М. Н. Храбростиным в 1883-1885 годах). Ещё через несколько лет, 28-го февраля 1900-го года, доктор Есипов представил изобретённый им сфигмограф (прибор для графического исследования пульса, то есть пульсометр), позволяющий контролировать пульс водолаза при подводных работах. Результатом сотрудничества школы с инженером-механиком Г. Н. Пио-Ульским стала представленная тогда же младшим врачом школы В. П. Аниным модель кардиофона, предназначенного «для выслушивания сердца у водолаза, находящегося в воде».
Опыты доктора Н. А Есипова с подводным фотографированием выявили одну из основных проблем такой фотосъёмки – отсутствие приборов для подводного освещения. Над решением этой задачи работали и М. К. фон Шульц, и В. К. Небольсин и Е. П. Тверитинов, предложившие свои системы подводного освещения.
В июне 1900-го года начальником школы А. А. Кононовым были представлены проект и чертежи нового типа водолазных ботов, которые спустя непродолжительное время стали использоваться в КВШ. Он неоднократно поднимал вопрос о новом судне для Водолазной партии, представляя при этом собственные проекты. Один из них, предложенный в 1903-м году с целью заменить уже устаревший «Опричник», назывался «Водолаз» и представлял собой водолазно-спасательное судно ледокольного типа. К сожалению, проект этот остался нереализованным.
Выполняемые Водолазной партией задачи по отысканию потерянных якорей и мин, неудачные поиски броненосца «Русалка» и другие подобные задачи требовали создания специального прибора, позволяющего отыскивать под водой металлические предметы. Работы по его созданию велись еще с середины 90-х годов М. К. фон Шульцем. Испытания подводного железо-искателя проводились Водолазной партией с конца 90-х годов, а первые четыре его образца поступили в КВШ 24-го сентября 1902-го года.
Ещё раньше 1-го сентября 1900-го Водолазной школой были приняты десять минных поверочных ящиков системы лейтенанта М. К. фон Шульца. «Предусматривая в этом изобретении пользу», о принятии их на флоте перед Морским Техническим Комитетом ходатайствовал в феврале 1901-го года вице-адмирал С. О. Макаров.
Во время всей летней кампании 1903-го года Водолазной партией испытывались «телефоны системы лейтенанта фон Шульца… и результаты оказались прекрасные». Затем испытания продолжились в присутствии специальной комиссии. «Результаты… оказались настолько практичными, а передача речи громкою», что заключение комиссии было однозначным – «…иметь их в партии желательно». «Кроме того, телефоны эти испытывались в комиссии под председательством контр-адмирала Тикоцкого в минном отряде», после чего также последовало положительное заключение. И уже на следующий год Технический комитет Морского Министерства через Главного Командира Кронштадтского порта уведомил начальника Водолазной школы о разрешении заказать в опытной электротехнической мастерской, принадлежащей М. К. фон Шульцу, шесть микротелефонных станций: «Морской технический комитет признаёт введение их в водолазном деле вполне целесообразным и считает полезным заказать лейтенанту фон Шульц 6 микротелефонных станций для применения в водолазной партии». Кроме того, «…морской технический комитет признаёт желательным дать лейтенанту М. фон Шульц заказ на 4 опытные станции подводного освещения для водолазных работ».

На Всемирной выставке в Париже

В 1900-м году КВШ приняла участие во Всемирной выставке в Париже, где были представлены: сфигмограф, разработанный Н. А. Есиповым, кардиофон, созданный Г. Н. Пио-Ульским и
В. П. Аниным, подводный фотографический аппарат – разработка Н. А. Есипова и Л. Родионова, подводный искатель железа системы М. К. фон Шульца, водолазные помпы, воздухонагнетательный гидравлический насос системы
В. К. Богдановича, глубоководный насос с электродвигателем системы А. А. Кононова, специальный глубоководный шлем, водолазные резиновые рубахи, автоматические клапаны системы Ф. Я. Шидловского, пожарная накидка и другие изобретения. Кроме того, отдельно экспонировалось водолазное оборудование, изготавливаемое в мастерской братьев Колбасьевых в Кронштадте: станция подводного освещения, телефонная станция водолаза, микротелефонная станция, предназначенная для передачи приказаний на судах флота. За участие в выставке КВШ была награждена в 1901-м году почётным дипломом и серебряной медалью, отдельные диплом и серебряная медаль были вручены доктору Н. А. Есипову.

Новый начальник КВШ

В начале 1900-х годов служебные обстоятельства все чаще вынуждали А. А. Кононова оставлять КВШ. Так, в летнюю кампанию 1902-го года он был назначен старшим офицером броненосца береговой обороны «Первенец». В его отсутствие с 3-го марта по 15-е сентября 1902-го года Водолазную школу «принял во временное заведование на законном основании» лейтенант М. К. фон Шульц. Этому назначению предшествовал рапорт, написанный
А. А. Кононовым ещё 21-го сентября 1901-го года: «Уходя из Водолазной Школы,… мне кажется небезразлично для технической стороны дела – кто будет моим заместителем». «Лейтенант Макс фон-Шульц был всегда деятельным моим помощником и проводником всякой живой идеи, и, будучи сам очень работящим и знающим офицером, мог бы продолжать дело в том же направлении и хлопотать о тех назревших вопросах, без осуществления которых успешное движение нашего дела немыслимо…».
Когда же началась русско-японская война, начальник КВШ капитан 2-го ранга А. А. Кононов был назначен командиром мореходной лодки «Храбрый», вошедшей в состав международных сил по поддержанию мира и безопасности на острове Крит. К исполнению его обязанностей вновь приступил Макс Константинович фон Шульц. 2-го апреля 1906-го года ему было присвоено очередное звание капитана 2-го ранга, и одновременно он был утверждён в должности начальника Кронштадтской Водолазной школы.
Макс Константинович был выпускником КВШ, затем стал её преподавателем. Он командовал Водолазной школой более 10-ти лет. Под его руководством водолазными специалистами школы был выполнен ряд уникальных работ, таких как подъём подводной лодки «Камбала». Он же руководил Водолазной школой в годы Первой Мировой войны, когда водолазы школы принимали участие в том числе в секретных операциях российского флота. Об этих событиях и о судьбе М. К. фон Шульца – водолазного специалиста, изобретателя, руководителя – мы расскажем в следующих выпусках газеты.

Арина МЕЛЬНИКОВА

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: