«Смерть не раз проходила мимо»
Иван Иосифович Иванов – коренной кронштадтец, родился в семье рабочего, в которой росло еще двое ребятишек. Его отец Иосиф Иванович многие годы проработал рабочим- медником на Кронштадтском Морском заводе. Закончив 7 классов, Иван Иосифович пошёл по стопам своего отца. Поступил в ремесленное училище осваивать профессию токаря.
Первые дни войны, которую он встретил совсем юным пареньком, врезались в его память на всю жизнь. Он вспоминает:
– Однажды, около полуночи, мы с другом прогуливались по улицам Кронштадта и увидели вражеский самолёт, шедший в пике над территорией завода. Через мгновение раздался страшный грохот,
и небо озарилось ярким светом. Когда на следующее утро мы пришли на завод, от цеха, где должны были ночью работать, остались одни развалины. По счастливой случайности ночную работу отменили, и рабочие, в том числе и мы с другом, остались живы.
В 42-м году маму Марию Ивановну вместе с малолетними детьми (сестре было 5 лет, а маленькому брату едва исполнился год) отправили в эвакуацию, Иван, как старший сын, должен был сопровождать своих родных в далекий Казахстан. Кто познал судьбу эвакуированных, знает, как опасен и тяжёл был путь на восток. Уже в Лисьем Носу машина была обстреляна неприятельской артиллерией, которая находилась в Новом Петергофе.
Но самое страшное было впереди. В Волховстрое эвакуированных посадили на корабль. Иван Иосифович вспоминает:
– Я сидел на носу, женщины с детьми, а их было около 40, были в трюме, а три молодые девушки находились наверху посреди палубы. И вдруг два «мессера» с бешеной скоростью на минимальной высоте – не более 100 метров обстреляли нас пулемётной очередью, все в ужасе пытались найти хоть какое-то убежище, но всё было тщетно. Немецкому лётчику этого обстрела показалось мало. Раздался взрыв,в одно мгновение изуродованные тела девушек были отброшены в воду, а меня ранило осколками. Все с ужасом ждали второго захода самолётов, но, к счастью, они больше не вернулись.
В Джамбуле, куда приехала семья, Иван работал токарем. Когда исполнилось 18 лет, был мобилизован, и с 18 января по 20 мая 1943 года находился в запасном полку. Затем он был направлен в Москву, где в это время были сформированы два зенитных полка, в один из которых и попал молодой солдат. Задачей полка было прикрытие в бою девятого танкового корпуса.
Иван был командиром отделения батареи. Основная цель – круглосуточное воздушное наблюдение, опознание самолётов. В его подчинении – 3 разведчика, 2 радиста, 3 связиста, хим- и санинструктор и четыре орудия впридачу. С особой теплотой Иван Иосифович вспоминает командира батареи, это был капитан Николай Сергеевич Чибисов, прошедший Сталинградскую битву. Опыт командира не раз спасал жизни молодых бойцов.
Иван Иосифович вспоминает:
– В первый день под Бобруйском потеряли зам. командира по политчасти майора Шляпникова, большие потери были у Буга, где остановились, чтобы умыться и немного отдохнуть. При подходе к воде раздались взрывы, это были немецкие мины, трое упали замертво, 6 человек тяжело ранило. Крики, стоны, кровь, и всё это на глазах молодых необстрелянных солдат. Трагедией для бойцов была потеря генерал-майора Бахарова, который был для них примером мужества, героизма и человечности. Долго молодым бойцам снилось окровавленное обезглавленное тело боевого генерала, попавшего в засаду. От Бобруйска до Берлина шли в чистом поле, прикрывая танковый корпус. Чистое поле – это землянка, уложенная прутьями, печка-буржуйка, ночи, проведённые под открытым небом; приходилось спать и в воде, и под машиной, прячась от осколков при бомбёжке.
Иван Иосифович вспоминает:
– Для двух разведчиков, одним из которых был я, приказ командира был краток: вывести батарею из артобстрела, для этого необходимо определить точные координаты территории обстрела. Задание трудное, мы, где ползком, где перебежками исследовали весь участок и выполнили приказ, батарея не понесла возможные потери.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, Иван Иосифович награждён орденом Славы третьей степени.
Но самой большой своей наградой он считает слова благодарности одного пехотинца. Во время очередной переправы пехота передвигалась по льду, а батарея, прикрывая пехотинцев, обстреливала самолёты. После удачной переправы один из солдат подошел и сказал слова, которые Иван Иосифович запомнил на всю жизнь:
– Спасибо, братцы, не дали нас расстрелять.
Смерть не раз проходила мимо молодого солдата. Однажды, изнемогая от усталости, по просьбе напарника, тщательно укрывшись, решили передохнуть. И если бы не этот короткий отдых, попали бы под шквальный огонь, который сменился форсированной бомбёжкой, сметавшей всё на своём пути. Остаться в живых под таким огнём у Ивана и его напарника шансов не было.
Впереди ожесточённые бои за Берлин и 1-й Белорусский фронт под командованием Георгия Жукова. Впереди была Победа!
Но только в 1947 году Иван Иванов вместе с однополчанами вернулся на Родину. И после Победы молодых бойцов ещё два года держали в составе ограниченных войск на территории поверженной Германии. С какой тоской каждый вспоминал свой дом, семью, родных и близких!
Вернувшись домой, продолжил работу на Кронштадтском Морском заводе, где проработал полвека. За доблестный труд токарь 6 разряда Иван Иосифович Иванов награждён орденом Трудовой Славы третьей степени. С того года на груди ветерана красуются два ордена Славы!
Судьба наградила Ивана Иосифовича семейным счастьем. Со своей женой Людмилой Емельяновной они отметили золотую свадьбу. Вместе они вырастили сына, внука, правнука и правнучку.
Спрашиваю Ивана Иосифовича:
– Вы же были совсем мальчишкой, страшно было?
Ответ краток:
– Да мне уже было 18 лет! Но были моменты, когда приходилось креститься, хотя и не знал, как.
В конце рассказа Иван Иосифович с гордостью добавил:
– Мой дядя Дмитрий Дмитриевич Ходаков – уроженец Кронштадта, участник керченского десанта, пал смертью храбрых, посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. В Николаеве поставлен памятник в память о погибших десантниках, всего их было 68 человек.
Шестьдесят восемь молодых ребят пали смертью храбрых. В Кронштадте имя Дмитрия Дмитриевича Ходакова увековечено на стене Славы на Якорной площади. Вот такие наши земляки, скромные герои.
Галина АГАФОНОВА
1 комментарий
Как узнать за командира Чибисова Н.С. Это случайно не ныне покойный мой дедушка? Он был как раз командиром батареи в звании майора демобилизовался.