Я за современный Кронштадт!

Седьмого ноября «Кронштадтский вестник» под рубрикой «Обратная связь» опубликовал письмо Никиты Н. «Хочу уснуть и проснуться в советском Кронштадте». Понятно, что совпадение случайное, но получилось почти символично: письмо из серии «Обратно в СССР» — в день бывшего главного праздника бывшего ССС Р. Письмо-ностальгия по советскому прошлому. Попробую автору возразить.

Гость из 70-х ратует за возвращение пропускного режима в Кронштадте. Давайте вспомним, как это было. У нас проверяли паспорта при каждом выезде из Кронштадта и каждом въезде в родной город. Школьники, не имеющие паспортов, обязаны были обзавестись справками жителей Кронштадта с фотографиями.
Для того, чтобы встретить гостей из других городов или сёл нашей необъятной Родины, нужно было заранее оформить временные пропуска для них. А гостей из-за границы позволено было принимать только черз ОВИР (и далеко не всегда эта «контора» давала своё добро на дружбу народов).
О выезде же за границу подавляющее большинство кронштадтцев даже и не мечтали. Порой даже разговоры об этом были наказуемы. А теперь представьте, что в каждом городе, каждом посёлке нашей страны (чем они хуже Кронштадта?) существует строгий пропускной режим. Как вам такое благо?
Автор письма провозглашает: «Советский Кронштадт волею партии стал образцовым социалистическим городом». А вам, дороги читатели, как? Нравится город 70-х, в котором все храмы разграблены, осквернены или разрушены?
Автор письма утверждает: «Экономика советского Кронштадта держалась на трех китах — Морзавод, Арсенал, Кронштадтторг». Вернее будет сказать: рабочие места в Кронштадте, в основном, обеспечивали эти три кита. А вот, что касается экономики, то она — на этих трёх китах — не поддается критике, как и вся экономика СССР, поскольку, как можно говорить о рентабельности судоремонтного предприятия, если ремонт на нём обходился в разы больше стоимости самого корабля (и если я не прав — не экономист — пусть меня кто-нибудь поправит).
Даже новую чугунную ограду для Петровского парка, насколько мне помнится, заказывали на стороне, поскольку родной завод запросил с города астрономическую сумму. «Кронштадтторг» продавал своим людям из-под прилавка лимитированные товары, полученные по утвержденной сверху разнарядке. Нынешней молодежи, к счастью, всё это не просто незнакомо, но и совершенно непонятно.
Ностальгирующий по 70-м годам сокрушается: «Дамба уничтожила кронштадтско-котлинскую идиллию». Позвольте напомнить лишь об одном эпизоде этой «идиллии». Встать вам, чтобы успеть в Лениград на учебу или работу, нужно рано утром. Очень рано! Пешком до Арсенальной пристани. Простоять не менее получаса в очереди за билетом на паром, потом на ветру под дождём или снегом у проходной КПП (контрольно-пропускного пункта).
Предъявить паспорт в развернутом виде. А затем — побыстрее бежать на паром, чтобы постараться занять сидячее место в салоне. Через 30 минут вылезть из салона и 5-10 минут толкаться у аппарели ледокола, чтобы в числе немногих счастливчиков попасть в автобус. Не успели — пешком до железнодорожного вокзала в Ломоносове, и хорошо, если без вещей. Дождались электрички — и через час вы на Балтийском вокзале. И это еще ничего. Потому что до 70-х, когда не было ещё паромов ледокольного типа, приходилось в Ломоносов и обратно и пешком по льду ходить — темень, ветер, снег, мороз. На бортовой машине в кузове — это, если повезет, если успел. А дамба для Кронштадта — это благо с разных сторон. Не только решение транспортной проблемы, но и для многих — жилищной. Благодаря новому микрорайону — 19-му кварталу, выросшему за городом, благодаря строительству дамбы, многие кронштадтцы живут сегодня в благоустроенных квартирах, вспоминая как кошмарный сон, свои коммуналки.
Сегодня за руль собственной машины молодые садятся, едва закончат школу, а в советские времена в очереди на автомобиль можно было стоять всю жизнь. Я за современный Кронштадт! А вы?

Герман ДАРАГАН

ОТ РЕДАКЦИИ. В пылу полемики наш уважаемый внештатный автор Герман Михайлович Дараган, защищая дамбу, не заметил, как и сам невольно стал немножечко апологетом советского строя. Ведь благоустроенную квартиру и он сам, и большинство из его соседей по 19-му кварталу получали ещё в советские времена. Сегодня о таком социалистическом благе, как совершенно бесплатная квартира, мечтать не приходится. А купить по баснословным ценам может далеко не каждая молодая семья. Впрочем, сравнивать две эпохи — советскую и постсоветскую — дело абсолютно неблагодарное. Много противоречивого было тогда, далеко несовершенен наш мир и сегодня.

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: