Кронштадтская Водолазная школа в 1896-1906 годах. Работы Водолазной партии

Броненосец «Генерал-Адмирал Апраксин»
и ледокол «Ермак» у острова Гогланд

Мы продолжаем рассказ о деятельности Кронштадтской Водолазной школы и о тех людях, которые внесли существенный вклад в становление и развитие водолазного дела на Российском флоте. Речь вновь пойдет о 1896-1906 годах, когда Водолазной школой командовал А. А. Кононов. Сегодня наш рассказ о работе Водолазной партии.

Водолазная партия

В работе Кронштадтской Водолазной школы (КВШ) с самого начала её существования большое внимание уделялось практической подготовке водолазов. В соответствии с принятым «Положением» обучение в ней состояло из двух частей. С октября по апрель (иногда март) занятия проходили в помещении Водолазной школы (Якорная пл., д. 1а). Они были связаны с теоретическим изучением основ водолазного дела, общеобразовательных предметов и некоторых специальных дисциплин, например, таких как такелажное и слесарное мастерство, починка резиновых частей снаряжения (для нижних чинов), фотографирование и взрывные работы (для слушателей-офицеров). В этот период занятий ученики могли тренировать водолазные спуски в специальный бак, переделанный из парового котла фрегата «Дмитрий Донской» и установленный в школе. С конца мая по конец августа слушатели, сдавшие экзамены специальной комиссии, а также весь преподавательский коллектив школы назначались в «практическое плавание водолазной партии». В её распоряжение придавалось специальное учебное судно. Сначала это была просто баржа, на которой когда-то ранее располагалась походная баня, затем блокшив «Гиляк» (блокшив — старое, обычно несамоходное судно, лишённое механизмов, оборудования и используемое в качестве плавучего склада или жилья). В 1897-м году, по ходатайству нового начальника КВШ А. А. Кононова, школе было передано новое учебное судно и Водолазная партия начала кампанию на блокшиве «Самоед». Это было «старое деревянное судно, на котором с удобством можно поместить 50-60 человек команды…», где были предусмотрены очень удобное помещение для офицеров и, что представлялось особенно важным, «специальная тёмная комната для фотографических работ». Однако численность Водолазной партии в то время доходила уже до двухсот человек, и блокшив «Самоед» был для них мал и тесен, даже, несмотря на то, что личный состав во время летней кампании размещался на берегу в палатках. На следующий год Водолазной партии в качестве учебного судна был передан крейсер 2-го ранга «Опричник». Впервые КВШ располагала сравнительно большим паровым судном. Осенью того же года, уже после удачной летней кампании, «состоялось Высочайшее соизволение на перечисление крейсера II ранга «Опричник» в разряд учебных судов», и на предстоящие девять лет он стал плавучей базой Водолазной партии.

Учебный полигон Водолазной партии

С середины 80-х годов и до 1917-го местом ежегодного летнего пребывания Водолазной партии были окрестности города Бъёркэ (финский Койвисто, современный Приморск) и остров Плешивый, названный так русскими моряками за отсутствие на нём растительности (историческое финское название Кирко-саари). Кроме Водолазной партии в Бъёркэ располагались базы многих учебных отрядов и морских училищ флота Балтийского моря. Летом тихий рыбачий финский город наполнялся русскими моряками. Многие офицеры, в том числе и офицеры Водолазной школы, снимали здесь дачи и приезжали со своими семьями. Как вспоминал доктор КВШ Н. А. Есипов, летом 1898-го года на острове Плешивом «лейтенант фон Шульц выстроил домик для выделки разных приборов, необходимых при его опытах по телеграфированию и телефонированию без проводов, конструирования станций подводного освещения, телефонов и проч.». «Около своего домика лейтенант фон Шульц устроил маленький огород и цветник». В 1904-м году на острове была построена баня для мытья команды Водолазной партии. «С пароходного завода достали старый котёл, донку, цистерны для холодной и горячей воды и вышла прекрасная, удобная чистая и просторная баня, в которой с удовольствием моются и все офицеры» – вспоминал доктор Н. А. Есипов. «В 1905 году выстроен деревянный, очень хорошенький, лазарет, с печью, на 6 коек». В том же году был построен домик для фотографических работ, с тёмной комнатой, очень удобный. В сентябре 1906-го года (в это время КВШ командовал уже М. К. фон Шульц), с разрешения Морского министра, место, занятое Водолазной партией на острове Плешивый, было приобретено в собственность. В том же году построили «ледник из финляндского гранита и прекрасный огромный курятник, состоящий из домика и двора, огороженного проволочными сетками» и самое большое здание на острове – склад «для хранения мин и всяких минных принадлежностей». Ещё через год там был устроен «специальный стапель с роульсами для вытаскивания водолазных ботов», а на противоположном острове – пристань. Таким образом, «остров Плешивый окончательно преобразовался» и впоследствии стал называться Водолазным. То обстоятельство, что Водолазная партия в течение многих лет летом постоянно базировалась в Бъёркэ, стало причиной ежедневных многочисленных обращений местного населения к врачам партии. Больные не только приходили сами, их привозили и из Койвисто, и из близлежащих селений. Они были «настолько уверены в невозможности отказа, что решили даже не иметь своего платного врача».

Задачи Водолазной партии

Задачи, выполняемые Водолазной партией, носили, прежде всего, учебный характер. Однако с начала 90-х годов специалистов Водолазной школы стали привлекать для выполнения работ, связанных с очисткой винтов судов, поиском утонувших якорей и других предметов, потерянных мин Уайтхеда, а также с поиском затонувших судов и их подъемом. Летом 1891-го года, пожалуй, впервые и преподаватели, и ученики КВШ приняли активное участие в работах по подъему затонувшего судна. Тогда на Кронштадтском рейде затонул пароход-фрегат «Владимир». В 1894-1896 годах водолазы КВШ участвовали в поисках (впрочем, не увенчавшихся успехом) броненосца «Русалка», пропавшего в условиях сильнейшего шторма и тумана при переходе из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки). Однако по мере укрепления авторитета КВШ работы, к которым привлекались ее специалисты, становились все сложнее и разнообразнее.

Первые спуски
и работы
подо льдом

С приходом нового начальника Водолазной школы капитана 2-го ранга А. А. Кононова спуски водолазов, стали выполняться зимой (такие работы выполнялись и ранее портовыми и судовыми водолазами). Так, начиная с 30-го ноября 1896-го года, в течение месяца «…были произведены первые за все время существования школы спуски и работы под льдом у борта крейсера «Россия»». Спуски производили «исключительно только указатели школы и офицеры». Работы велись при сильном морозе (до 14ºС) и ветре. Этот опыт позволил выявить непригодность части водолазного снаряжения для спусков в зимних условиях и принять меры к усовершенствованию автоматических клапанов на резиновых водолазных рубахах. Усовершенствованные клапаны были предложены в 1898-м году преподавателем КВШ Г. Н. Пио-Ульским. Тогда же доктором Н. А. Есиповым была модернизирована манишка снаряжения Денейруза. Впоследствии работы в зимнее время выполнялись специалистами Водолазной школы не раз. Например, «с 27 января по 3 февраля 1899 года были произведены, по приказанию главного командира кронштадтского порта, водолазные работы на большом рейде, для осмотра и очистки грунта». Навыки, полученные при зимних спусках, уже вскоре, осенью того же года, очень пригодились специалистам школы.

Снятие с мели броненосца «Генерал-Адмирал Апраксин»

Ночью 12-го ноября 1899-го года при сильной метели у южной оконечности острова Гогланд выскочил на камни и стал на мель броненосец «Генерал-Адмирал Апраксин», шедший из Кронштадта на зимовку в Либаву. Для работ по снятию его с мели от Водолазной школы были направлены на ледоколе «Ермак» одни из самых надежных и опытных офицеров лейтенанты М. К. фон Шульц и В. К. Небольсин, специалист по подводным взрывным работам. Весной 1900-го года к спасательной операции, проходившей под руководством адмирала З. П. Рожественского, были привлечены также специалисты по горному делу. Только после успешного окончания подрывных работ, 11-го апреля 1900-го года ледоколу «Ермак» удалось снять броненосец с камней.

Работы на броненосце «Гангут»

Броненосец «Гангут» затонул 12-го июня (по нов. ст.) 1897-го года недалеко от пролива Бъеркезунд. Уже на следующий день Водолазная партия в полном составе перешла к месту его гибели. Поначалу у «Гангута» работали только указатели и преподаватели, так как слушатели еще не успели освоить спуски на глубину 16-ти сажень, на которой затонул броненосец. «При работах на «Гангуте» водолазам приходилось оставаться под водой по 3-4 и более часов подряд…». «Спуски на «Гангут» не прекращались даже несмотря на довольно значительную зыбь…». «Всех спусков… было сделано учениками 235, на глубину от 9-ти до 16-ти сажень. Партия была у «Гангута» до 1-го августа, а затем снова вернулась в Бъерк-э для своих учебных занятий». В отличие от шведских коллег, также привлеченных к работам на броненосце, с водолазами КВШ ни разу не произошло сколько-нибудь серьезного несчастного случая, что объясняется высокой водолазной подготовкой и четким соблюдением выработанных в КВШ правил гигиены водолазного дела. Тогда же были опубликованы отчеты начальника КВШ А. А. Кононова о работах на броненосце «Гангут», содержащие их подробное описание и анализ. В следующем 1898-м году Водолазная партия «несколько раз в течение лета… ходила к месту гибели броненосца «Гангут», где спускали указателей и учеников». В дальнейшем броненосец стал своеобразным учебным полигоном для водолазов, спуски на который проходили почти ежегодно. Во время летней кампании 1901-го года спуски на броненосец «Гангут» занимали самое важное место среди разнообразных работ Водолазной партии. Их проводили в июне и августе, «…причем были подняты: орудие Гочкиса, умывальник, трап с поручнями, штурвал и пожарная пипка». Даже практические экзамены в 1901-м году слушатели Водолазной партии сдавали в ходе работ на «Гангуте», для чего в присутствии экзаменационной комиссии с затонувшего броненосца были подняты еще два 47-мм орудия Гочкиса.

Арина МЕЛЬНИКОВА

(продолжение следует…)

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: OlegKirov | 11.04.2017 в 00:42

Прадед моей супруги на фото справа. Возможно Вам пригодится это фото как иллюстрации того, как выглядели моряки Водолазной партии.
http://s016.radikal.ru/i337/1704/26/d52a988f6c3a.jpg

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: