Кронштадтские девчоночки фабричные
В октябре 2021 могла бы отметить своё 160-летие Кронштадтская швейная фабрика (народный топоним – «Дунькина фабрика») – предприятие с интересной и сложной судьбой. Сегодня её историю вспоминают бывшие работницы фабрики. Фабрики, ставшей их судьбой…
В начале пути
В 1780-х годах в Кронштадте – базе Российского флота – был построен комплекс из четырёх парусных мастерских Кронштадтского адмиралтейства. Флоту были нужны швейные изделия: паруса, флаги, орудийные чехлы и многое другое.
Предшественница нашей швейной фабрики – швальня – была организована в начале 1861 года в Петербурге, здесь начали шить обмундирование для флота. В феврале 1891 года вышло распоряжение о переводе её в Кронштадт – поближе к месту базирования флота. Технологии пошива были примитивны, поэтому нижним чинам зачастую доставалось обмундирование, в котором они выглядели комично: шинели не по росту, погоны висят ниже плеч, воротники отстают от шеи. Условия были тяжёлыми – 10 часов работы, да и домой прихватывали, чтобы семью прокормить. В 20-м веке началась механизация процесса.
А в 30-х годах уже стали применять ручные и ножные электрические машины.
Трудовой подвиг
Во время Великой Отечественной войны на фабрике из-за невозможности поставки сырья переключились на ремонт одежды и даже обуви для защитников Ленинграда. Условия работы были тяжелейшие: во время обстрелов и бомбёжки окна были выбиты, их засыпали опилками и заколачивали досками. Работали ночами, а днём женщины дежурили в больницах и госпиталях, защищали город в составе МПВО. Елена Николаевна Кизилова вспоминала, что в составе команд МПВО она отвечала за наблюдение и связь, и, как и многие, находилась на казарменном положении при фабрике. Спали на кроватях, установленных в помещении склада. По воспоминаниям П. Е Филатова, бывшего начальника штаба МПВО фабрики, тяжёлой весной 1942 года работники предприятия решили разработать коллективный огород, что позволило поддержать людей свежими овощами. После войны участвовали в восстановлении городского хозяйства.
Всё для флота
А предприятие активно наращивало выпуск продукции для флота. Конечно, и производственная база развивалась. В 1953 году фабрику закрыли на ремонт, а по его окончании установили новые станки и другое оборудование, что позволило изменить технологический процесс, да и условия труда стали значительно лучше. В конце 50-х появилось конвейерное производство, это способствовало росту показателей производительности труда.
7 октября 1961 года коллектив фабрики высокими показателями отметил её столетие.
Многие ветераны с удовольствием вспоминают не только дружный коллектив, ударный труд, но и совместный отдых. В 1964 году
у фабрики появилась своя турбаза в Ломоносовском районе.
Год 1970. Фабрика стала филиалом Ленинградского швейного объединения «Маяк». В этом же году здесь освоили пошив нового вида продукции – утеплённой мужской куртки из капрона с плёночным покрытием. И в те, относительно благополучные годы, по которым многие до сих пор ностальгируют, не обходилось без трудностей. Завышались плановые задания, нерегулярным было снабжение материалом и фурнитурой. Но фабрика работала. Швеи освоили и пошив утеплённых женских курток.
Швейная фабрика «Балтика»
Нина Ивановна Тюрина проработала на предприятии без малого 30 лет – технологом, начальником цеха, а затем и заместителем директора.
– Накануне перестройки, в конце 80-х, на потоках по производству шинелей была проведена модернизация производства, новшества облегчили труд работников, – рассказывает ветеран.
В 1989 году фабрика перестала быть филиалом ЛПШО «Маяк» и была переименована в Кронштадтскую швейную фабрику «Балтика». Жизнь продолжалась: коллектив исправно выполнял план, менялось устаревшее технологическое оборудование; отремонтировали швейный цех и клуб фабрики. В медпункте установили зубоврачебное оборудование. Было даже организовано бесплатное питание в столовой. Фабрика по-прежнему, в основном, работала на флот, но одна бригада шила продукцию и для населения.
Пришли другие времена
Как писала газета «Рабочий Кронштадт» «водоворот перестроечного экономического разлада захлестнул и бывшую швальню, более века надёжно обеспечивавшую флот обмундированием».
Кризис сказался и на флоте, последствия стали для него просто катастрофическими. А швейной фабрике с 1991 года пришлось переключиться на гражданский ассортимент. Параллельно шло сокращение коллектива – почти наполовину. С 1994 года полностью прекратился военный заказ, а до этого оплата поставок срывалась.
Руководство предприятия установило контакты с иностранными фирмами, чтобы как-то сохранить фабрику. Пришлось перестраивать технологические потоки и оборудование под новый ассортимент моделей, который предлагали французские, испанские фирмы, кооперативы, российские предприятия «FOSP» и «Зарина». Пришлось сотрудничать и с частными лицами. Времена изменились, уже не были востребованы крупные партии продукции, пришлось подстраиваться под минимальные объёмы заказов и большое количество моделей.
Сотрудничество с финской фирмой «Лухто» было самым продолжительным. Специалисты фабрики побывали в городе Лохти, посмотрели, как работают коллеги, чтобы перенять их опыт работы, который требовал высокого качества в жёсткие сроки. Справились, но были серьёзные трудности, связанные с задержкой зарплаты, которая порой доходила до полугода. Сегодня те, кому пришлось это пережить, сами удивляются, как не сломались, продолжали относиться к своему делу ответственно.
Девчоночка фабричная
Мастер Нина Ивановна
Гаврилова. 1970-е годы
С 1960 по 1992 год работала на швейной фабрике Нина Ивановна Гаврилова. Пришла шестнадцатилетней девочкой – нужно было помогать матери. Брать не хотели, но помогла Нина Михайловна Иванова, к которой у Гавриловой до сих пор самые тёплые чувства. А уходила она с фабрики старшим мастером, опытнейшим специалистом, под началом которого работало около 170 человек. Начало трудовой деятельности было нелёгким: на фабрику поступил срочный заказ от Тихоокеанского флота.
– Приходилось работать до 3-х часов ночи, – вспоминает Нина Ивановна. – Трудно было, но ведь недаром говорят: то, что нас не ломает, делает нас сильнее.
Занималась она и профсоюзной работой – была заместителем председателя профкома фабрики. Рассказывает, что приходилось буквально «выбивать» жильё для работниц: своего фонда у предприятия не было. Нина Ивановна считает, что фабрика сформировала её как личность, научила работать.
«Кронштадтский вестник» от 3 ноября 2006 года:
«27 октября в ДК имени Мартынова праздновали славную и небывалую дату – 145 лет со дня создания фабрики, которой больше нет. Собрались старейшие и заслуженные работницы, а также бывшие директора предприятия…»
Тогда Феликс Владимирович Кармазинов назвал себя «выпускником швейной фабрики, где он вырос как личность, как руководитель».
А Владимир Михайлович Никитин рассказал, как много успел сделать его предшественник Кармазинов за 3,5 года работы директором.
И вспомнил, как того провожали – буквально со слезами на глазах.
И отметил, что ему хотелось бы назвать поимённо всех, кто обшивал весь наш советский и российский флот. Увы, это невозможно сделать.
Люди старшего поколения с теплотой вспоминают свои трудовые коллективы, несмотря на все трудности жизни, невысокие зарплаты, скромный быт. А ещё их сближали общие праздники, поездки за грибами, спортивные соревнования, занятия в художественной самодеятельности.
Форму, сшитую в Кронштадте, носили военные всего
Советского Союза. Группа рядового состава в новенькой форме от кронштадтских швей. Город Мирный.
1988 год.
Директора Швейной фабрики – Ю. А. Кобко, Ф. В. Кармазинов
и В. М. Никитин – на праздновании 150-летнего юбилея
предприятия. 2011 год.
Подготовила Галина Маркина
«Кронштадтский вестник» поздравляет с юбилеем швейной фабрики всех, кто когда-то там работал, кто вложил свой труд в общее дело, кто до сих пор тепло вспоминает своих коллег. Всем им – здоровья и долголетия! И огромное спасибо за труд и верность своему предприятию!
Написать комментарий: