Как не заглотить наживку мошенников

карикатура мошенникиСледуйте нашим указаниям

Раннее утро. Мой телефон издаёт приятный звучок: пришла эсэмэска. Читаю: «Ваша карта VISA заблокирована!» И даны два телефона, по которым можно обратиться. У разбуженного ранним утром человека ход мыслей несколько другой, чем у того, кто уже включился в течение жизни. Он скорее чувствует, чем мыслит. Вот и мне хочется немедленно узнать, с чего бы это моя карта, которой я, кстати, давно не пользовалась, вдруг оказалась заблокирована? Набираю номер. «Да, – отвечает мне мужской голос, – у нас случился сбой сервера, и ваша карта заблокирована. Но не расстраивайтесь, это можно легко исправить. Вам даже не придётся обращаться в офис вашего банка. Кстати, какой у вас банк?» Я называю свой банк, слегка удивляясь такой неосведомлённости. «Хорошо! – одобряет мой выбор голос по мобильному телефону. – Вы можете просто дойти до ближайшего банкомата. Но не вставляйте сразу карту, сначала позвоните по этому номеру, а потом следуйте нашим указаниям». Но я уже успела проснуться, и что-то в нашем разговоре кажется мне странным.
«А может, лучше до офиса дойти?» – спрашиваю. «Зачем вам такие сложности? – удивляется голос. – Там нужно стоять в очереди, писать заявление, потом долго ждать. А всё можно решить прямо сегодня».
И тут во мне просыпается деловой человек. И голос кажется не заслуживающим доверия. «Знаете, я уж лучше дойду до офиса банка, мне тут недалеко», – зачем-то заверяю я сомнительный голос. Он сразу теряет ко мне интерес: «Дело ваше, мы хотели, чтобы вам было удобно».

Проведём расследование

Чего он хотел, я узнаю в банке, который выпустил мою карту. «Это мошенники, – говорит сотрудница банка. – К нам уже приходили клиенты с такими обращениями». Итак, я молодец! Интуиция меня не подвела. Но долг журналиста не просто вздохнуть с облегчением. Наша обязанность – предостеречь читателей газеты «Кронштадтский вестник», среди которых много пенсионеров. А пожилые люди часто становятся лёгкой добычей для мошенников. Интересно, сколько ещё человек попались на удочку телефонных аферистов? Сколько людей получили сообщения, подобные моему, установить невозможно. Как выяснилось, в полицию обратились только те, кто пострадал от действий мошенников в самом прямом смысле, то есть потерял деньги. Вот как это выглядит.
Человек, проглотивший наживку, идёт к ближайшему банкомату, набирает указанный в сообщении телефонный номер. Его просят перевести деньги с якобы заблокированной карты на резервный счёт, который на самом деле принадлежит этим аферистам.

Спешить не стоит

Одна дама умудрилась совершить перевод своих денег, находясь в офисе Сбербанка! Она даже не сделала самого простого: не поинтересовалась, какой сбой в программном обеспечении произошёл в банке, и правильно ли она поступает! Просто подошла к банкомату –  и лишилась всех сбережений – 110 000 рублей!
По словам сотрудников полиции, часто такие операции проделывают «сидельцы» с зоны. А помогают им подельники, временно находящиеся на свободе. Установить человека, который занимается преступной деятельностью с помощью мобильного телефона, к сожалению, довольно трудно. В приличных магазинах и офисах у вас при покупке sim-карты спросят паспорт, но рядом могут торговать с лотков, и тут в погоне за клиентом готовы продать карту и подключить к мобильной сети безо всяких документов, удостоверяющих личность. Это осложняет поиск преступников.

Беспечность наказуема

И ещё – не стоит бросать чек из банкомата в корзину, находящуюся рядом. Лучше сделать это позже, когда за вами никто не наблюдает. Кстати, за день до покушения на мою банковскую карту я проверила баланс и тут же беспечно выбросила чек в корзину.
И всё же не нужно бояться пластиковых карт. При разумном подходе пользоваться ими удобно и безопасно. К тому же существует система «мобильный банк». Все операции с вашей картой тут же подтверждает СМС. И не нужно брать чеки в банкомате. Вы всегда знаете, какая сумма потрачена и сколько денег на вашем счёте в данный момент. Правда, если вы потеряете свой мобильник, или его у вас украдут, то эта информация попадёт в чужие руки. Для этого лучше использовать ПИН-код и пароль на своём мобильном телефоне. Один мой знакомый, смышлённый мальчик одиннадцати лет, вернул себе украденный мобильник, потому что им невозможно было воспользоваться, и его просто бросили там, где взяли.

Они не дремлют

В интернете появляются всё новые сообщения о свеженьких способах мошенничества. Аферисты могут зайти на вашу страничку в социальных сетях, скачать ваши фото, скопировать сообщения и создать точную копию вашей странички, после чего они заходят на сайты ваших друзей и просят выручить вас «до завтра»: положить деньги на карточку или на телефон. Недавно моя коллега отвечала на звонки друзей и знакомых, которые всё же догадались уточнить, правда ли она нуждается в том, чтобы ей срочно сбросили на указанный номер телефона тысячу рублей. Смутило знакомых и фамильярное обращение к ним на «ты». Хитрость не сработала. А на днях под вечер ко мне позвонили в квартиру. Сначала я просто не могла понять, чего от меня хотят. Потом голос с сильным акцентом человека из Средней Азии пробормотал слова «пенсионное обеспечение». Когда я отказалась продолжить общение, из-за двери меня стали уговаривать подумать о будущем пенсионном обеспечении моих детей. Тут я пригрозила вызвать полицию – и товарищ быстренько удалился. Бдительность и ещё раз бдительность! Кстати, в полиции рассказали, что молодой человек им известен, его не раз задерживали по вызовам граждан. Он предлагает услуги негосударственного пенсионного фонда, что само по себе не преступление. Но зачем же так рисковать, впуская в дом незнакомого и не внушающего доверия человека? Ещё один эпизод, с которым разбираются сотрудники кронштадтской полиции. Два молодых человека попали в квартиру под предлогом проверки батарей парового отопления. Они даже сняли их на фото, а при этом, когда хозяева утратили бдительность, украли кошелёк. Ещё одна схема лёгкого отъёма денег у граждан – ею часто промышляют лица цыганской национальности. Это случилось в Кронштадте. Две пожилые сестры получили «заманчивое» предложение произвести обмен денег на купюры нового образца – на дому и из рук в руки. Цыганские руки оказались ловкими: настоящие купюры – 850 000 рублей – достались мошенницам, а пенсионерки получили «сувенирную продукцию» стоимостью 100 рублей за пачку.

В помощь гражданам

МВД РФ разработало специальную памятку для того, чтобы защитить нас с вами от мошенников. В ней раскрыты основные схемы и тактика их действий, а также есть советы, как вести себя в подобных ситуациях. Вот наиболее распространённые схемы, которые используют телефонные мошенники.
Вам звонят и требуют выкуп или взятку якобы за освобождение из отделения полиции знакомого или родственника.
Телефонный номер-«грабитель». Это может быть заманчивое предложение с указанием телефона. После звонка с вашего номера списывается весьма значительная сумма.
Это может быть информация о вашем выигрыше в лотерее, которую проводят радиостанция или оператор связи.
Вам могут пригрозить штрафными санкциями и отключением номера – якобы за нарушение договора с оператором вашей мобильной связи.
Помните: всё это – попытка облегчить ваш карман. Меж тем есть простые правила безопасности. Всегда проверяйте такую информацию. Сообщают, что банковская карта заблокирована – звоним в офис банка или не поленимся зайти и узнать всё из первых рук. Грозят отключить мобильный телефон – звоним прямиком своему оператору связи. Его номер есть в вашем договоре о предоставлении услуг. В общем, будем разумно-недоверчивы, в этом наше спасение.
Если вы не вызывали сантехника или электрика, то сами они к вам не явятся. Как и сотрудники Пенсионного фонда. Незнакомые вам платёжные документы, оказавшиеся в вашем почтовом ящике, обязательно проверяйте. Известны случаи вброса фальшивых квитанций. Если вам предлагают за низкую цену чудодейственные препараты для быстрого выздоровления – не верьте. Так не бывает. Могут позвонить якобы из поликлиники. При этом мошенники могут назвать вашу фамилию и имя участкового врача. Узнать эти данные нетрудно, а врачи никогда никого на дом к людям не подсылают, так что вас обманывают те же любители наживы. Как рассказали нам в ОМВД Кронштадтского района, часто мошенники приходят под видом проверки в квартире газового оборудования. Так было и в квартире на улице Велещинского, где пожилую женщину отправили на кухню, велели ей плотно прикрыть дверь и хорошенько принюхаться: не пахнет ли газом? Пока старушка принюхивалась, преступники совершили кражу.
Мошенники рассчитывают на доверчивых и податливых людей, которыми можно манипулировать, но ведь мы совсем не такие! И ещё – если вас попытались обмануть, но вы проявили бдительность, всё же стоит написать заявление и отнести его в отдел полиции по месту жительства. Тогда у сотрудников будет точная информация о масштабах проблемы и готовность бороться с мошенниками. Как сказал заместитель начальника отдела уголовного розыска ОМВД по Кронштадтскому району Денис Росляков, ни одно такое заявление не остаётся без внимания. Сотрудники полиции связываются при необходимости с другими регионами, отслеживают связи мошенников, их схемы. Всё это помогает расследовать и предупреждать такие преступления.

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: