«Это наша с тобою судьба, это наша с тобой биография»

12Дорогая редакция «КВ»!
Пишу вам снова с большой благодарностью за публикацию статьи «Совесть надо иметь — недодепутат!» от 27 февраля 2014 года («КВ» № 8). Дело в том, что этот материал взволновал, не оставил равнодушными многих кронштадтцев, особенно тех, кто так же, как и я, родился в конце 1943-го или в начале 1944 года (но до 27 января 1944-го, до полного снятия блокады Ленинграда и Кронштадта) и не имеют статуса блокадников.
Начались звонки, встречи, рассказы людей об их детстве, родителях, пережитых страданиях. Передо мной проходят судьбы людей с их болью, обидами, унижением. Особенно больно этим людям за матерей.
И вот мы с этими товарищами, моими одноклассниками, вспомнили давнюю телевизионную передачу, которая состоялась в январе 2008 года по каналу-100. Передача была посвящена блокадникам. Гостем студии была Оксана Дмитриева. Много было сказано хороших сочувственных слов в адрес всех переживших блокаду…
Но нас в этой передаче поразило другое. Отношение этих людей, которые сами пережили блокаду, к нашим матерям, к тем, кто стал матерью в блокаду. Казалось бы, самое дорогое у человека — это мать. С каким чувством любви, уважения, гордости говорили мы всегда о наших матерях, которые в годы страшной блокады, в условиях двойного кольца в Кронштадте, пережившие голод, холод, страшные зимы 41-го, 42-го, 43-го, при полном истощении дали жизнь нам, ровесникам блокады.
Моя мама, Кузенкова Таисия Арсеньевна, всю войну трудилась в 18-м Арсенале ВМФ бухгалтером, а на пенсию её провожал весь коллектив как заместителя главного бухгалтера. Отец Кузенков Василий Степанович работал мастером, ремонтировал боевые тральщики и провожал их сразу в бой.
Много лет спустя я, поздравляя маму с Днём Победы, написала такие строки.
«Примите от меня –
Ровесницы блокады –
Слова большой
признательности Вам
За то, что город Вы
в блокаду отстояли,
Что тишину и мир
вернули нам»
Женщины, пережившие блокаду, были приравнены к участникам Великой Отечественной войны, награждены медалью «За оборону Ленинграда» и другими правительственныминаградами.
«Медаль
«За оборону Ленинграда» –
Не просто наша память
о войне,
Металл её откован
в дни блокады
И закалён
в невиданном огне».
Наши матери самоотверженно трудились в мирное послевоенное время, заслужили почёт и уважение в трудовых коллективах, принимали активное участие в общественной жизни. Стаж их работы — более 40 лет.
А нам, детям блокадного времени, матери дали воспитание, образование, привили любовь к труду, уважение к ветеранам, к истории нашей Родины, любовь к Отечеству и гордость за него.
Но вернусь к той давней передаче по ТВ, где прозвучали слова жителей блокадного Ленинграда, которые были чуть старше нас, причём все – женщины, в адрес наших матерей – слова обидные, нецензурные. Удивляет, что возмущались женщины по по поводу нас, родившихся в блокаду. Женщины, которым природой предназначено быть добрыми, верными, любящими матерями.
Кто позволил им обливать грязью наших матерей?
В самые страшные годы блокады, в суровые зимы город жил! И рядом с мужчинами, которые по брони работали для фронта, плечом к плечу во всех сферах жизнедеятельности блокадного города. трудились женщины-матери — и на Морсокм заводе, и в Арсенале ВМФ, и в госпитале, куда постоянно прибывали раненые, и самоотверженные женщины – врачи, сёстры, санитарки, падая от усталости, спасали раненых от смерти. А после работы женщины города шли в штаб МПВО на дежурства — рыть окопы, оповещать о воздушной тревоге, убирать трупы, тушить зажигалки, хоронить умерших. Слабые, истощённые, а многие и потерявшие близких.
Но наши матери, преодолев все трудности, родили нас, подняли на ноги.
Ребёнком я была очень слабым. Молока у мамы не было. Бесконечные ясли, больницы и слёзы матери.
Низкий земной поклон нашим мамам и вечная слава!
Мы никому не позволим чернить светлую память наших матерей!
А мы, как нас назвали «недоблокадники», всё время сталкиваемся с каким-то негативным, несправедливым отношением. Нам даже говорят: «Вы – никто!»
Все мы разменяли седьмой десяток. Трудились с честью на благо Родины. Имеем стаж работы по 45 лет. Многих уже нет в живых. Многие имеют инвалидность, есть среди нас и те, кто несёт крест онкологического заболевания. А всё это значит – неизбежное частое обращение за медицинской помощью. И вот, видя год рождения в карточке, врачи зачастую спрашивает как самое естественное: «Вы блокадница? «Вы — блокадник?»
И приходится отвечать: «Официально – нет!».
А фактически? Да!
Но блокадникам – почёт и уважение. А мы — никто!
В День 70-летия полного снятия блокады Ленинграда я возвращалась с кладбища, где возложила цветы на могилу мамы. Вскоре автобус наполнился пожилыми людьми – блокадниками. Они оживлённо беседовали, а у «Бастиона» все вышли и отправились на концерт, посвящённый Дню полного снятия блокады. На лицах – улыбки, все – в праздничной одежде, они радостно приветствовали друг друга, поздравляли.
Конечно, я рада за них! Это наш общий праздник. Наша общая судьба. Наша биография…
Но домой я шла со слезами на глазах…
Уважаемые блокадники, кронштадтцы, все, кто откликнулся на мой материал в «КВ»
№ 8 от 27 февраля 2014 года, товарищи Мокроусова Н. Н., Чуянова Н. Н., Власова И. С., Пашкова Л. В., Никитин В. М., Синильникова Е. М., спасибо – за поддержку! Я старалась в этой статье обозначить наши общие проблемы.
«Сестра моя, товарищ,
друг и брат,
Ведь это мы,
крещённые блокадой,
Нас вместе называют –
Ленинград,
И шар земной гордится
Ленинградом!»
И Кронштадтом!

С уважением,
Нина Васильевна
АНТОНОВА

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: