Из писем в редакцию

Предлагаю проект памятника расстрелянной резолюции

В «КВ» № 36 от 17сентября 2015 года в материале Анны Макаровой прозвучал вопрос: «Куда положить цветы?» Попытаюсь предложить свой ответ.

В северном сквере у Морского собора, где с 1994 года планировалось установить памятник жертвам событий 1921 года в Кронштадте, установили памятник адмиралу Ушакову. Не было проблем с КГИОПом о месте установки, с обсуждением проекта, финансированием. Со дня зарождения идеи и до её реализации прошло три года. И более двух десятилетий прошло со времени подписания Указа Президента РФ № 65 от 10 января 1994 года, в котором говорится, что в Кронштадте должен быть установлен памятник жертвам кронштадтских событий весны 1921 года.

Место, тогда условно обозначенное для задуманного монумента, уже занято. Теперь нужно озаботиться изысканием нового. Предлагаю вариант: там, где чугунная мостовая Якорной площади переходит в Коммунистическую улицу, на кирпичной ограде бывшего Адмиралтейства, прямо напротив бетонного парапета, нависающего над овражьим парком. Почему там?

Во-первых, митинг, случившийся 1 марта 1921 года, начинался в Морском манеже, который стоял на месте нынешнего жилого дома, перед оврагом, совсем недалеко от предлагаемого места. Из-за нехватки мест для всех пришедших на тот митинг его участники были вынуждены перейти на площадь.

Во-вторых, с конца улицы Коммунистической в те роковые дни были видны стоявшие на Усть-Рогатке линкоры «Петропавловск» и «Севастополь» – 28 февраля именно их матросы на своём собрании приняли резолюцию, которой было суждено стать их политической программой.

Теперь о памятнике… Резолюция от 28 февраля после бурных продолжительных обсуждений 1 марта 1921 года была принята как резолюция гарнизонного собрания города Кронштадта. Единогласно, против проголосовали лишь двое.

В действительности резолюция явилась обращением к советскому правительству с требованием выполнить Конституцию, предоставить те права и свободы, о которых Ленин говорил в 1917 году. История Кронштадта ХХ века более важного документа не предъявила. Через век её актуальность не исчезла. Лучше данной резолюции, никакой монумент не передаст атмосферу тех лет, чаяния и требования народа. А потому целесообразно разместить на гранитной плите будущего памятника её текст с 15-ю пунктами за подписью председателя собрания Степана Петроченко.

Предлагаю художественное оформление: перед каждым пунктом вместо дефиса – вырубленная точка, имитирующая след от пули; внизу – контуры линкоров «Петропавловск» и «Севастополь», стоящих бок о бок в скованной льдом гавани Кронштадта. Сверху плиты размещён картуш с датой «1921 год, март» в обрамлении венка. Основание плиты покоится на красном гранитном блоке (бывший закладной камень для памятника). На блоке возложен погасший факел. И выбит текст: «Жертвам кронштадтских событий весны 1921 года». На лицевой стороне выгравирован рисунок секции ограды Морского собора.

Плита в таком оформлении, укреплённая на стене Адмиралтейства, будет отдельным памятником кронштадтским участникам событий весны 1921 года. Также обязательно поместить текст, объясняющий чему и кому посвящена плита: «Памяти жертв Кронштадтского восстания 1921 года».

Д. Герман

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: