На всю оставшуюся жизнь

В половине двенадцатого у здания администрации Кронштадта их уже поджидали автобусы. Организаторы раздали красные гвоздики. Пожилые люди расселись по местам, и колонна двинулась. Это был недальний путь, это был далёкий путь – в прошлое, о котором многие стараются не говорить, а если и вспоминать, то в такой вот день. Тёплый день начала осени. 8 сентября 1941 года сомкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда. Началась невиданная в истории трагедия противостояния гражданского населения: детей, женщин и мужчин безжалостной военной мощи  фашизма. 

DSC05616DSC05604Автобусы двигались в сторону кладбища, на котором захоронены останки людей, погибших от голода и холода, от обстрелов и бомбёжек. Большинство тех, кто ехал почтить их память, в то время были малыми детьми. Сегодня у них седые головы, многим трудно ходить. В Кронштадте сейчас живёт 127 человек, награждённых медалью «За оборону Ленинграда», 947 переживших блокаду детьми.
Виктор Андреевич Бурдаков, которого война накрыла в возрасте четырёх лет, тем не менее многое помнит. В автобусе он рассказывает историю своей семьи: как умерла от голода маленькая сестрёнка, а во время похорон в яму попал снаряд. Погибли три молодых матроса, которые помогали в погребении. Каждый год Виктор Андреевич с женой Валентиной Павловной участвуют в памятном мероприятии у мемориала жертвам блокады на кладбище Кронштадта.
8 сентября здесь собрались горожане, представители общественных организаций и политических партий, главы районной администрации и муниципалитета, депутаты Муниципального совета.
Звучит метроном. У братской могилы замерли в почётном карауле моряки. Строгими стали лица кадет и школьников. Начинается торжественная церемония. «Их подвиг будет вечно жить в наших сердцах», – об этом говорит Эмма Григорьевна Лёшина, председатель общественной организации «Житель блокадного Ленинграда».
Ученик школы № 418 Александр Гуляев читает стихи: «Простите нас, погибшие в блокаду». В памяти всплывают строки Александра Твардовского: «Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны…» Здесь, в братской могиле, много тех, кто никогда не брал в руки оружие, тех, кто только начинал жить. Тем больнее, тем сильнее щемит сердце. К собравшимся обращается глава администрации Кронштадтского района Василий Пониделко. Он тоже взволнован: подбирает слова, стараясь выразить чувства, которые сейчас, в эту минуту, владеют каждым, кто участвует в митинге памяти и скорби. Красные гвоздики ложатся на братскую могилу. Наклонены к земле знамёна. Минута молчания. Над Кронштадтом чистое, синее-синее небо. В этой пронзительной тишине невозможно представить себе ад обстрелов и бомбёжек, сотрясавших землю на острове в бесконечные 900 блокадных дней и ночей.
Кто-то говорит: стало плохо с сердцем. Кто-то вспоминает, что 16 сентября 1941 года Кронштадт бомбили 300 самолётов. Люди садятся в автобусы. Мы едем на бывшее лютеранское кладбище, где тоже похоронены умершие и погибшие во время блокады. Виктор Андреевич Бурдаков вытирает слезы – здесь, в братской могиле, его сестра и бабушка. Здесь уже не говорят речей, здесь каждый наедине со своей памятью.
Автобусы везут нас дальше, к тому месту, откуда начиналась «Малая дорога жизни». Молодой водитель расспрашивает пожилого мужчину – что за дорога? Владимир Дмитриевич Михайлов родился в 1932 году, так что дни блокады хорошо помнит. И про дорогу рассказывает со знанием дела: 11 апреля 1942 года его вывезли по ней на Большую землю. Он помнит, что ехали уже почти по воде – лёд таял. А отец его всю блокаду провёл в Кронштадте – он был моряком. У памятного знака тоже возлагают цветы. Пожилые люди прощаются. «Пойду кормить своих котов», – говорит одна из женщин. А мне вспоминается история о том, как в Ленинград после блокады завозили котов, чтобы спасти город от расплодившихся крыс. И многие ленинградцы и жители Кронштадта в благодарность до сих пор жалеют и подкармливают кошек.
А вечером состоялась акция «Свеча памяти», которую организовало молодое поколение кронштадтцев. Она тоже проходила у Мемориала «Дорога жизни». Сюда пришли ребята из кронштадтских клубов «Маяк» и «Ровесник», представители Молодежного совета Кронштадта. В 17 часов здесь зажгли памятные свечи. «На всю оставшуюся жизнь нам хватит подвигов и славы…»

Галина МАРКИНА
Фото автора

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: