Медаль с выставки. Россия выставила «сокровища»

До Кронштадта нужно дорасти, культурно, духовно, исторически. Кстати, родившиеся на свет в Кронштадте, автоматически этих привилегий не получают.
С каждым годом история города на острове раскрывается всё шире, полней, глубже, но это оценить, прочувствовать способны,
к сожалению, далеко не все.
Замечательно, что есть люди кому нелениво погулять по городу с фотоаппаратом, поймать новый ракурс, там где уже ходил тысячи раз, те кто откроют не только страничку в интернете – «тыкнув» от скуки пальчиком в экран, а сходят за новой книгой в магазин или библиотеку ради новой информации об истории города, где живёшь, послушают лекцию, посетят выставку.
Прекрасно, что снимаются новые фильмы, пишутся толстые фолианты, популярность Кронштадта растёт невероятно, отсюда и огромное количество туристов и отдыхающих на нашем острове.
Туристы приехали, отметились и умчались, а проблемы на Котлине нарастают. Транспортные и экологические уже неоднократно озвучивались, остров и город развиваются, но до конца не найден компромисс, как сохранить исторический облик центральной части и фортовых оборонительных сооружений, как до конца не уничтожить самобытную природу Котлина.
Очень хотелось бы найти компромисс и понимание между людьми, решающими судьбу нашего города, находясь в Питере,
а то и в Москве, и жителями Кронштадта.
Огромный минус в имидже Кронштадта, по отзывам многих неравнодушных людей, – низкая квалификация так называемых гидов-экскурсоводов, зарабатывающих на человеко-часах и несущих «пургу», извините за французкий, об истории и достопримечательностях Коронного города.
Но солнышко продолжает светить, нашим городом руководят грамотные и любящие Кронштадт люди, а значит жизнь продолжается, и современная история Коронного города будет не менее яркой и индивидуальной. А пока на ваш суд представляю несколько любопытных исторических зарисовок о нашем прекрасном городе (читайте их в «КВ» №№ 9, 10, 11).

Главный павильон выставки

Приглашённые гости заняли свои места. Оркестр в 150 человек под управлением капельмейстера Томаса исполнил гимны 37 стран – участников выставки. Президент Соединённых Штатов Грант и губернатор Филадельфии заняли почётные места. После торжественного марша, сочинённого Рихардом Вагнером и молитвы, выступили организаторы выставки и президент Грант. Под гром пушек перезвоном колоколов и поднятием государственных флагов состоялось открытие выставки. В завершение хор в 1000 голосов исполнил «Аллилуйя» Генделя. Члены русской выставочной комиссии лично были представлены президенту. Именно так 10 мая 1876 года состоялось открытие Всемирной выставки в Филадельфии, с официальным названием «Международная выставка искусств, промышленных изделий, продуктов почв и шахт». Впервые такого масштаба выставка проводилась не в Европе, а на другом континенте. Не случайно были выбраны даты открытия и место мероприятия. Ровно 100 лет исполнилось принятию «Декларации независимости США», которая была подписана именно в Филадельфии.

Изображение медали. Лицевая сторона (аверс) и оборотная (реверс)

Что же из себя представляла эта выставка? Площадь, отведённая под это мероприятие, составляла 17 гектаров, а это значительно больше площадей подобных выставок в Париже и в Вене. Пять огромных павильонов – главный павильон, павильон изящных искусств, в нём были размещены произведения художников и скульпторов из 20 стран; павильон машин; дворец садоводства и павильон земледелия. Газетные критики оперативно отреагировали на открытие выставки, не преминув уколоть архитекторов павильонов в чрезмерной «крикливости» и пышности. Однако посетителям это было по душе.
Помимо гигантских павильонов были и ведомственные, для экспозиций полиции, армии и флота, пожарных. На волне зарождающегося феминизма был отдельный павильон, посвящённый теме женского труда. Постоянные очереди посетителей выстраивались у колонны-обсерватории, её высота достигала 46 метров и была увенчана куполом. Туда можно было подняться по спиральной железной дороге. По территории выставки проходили две железные дороги. Первая – для посетителей, её длина составляла более шести километров, паровозы тянули специальные вагоны панорамного типа. Вторая – для доставки экспонатов и грузов. Оригинальность задумки в том, что железная дорога проходила внутри основных павильонов. Рельсовые пути выставки были соединены со всей железнодорожной сетью США. Для придания особенного – американского – колорита была построена «Индейская деревня» на несколько сотен жителей.
Среди любопытных и заслуживающих внимания экспонатов были – факел строящейся статуи Свободы, телефон Александра Белла, печатная машинка «Ремингтон-1», телеграф Томаса Эдиссона, вычислительная машинка Гранта, трактор, линия по производству шоколада, пушки Круппа и многое другое.

Внутри павильона России

Русская делегация смогла удивить весь мир – как присутствием, так и экспонатами. Подготовка к выставке началась осенью 1875 года. Различные ведомства издали приказы по отбору будущих экспонатов для показа в Америке. Несмотря на ранние сроки подготовки, корабль с участниками опоздал к открытию, прибыв на американский континент только 16 мая. Работы по монтажу велись круглосуточно, и вот что писал корреспондент газеты «Кронштадтский вестник»: «Филадельфия, 9-го июня. Все группы русского отделения готовы, открыты и произвели прекрасное впечатление».
Кто же были эти российские участники? Раздел «искусство» представляли работы российских художников. Айвазовский выставил семь картин, Верещагин показал картину «Дворцовая площадь». Были работы Боголюбова, Клодта, Корзухина. Лично присутствовал художник Алексей Аввакумович Наумов, представив на суд зрителей четыре полотна с русскими мотивами. В сельскохозяйственном разделе Россия выставила новинки техники и сельхозкультур, новые сорта пшеницы, продукты переработки, сахар, кожу, вина, табак и папиросы. Для многочисленной публики огромный интерес представляли изделия из золота и серебра, золотых дел мастеров из Санкт-Петербурга и Москвы – Хлебникова, Овчинникова и других мастеров. Великолепные работы из папье-маше Лукутина. Изделия из бронзы Феликса Шопена. Мозаики, эмалированные изразцы и блюда с заливной живописью в русском стиле Адлера. Жостовские подносы Беляева. Баташев из Тулы всех ошеломил своими изделиями: самоварами и подносами из бронзы и жёлтой меди. Прекрасно был представлен ножевой товар мастеров из Владимирской губернии – села Вача, это столовые ножи, поварские, садовые, сапожные, хлебные и перочинные. Всё это продавалось, и очень притом бойко! Златоустовский завод показал клинки, ятаганы, шашки и многое другое. Участником выставки был и Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод. Сестрорецкий завод выставил кавалерийский карабин и казачью винтовку. Полно было представлено и оружие из Тулы. Санкт-Петербургский Горный институт продемонстрировал коллекцию редких минералов. Здесь же была рельефная карта Севастополя. В коллекции М. И. Сидорова были представлены полезные ископаемые Севера России, среди них – горючие сланцы и неочищенная нефть. Это всё было колоритно дополнено манекенами коренных народностей Печоры, Енисея и Новой Земли. Целый стенд занимали учебники и учебные пособия для учебных заведений. В химическом разделе выделялись П. К. Ушков из Елабуги, показавший медный купорос и хромпик и А. К. Шлиппе из Подмосковья, производитель разных кислот, соды и реактивов.
Одним из лауреатов стал Санкт-Петербургский Речной Яхт-клуб, члены организации продемонстрировали гребную шлюпку, байдарку и лыжи. Их наградою стал почётный диплом выставки. Иностранные обозреватели отмечали работы академика Чебышева. «ГРУЗОКАТ» изобретателя из Смоленска Н. Лярского, этот механизм мог самостоятельно загружать и перевозить тяжести. «Воздушные мешки» Александровского предназначались для подъёма затонувших судов. Обуховский и Пермский заводы показали артиллерийские орудия и снаряды разных калибров.

Рука с факелом – фрагмент будущей статуи Свободы

Отдельно стоит выделить участников Филадельфийской выставки из Кронштадта и Русский морской отдел. Посетителей встречала пирамида из перлиней, тросов и кабельтов Кронштадтского канатного завода. Вдоль центрального прохода расположились безукоризненно выполненные модели военных судов, корабля «Пётр Великий», спущенного на воду в 1876 году, поповки «Вице-Адмирал Попов», клипера «Жемчуг», императорской яхты «Ливадия» и пассажирского парохода для Волги «Александр II». Эти миниатюры были исполнены в модельной мастерской Морского музея и отличались филигранно выполненными мельчайшими деталями. Они, без сомнения, были лучшими на этой выставке. Ещё одной моделью на экспозиции была предельно детализированные копии гидравлического и сухого доков Кронштадта. Рядом размещались шлюпочные спусковые приборы и шлюпка, изготовленные слесарной мастерской Нового Адмиралтейства. Мачтовая мастерская Кронштадтского порта выставила модели фок-мачты фрегата с полным вооружением. Для обозрения публики демонстрировались модель рулевого аппарата Нозикова, камбуз с корабля «Пётр Великий», сигнальный фонарь Табулевича, маячная лампа и водоопреснительный аппарат Тона, доставленный из Кронштадтского пароходного завода. Огромная фигура костюма водолаза и водолазный аппарат системы Гейнике, а так же помпа и брандспойты, всё это выставили Адмиралтейские Ижорские заводы. Лейтенант Макаров представил изобретённый им отакелаженный пластырь для быстрой остановки течи в подводной части судна. Кронштадтский Пароходный завод показал машину в пять сил с котлом для паровой шлюпки. По периметру выставочной площадки располагались цепные канаты различной толщины. Особое внимание обращал на себя автоматический прокладчик и счислитель пути корабля изобретателя Држевецкого.
А, вот теперь к наградной медали, её заслуженно получил стенд Гальванопластической мастерской Кронштадтского порта. На этом стоит остановиться поподробнее. Мастерская основана 24 августа 1857 года, как сказано в приказе по Адмиралтейству: «Устроить мастерскую для цинкования железа». Вот те события и люди что предопределили это. Первые результативные достижения по электроосаждению появились в 1830-х годах одновременно
в России и Великобритании. Среди российских учёных (многие имена сегодня незаслуженно забыты), были Василий Петров, Александр Савельев, Генрих Ленц, Борис Якоби, Пётр Багратион, Василий Лапшин. Любопытный факт в истории Кронштадта, Пётр Романович Багратион 9 мая 1844 года получил Высочайшее благоволение за очистку Кронштадтской гавани ото льда гальваническим способом!!! Оборудование для мастерской заказывалось на заводе Нобеля в Санкт-Петербурге и в Англии. Это было новое, передовое и прорывное направление на стыке наук – физики, химии и техники, металлургии и кораблестроения. Работали талантливые молодые учёные Федоровский, Мордвинов и другие. Помимо научной работы велась
и просветительская деятельность, читались лекции, в том числе и для нижних чинов. Основным промышленным направлением деятельности этой мастерской была гальванизация железных изделий, для увеличения их срока службы, придание им новых свойств, при разных покрытиях. Производилось оцинкование проволоки, было отделение серебрения зеркал.
Непосредственно на самой Филадельфийской выставке Кронштадтская мастерская демонстрировала ванны для наращивания и осаждения металла, изделия и образцы, полученные наращиванием слоя меди, серебра, золота и других металлов. Теперь о самой медали. Это наградная медаль Филадельфийской выставки 1876 года. По принятому порядку на американских выставках учреждалась медаль одного образца. На ней не предусматривалось места для указания имени или наименования награждаемого экспонента. Автор медали Генрих Митчел (H. Mitchell. SC.). Медаль изготовлена из бронзы, её вес 276 гр., диаметр 7.7 см., толщина 1 см. На одной стороне изображен бог Аполлон с лавровым венком в правой руке, левой рукой он опирается на щит с изображением американского орла, фоном идут изображения символов искусств и промышленности.
С четырёх сторон помещены картуши с помещёнными на них изображениями богинь, покровительниц ремесел. Здесь же помещено имя медальера. На оборотной стороне по окружности – «МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ФИЛАДЕЛЬФИЯ» и дата римскими цифрами. В центре медали – «НАГРАЖДЕНИЕ СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ» в обрамлении лавровых ветвей. Медаль редкая, на сегодня в России известны считанные экземпляры, один из них хранится в нумизматическом отделе Эрмитажа.
По итогам выставки американская пресса утверждала: «Американцы не скоро забудут выставленные Россией сокровища и произведённый ими эффект несомненно оживит коммерческие отношения Америки и России».
Одним из посетителей выставки был выдающийся русский учёный Д. И. Менделеев, он прибыл в Америку для изучения постановки в стране нефтяного дела. По итогам поездки в 1877 году он издал книгу, в которой сравнил нефтяные промышленности Америки и России. Менделеев даёт высокую оценку американским специалистам, но указал, что российские технологии опережают заокеанские.
Выставка работала с 10 мая по 10 ноября 1876 года, её посетили около 10 миллионов человек.
Возвращаясь из Америки на пароходе, многие члены Русской делегации были весьма сдержаны в оценках развития уровня науки и техники в Штатах, а многие открыто говорили, что потеряли идеал Америки, увидели не то, что ждали…

Сергей Зайцев

Отдельно стоит выделить участников Филадельфийской выставки из Кронштадта и Русский морской отдел. Посетителей встречала пирамида из перлиней, тросов и кабельтов Кронштадтского канатного завода. Вдоль центрального прохода расположились безукоризненно выполненные модели военных судов, корабля «Пётр Великий», спущенного на воду в 1876 году, поповки «Вице-Адмирал Попов», клипера «Жемчуг», императорской яхты «Ливадия» и парохода для Волги «Александр II». Эти миниатюры были исполнены в модельной мастерской Морского музея и отличались филигранно выполненными мельчайшими деталями. Они, без сомнения, были лучшими на этой выставке. Ещё одной моделью на экспозиции была предельно детализированные копии гидравлического и сухого доков Кронштадта.

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: