Русской эскадре в Бизерте посвящается

В Кронштадте может появиться интересная музейная экспозиция, рассказывающая об истории русских моряков, судьбы которых были связаны с Петербургом и Кронштадтом, но крутой поворот событий привёл к тому, что эти люди оказались за пределами родины. Создать небольшой музей о русской эскадре в Бизерте планируется на эсминце «Беспокойный», пришвартованном в Кронштадте и входящем в состав Парка «Патриот».

В Санкт-Петербурге существует Клуб «Бизерта», созданный десять лет назад при Фонде сохранения историко-культурного наследия. Такие сообщества есть также в Москве и в Севастополе. Его члены – историки, краеведы, потомки эмигрантов первой волны, собираются в помещении при Александро-Невской Лавре. Недавно председателем Клуба был избран руководитель Морского музея Владимир Шатров.
Кстати, Владимир Николаевич во время службы на флоте побывал в Бизерте – целых полтора месяца гулял по её улицам, смотрел на православный храм, но войти не смел: советским морякам было строго запрещено не только посещать подобные места, но и общаться с местным населением.
– Мы видели, что среди жителей Бизерты были европейцы, которые хотели с нами поговорить, но для нас это могло кончиться отправкой в Союз.
Год 1984. До начала перестройки всего ничего, но пока железный занавес никто не отменял.
Год 1920. Часть русского флота, покинув захваченный Красной армией Крым, оказалась в Бизерте, портовом городе на севере Туниса, образовав настоящее русское поселение на воде. На сушу морякам выходить было запрещено.
Огромную роль в сохранении памяти о русской эскадре в Бизерте сыграла Анастасия Александровна Манштейн-Ширинская, наша соотечественница, которая всю жизнь провела в изгнании, прожила
в Тунисе около 70 лет, попав туда восьмилетней девочкой. И осталась русским человеком, страстно мечтавшим о возвращении в Россию. Она отказалась от иностранного гражданства, так и проживая по Нансеновскому паспорту.
Своеобразным памятником русской эскадре стал православный храм, построенный в Бизерте в 1937 году на пожертвования моряков. Иконы и утварь были взяты из корабельных церквей, подсвечниками служили снарядные гильзы, а на доске из мрамора были золотом начертаны названия 33 боевых кораблей, которые ушли из Крыма
в Бизерту. Этот храм действует в Тунисе и сегодня.
Анастасия Манштейн-Ширинская так много сделала для сохранения исторической памяти, что её заслуги были признаны не только в постсоветской России, но и в мире. Она присматривала за христианским кладбищем в Бизерте, где похоронены русские моряки, в том числе и её отец. Могилы моряков подверглись разрушению временем. Анастасия Александровна приложила немало усилий, чтобы найти следы многих русских захоронений. Она вела обширную переписку с родственниками моряков, ей писали их дети, внуки, правнуки, племянники. Она единственная женщина, которую Санкт-Петербургское морское Собрание наградило орденом «За заслуги». В апреле 2003 года Указом президента Российской Федерации Анастасия Ширинская-Манштейн награждена орденом Дружбы.
В 2014 году был подписан договор о побратимских связях Санкт-Петербурга и Бизерты.
Морской музей готов разместить собранные документы и артефакты, касающиеся истории русской диаспоры в Тунисе, в одном из помещений эсминца «Беспокойный», который пришвартован в Кронштадте и входит в состав парка «Патриот». Кстати, корабль с таким именем, но со старой орфографией – «Безпокойный» (без приставки «бес») – входил в состав эскадры. Многие русские моряки служили в те годы в Кронштадте. Среди покинувших Россию были и гардемарины, которые несколькими годами раньше отправлялись из Кронштадта в учебное плавание. Так что Бизерту и Кронштадт связывает история флота.
Хочется, чтобы сегодняшние молодые люди не забывали свою историю, чтобы она не была оттеснена на задворки сознания, как были вытеснены из родной страны лучшие её сыновья и дочери.

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: