200 лет назад родился адмирал Бутаков

Легендарный адмирал Российского флота
Григорий Иванович Бутаков

«Усыпальница семьи адмиралов Бутаковых в Александро-Невской лавре нуждается в реставрации, сохранении и защите» – под таким заголовком 4 декабря 2014 года «КВ» опубликовал письмо петербурженки Натальи Иноземцевой, в котором она, человек неравнодушный и трепетно относящийся к истории Отечества, с болью рассказывала о том, в каком ужасном состоянии находится семейное захоронение адмиралов Бутаковых на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Прошло чуть менее года, и 1 октября 2015 года – ещё одна публикация в «Вестнике», в ней Наталья Иноземцева кратко сообщала об итогах летних трудов её инициативной группы: захоронение Бутаковых приведено в порядок, изготовлен бюст адмирала, а также сердечно благодарила за помощь кронштадтца Артёма Юрьевича Мельникова, откликнувшегося на публикацию в нашей газете. А ещё через десять дней редакцию «КВ пригласили на торжественные мероприятия, посвящённые 195-летию со дня рождения прославленного адмирала Российского флота Григория Ивановича Бутакова…
10 октября 2020 года исполняется 200 лет со дня рождения легенды Российского флота, основателя морской династии – адмирала Бутакова. И мы вновь предоставляем слово Наталье Иноземцевой – инициатору восстановления некрополя Бутаковых, автору книги «Бессмертное счастие наше Россией зовётся в веках. Бутаковы. Судьбы. События. Современники».

Кадет Бутаков

Григорий Иванович Бутаков родился в Риге, 27 сентября (10 октября н. ст.), 1820 года. Был крещён в Рижской военного госпиталя церкви. Его отец, братья отца и их сыновья, четыре родных брата – все служили на флоте. С детства Григорий Бутаков любил море. Несмотря на не очень крепкое здоровье, он мечтал о морской службе, полной приключений и подвигов. Григорий Иванович по традиции обучался в Морском Кадетском корпусе, в который он был определён в 1831 году. Уже в отрочестве в характере Григория Бутакова проявились такие черты как целеустремлённость и принципиальная правдивость. Большую радость в годы учёбы кадету Бутакову доставляли учебные плавания между Петербургом и Кронштадтом. Море навсегда стало его любимой стихией. Григорий Бутаков первые пятнадцать лет своей службы плавал на Чёрном море, на парусных судах разного типа. Участвовал в сражениях с горцами, будучи в должности флаг-офицера у генерал-адъютанта Лазарева на «Силистрии». К 32 годам Г. И. Бутаков имел за плечами 19 кампаний.

Командир «Владимира»

Тогда он был назначен командиром «Владимира», лучшего из черноморских пароходо-фрегатов. Боевую славу и мировую известность Григорий Иванович получил, командуя «Владимиром» в Крымскую войну (1853–1856). Прежде всего блестящим боем, проведённым на «Владимире» против 10-ти пушечного турецкого парохода «Перваз-Бахри» («Владыка морей») 5 ноября (ст. ст. ) 1853 года. Это был первый в истории бой между двумя паровыми кораблями. За этот уникальный бой (с минимальными потерями с нашей стороны) Григорий Бутаков был удостоен чина капитана 2-го ранга, орденом Св. Георгия IV степени и 38 000 рублями призовых, которые были розданы команде.
В благодарность своему командиру матросами был изготовлен в подарок массивный подсвечник из пушечных ядер, усыпавших палубу «Владимира», который как семейная реликвия хранился у его внука Григория Александровича Бутакова. До получения из Петербурга Георгиевского креста вице-адмирал Нахимов надел на Григория Ивановича свой крест, полученный им в Наваринском сражении.
В период героической обороны Севастополя Г. И. Бутаков возглавлял защиту города с «воды», не давая покоя ни днём, ни ночью англо-французским батареям противника. Им была организована перевозка раненых и местного населения на безопасную Северную сторону, эвакуация войск и затопление кораблей Черноморского флота.

Губернатор Севастополя

Но он не забыл своего боевого товарища. В должности военного губернатора Севастополя и Николаева, им был осуществлён подъём ряда затопленных кораблей, в том числе и «Владимира». Не забыл он и своих учителей и соратников. Ворвавшиеся в оставленный Севастополь «цивилизованные» европейцы оказались дикими вандалами. Они разрушили склепы адмиралов Лазарева, Нахимова, Корнилова и Истомина, разорвав на них мундиры.
Созданная Г. И. Бутаковым комиссия, подтвердила это, и Григорий Иванович принял меры по восстановлению адмиральского некрополя в стенах Владимирского собора Севастополя.
С 1860 года Г. И. Бутаков назначается начальником практической эскадры кораблей Балтийского флота. За годы его командования эскадра стала образцово-показательной, в том числе и для зарубежного зрителя. Это была великолепная морская школа – школа Бутакова.

У истоков броненосного флота и минного дела

Он вносил в дело воспитания морского сословия свой особый дух, энергию, изобретательность. Известен он и как ученый-тактик, признанный во всём мире авторитет. Бутаков стоял у истоков освоения броненосного флота и минного дела.
Его знала вся Россия, имя его не сходило с уст морских офицеров.
И это были слова восхищения и почитания. Но Григорий Иванович в силу своей принципиальности и неподкупности был «беспокойным адмиралом», то есть неудобным. Каждое его новое назначение было по сути результатом «стараний» злопыхателей и завистников. Замечательна высказанная им мысль: «Туго проникает свет там, где мрак имеет много прелести». Так он был отозван из Николаева на Балтику. Из флагманов Балтийской эскадры назначен начальником морской и береговой обороны Свеаборга. В 1878–1880 годах вовсе не у дел. Затем последовало назначение командиром Петербургского порта и наконец – Государственный Совет – «могила отставников».
Из воспоминаний Александра Витмера (Морской сборник. 1914 г. № 5), некоторое время служившего с Г. И. Бутаковым в Свеаборгской крепости:
«Григорий Иванович считался моряками стоящим неизмеримо выше всех остальных адмиралов. Человек самой высокой честности. В полном расцвете сил и здоровья благодаря своему гражданскому мужеству и непреклонному благородству, был удален на почётный покой в Государственный Совет».
И это благородное сердце верного служаки, радеющего за благо России, за подъём флота, а не за собственный карман, не выдержало. 31 мая 1882 года, возвращаясь с очередного «болотного» заседания Государственного Совета, Григорий Иванович Бутаков скоропостижно умирает, на 62 году жизни.
Для всех знавших и любивших его это была горькая утрата. Существовало ходатайство балтийских экипажей – похоронить дорогого адмирала в Кронштадте. Но могила его находится на Никольском кладбище в Александро-Невской Лавре Петербурга.
Сохранилась ли бы его могила с памятником в Кронштадте в мятежные дни революций, неизвестно…

121 МОРЯК НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ
Династия Бутаковых, берущая своё начало от Фёдора Бутакова, служившего в Новгородском полку при Иване Грозном, дала русскому Военно-морскому флоту 121 моряка, в числе которых было 19 адмиралов и 14 капитанов 1-го ранга.

Память потомков

Самая ненадёжная вещь во все времена. Уходят люди, сменяются поколения, проносятся смерчем по судьбам людским революции и войны, а главное, утверждаются другие приоритеты или ценности. И исчезают с исторической карты имена. Так случилось и с адмиралом Григорием Ивановичем Бутаковым. Но неведомыми путями приходят перемены. Не смогла автор этих строк пройти равнодушно мимо разрушающегося старинного некрополя, нашлись помощники, и пошло дело.
И первыми помощниками стала газета «Кронштадтский вестник», опубликовавшая статью о забытом адмирале и руинах Никольского кладбища, на которую откликнулся замечательный житель Кронштадта, известный благотворитель Артём Юрьевич Мельников, выделивший в 2015 – 2016 гг. средства для восстановления могил трёх адмиралов Бутаковых. А в 2020 году он же помог в издании книги к юбилею великого адмирала Григория Ивановича Бутакова.

Мемориал династии Бутаковых на Никольском кладбище Александро-Невской лавры ДО (слева) и ПОСЛЕ реконструкции, проведённой по инициативе Натальи Иноземцевой.
И это именно та история, о которой можно сказать: «И один в поле воин».

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: