Люди нашего города

Владимир Ионенко: «Мир стал более цветным»

Для кронштадтского художника Владимира Ионенко год был не из лёгких. Здоровье подводило не раз. Но творчество спасало от всех болезней. И даже подступающая темнота вдруг сдалась и прекратила осаду. Зрение не улучшилось, но прекратило ухудшаться, дав возможность реализовать задуманные идеи. Работы прибавилось. А в последние две недели и подавно – сразу две выставки возникли на горизонте художника. Одна из них – коллективная выставка работ слабовидящих и слепых художников «Прозрение» откроется в субботу, 29 августа, в 13.00, в обновлённом выставочном зале на Свердловской набережной, 64.

111DSC_0006_01

Одно пространство объединит сразу несколько видов искусств, множество техник, жанров и стилей, в которых находят себя особые художники – инвалиды по зрению. Творчество позволяет им не терять связи с миром, который они не видят. И пусть не все из них имеют профессиональное образование, они продолжают творить, своим искусством больше рассказывая о мире, что внутри, чем о том, что снаружи.

Кто-то не видит с рождения, другие потеряли остроту зрения в сознательном возрасте. Никто из них не ждал, что в его жизни наступит темнота.

– Я заставил недуг работать на меня, – раскрывает Владимир Ионенко о методе своей работы. – Я вижу внутренним зрением. Иногда бывают минуты просветления, тогда резкость зрения возвращается, и я вижу холст. Пабло Пикассо как-то сказал: «Живопись сильнее меня, мне приходится делать то, что она захочет». Я чувствую то же. Картины возникают внутри, там же я компоную, продумываю сюжет в деталях, ищу цвет, а потом сажусь и пишу…

Кронштадт. 19-й квартал. В живописную мастерскую превращена бОльшая из двух комнат типовой городской квартиры на втором этаже. Шторы задёрнуты, так как резкий свет мешает сосредоточиться. На стеллажах подрамники с законченными и пока незавершёнными работами. Выдавленные на палитру краски. Чтобы не потерять возможность работать, Владимир старается писать каждый день. А пишет выпускник Ленинградского художественного училища имени В. А. Серова в основном пейзажи. Тихие, умиротворённые, пронизанные добрым мягким светом.

– Пейзаж – это портрет природы. Она первична. С неё всё началось, началось познание мира. Это могучая стихия. И при этом каждое дерево похоже на человека, а человек – на дерево… – говорит Владимир.

111DSC_0011

Он создаёт сразу циклы картин. Был петербургский период. Потом долгое время Владимир Ионенко писал лесные, сельские пейзажи с речками, церквушками, опушками, поросшими мхом камнями и одинокими сухими деревьями. А вот сейчас вновь вернулся к городу. Самая свежая серия называется «Кронштадтские дворики». Две из восьми отправленных на коллективную выставку работ – как раз из этой серии.

Прижимающиеся друг к другу, вырастающие друг из-за друга дома, голые стены с редкими тёмными окнами, пустые и практически лишённые зелени городские пространства, ограниченные прямыми линиями домов и оград. Иногда над всем этим нагромождением, состоящим из угловатых геометрических фигур, вдруг возникает полукруг купола – и светлый образ Морского собора вплывает в картину, как парусник, выходящий из тумана… Серия «Кронштадтские дворики» – это желание запечатлеть образ города, в котором художник живёт с 1998 года. При том, что в реальности именно таких дворов у нас нет, на этих полотнах есть Кронштадт, каким его ощущает художник.

– Я часто что-то придумываю, отталкиваясь от увиденного или от фотографии. Да, я создаю свой город. Легко стираю лишнее. Считаю, что порой детали только мешают. Или же, наоборот, могу дополнить картину тем, чего нет…

111DSC_0017_01

Например, дополнить кронштадтский пейзаж куполом Морского собора там, откуда его в реальности не видно. Не видя его, художник всё равно знает, что собор, этот символ Кронштадта, здесь, рядом. А потому как некий охраняющий сей город образ, его парящий над домами и деревьями купол вновь возникает на холсте.

– Вот эту тему хочу доработать… Старые дворы настолько ёмкие, там столько историй…

У художника много задумок. И хотя эскизы Владимир Ионенко не делает, небольшие схемы будущих сюжетов лежат под рукой на кухонном столе. А в комнате-мастерской, уже готовые отправиться в большом мир и потому закутанные в полиэтилен, стоят работы, отобранные художником для следующей – персональной выставки. Она откроется 10 сентября в выставочном зале Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих. Это уже третья выставка кронштадтского художника в гостеприимном пространстве на Стрельнинской, 11. На сей раз там будут выставлены 24 пейзажа.

– При потере одного обязательно приобретается что-то другое, – говорит Владимир Ионенко, член союза свободных художников Санкт-Петербурга, инвалид II группы, участник региональных и общероссийских выставок. – Когда в 2000-м году зрение моё начало резко ухудшаться, заметил, что восприятие мира стало сильнее, ярче. Цвет я стал ощущать острее. Если раньше в своих работах делал упор больше на композицию, то теперь во главу угла ставлю краски. Мир для меня будто бы стал более цветным.

Парадокс. Но глядя на работы художника, не сомневаешься в правоте его слов.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: