«Ты жива ещё, моя старушка? Жив и я…»

Сергей Есенин в Кронштадте

Есенин_портретМосква. 1923 год. 10-е декабря. В Доме печати состоялся товарищеский суд над четырьмя поэтами, среди которых был и Есенин. Всем четверым суд выносит порицание за уличное хулиганство. Разгульный образ жизни, бесконечные стычки с органами правопорядка расшатали нервную систему поэта. Друзья и врачи рекомендуют ему поправить здоровье. 17 декабря Есенин ложится в профилакторий имени Шумской.
Находясь на больничной койке, он пишет целый ряд стихотворений, среди которых «Вечер чёрные брови насопил…», оно примечательно тем, что завершает цикл «Любовь хулигана».
Режим пребывания в профилактории для Есенина не был тягостным, он покидал его не только тогда, когда ему необходимо было уладить издательские вопросы, но и тогда, когда предстояла встреча с друзьями. Таким образом, числясь в стенах профилактория, он 20 января устроил с друзьями дебош в кафе Всероссийского союза поэтов. И снова его задержала милиция, почему-то взяв с него подписку о невыезде из Москвы. В начале февраля Есенин выписался из профилактория. Но, буквально несколько дней спустя, с диагнозом «рваная рана левого предплечья» он попадает теперь уже в больницу. Спустя три недели из Шереметьевской больницы для продолжения лечения Есенина переводят в Кремлёвскую.
Дней через десять его выписали из больницы, и он оказался «на улице». По-видимому, в эти дни у Есенина были финансовые проблемы, и он не мог снять номер в гостинице. Оказалось, что жить ему негде… Наконец, он нашёл временный приют, поселившись на квартире И. В. Вардина. Именно проживая у Вардина, Есенин написал одно из самых известных из своих стихотворений – «Письмо матери».
Точная дата написания этого стихотворения исследователям творчества Есенина неизвестна. По различным признакам они датируют его: «после 16 марта». Почти сразу после написания этого стихотворения автор предложил его для публикации в журнал «Красная новь». Его опубликовали уже в № 3 за апрель-май. Отзывы были кардинально противоположными: от «припадок мрачного отчаяния» до «в его прекрасном «Письме матери». Но это мнение профессиональных критиков. Среди рядовых читателей «Письмо матери» сразу после журнальной публикации приобрело необычайную популярность.
С журнальной публикации стихотворения читатели делают списки и распространяют их, заучивают наизусть, цитируют.
В середине июня Сергей Есенин приезжает в Ленинград, где встречает радушный приём и неподдельный интерес к его творчеству. Ленинградское отделение Всероссийского союза писателей организовало Есенину творческое турне по Ленинграду и по его окрестностям. На организованных встречах он рассказывает о творческой жизни писателей Всероссийского союза и читает свои стихи. Начало турне было положено в конце июня посещением Сестрорецка, где встреча с отдыхающими и жителями города прошла в Курзале.
Неоднократно, уже вместе с другими поэтами, Есенин посещает Детское Село. Там он выступает с чтением стихов в санатории научных работников и в Ратной палате Фёдоровского городка. 12 июля Есенин снова в Сестрорецке, а на следующий день на пароходе, зафрахтованном Всероссийским союзом писателей, вместе с группой писателей, поэтов и художников совершает поездку в Петергоф.
Из значимых окрестностей Ленинграда только Кронштадт оказался вне сферы внимания Ленинградского отделения союза писателей, составлявших маршрут турне для Сергея Есенина.
И этому есть объяснение – город входил в зону военного, особо охраняемого укрепрайона.
По пути в Петергоф Есенин, увидев с борта парохода на горизонте героико-романтический силуэт Кронштадта, вспомнил о своей недавней встрече с Анной Андреевной Ахматовой. Он пришёл к Ахматовой, чтобы узнать подробности ареста и гибели Николая Гумилёва, которого любил не только как поэта, но и как земляка. Он знал, что недавние предки Гумилева, как и Есенин, были выходцами из Рязанской губернии. А вот где родился Гумилёв, Есенин не знал.
Анна Андреевна рассказывала Есенину подробности трагической гибели Николая Степановича, третья годовщина которой наступала через месяц. На вопрос Есенина, когда и где родился Гумилёв Анна Андреевна, назвав дату, сказала, что родственники Николая Степановича рассказывали, что родился он в Кронштадте, на Малой Екатерининской улице, большего она не знала.
Сейчас, глядя с борта парохода на очерченный на горизонте силуэт Кронштадта, Есенин решил, что не уедет из Ленинграда пока не побывает в Кронштадте и не отдаст дань памяти невинно убиенному поэту, пройдя по улице, на которой тот родился. Это и определило стремление Сергея Есенина побывать в Кронштадте.
И что было недоступным для Союза писателей, то оказалось возможным для Сергея Есенина – он добился разрешения на посещение Кронштадта. Открытым остаётся вопрос, когда конкретно Есенин был в городе-острове? Обсуждая этот вопрос, мы можем строить лишь предположения. В Кронштадте Есенин мог быть между 14 и 30 июля. Поскольку спонтанно посетить город было невозможно – для этого требовались многочисленные согласования, то на это могло уйти несколько дней. Тем не менее, Есенин добился своего и предположительно 22-23 июля прибыл в Кронштадт.
Этому предшествовали следующие события. Публикацию стихотворения «Письмо матери» в журнале «Красная новь» увидел молодой ленинградский композитор и земляк Есенина Василий Николаевич Липатов. Мелодично звучащий стихотворный строй, потрясающая душевность, заключённая в журнальных строчках, – всё это взволновало композитора, и он за один день написал музыку к стихотворению «Письмо матери». Когда Сергей Есенин приехал в Ленинград, то Василий Липатов встретившись с ним, аккомпанируя себе на фортепьяно, исполнил романс на его стихи, очаровав автора текста мелодичной музыкой и лиричным исполнением.
О посещении Кронштадта поэтом и композитором спустя многие годы вспоминал бывший краснофлотец, военный музыкант, ставший позднее капитан-лейтенантом, Виталий Петрович Гаврилов. Вот что рассказал он по этому поводу нижегородскому краеведу Борису Терехову: «Это было в июне или июле 1924 года. Тогда я служил штабным музыкантом Балтийского флота, играл в духовом оркестре. Однажды во время репетиции в морских казармах к нам в помещение музыкальной команды вошли два молодых человека. Как выяснилось, это были поэт Сергей Есенин и ленинградский композитор Василий Липатов.
– Товарищи краснофлотцы! – обратился к нам композитор после приветствия. – Мы пришли к вам с Сергеем Есениным, чтобы провести у вас вечер.
При имени «Есенин» мы все притихли и во все глаза стали разглядывать симпатичного молодого поэта. Даже среди моряков он выглядел красавцем.
Есенин ничего не говорил, он стоял и молча слушал Липатова. Но его выдавали глаза и бледное лицо. Глаза его почему-то были полны трогательной грусти. Можно было подумать, что поэт болен или чем-то расстроен.
– Скажите, – спросил композитор, – играете ли вы песню «Письмо матери»? Так вот, Сергей Александрович хочет у вас выступить и прочитать речитативом под музыку своё стихотворение. Если вы согласны, то давайте прорепетируем. 
Мы, конечно, обрадовались, достали партитуры, и репетиция началась. Песню мы все знали, исполняли хорошо, но слишком громко играли, заглушали музыкой голос поэта, и Есенин вынужден был несколько раз заметить:
– Только потише играйте.
Когда его мелодичный и грустный голос стал слышен отчётливо, он успокоился. Во время репетиции мы иногда останавливались, и композитор вносил в музыку некоторые изменения. Когда репетиция кончилась, Есенин простился с нами и пообещал приехать на вечер.
Через два дня он выполнил свое обещание и вместе с Липатовым снова был у нас. И снова можно было заметить и бледное лицо поэта, и усталый вид, и грустные глаза. Но вот начался вечер. Есенин вышел на сцену и раскланялся. Краснофлотцы радостно, бурными аплодисментами встретили поэта. Тихо заиграла музыка, Есенин посмотрел в сторону музыкантов, прислушался и стал читать:
«Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я.
Привет тебе, привет!»
Это было что-то необыкновенное. Несмотря на то, что мы были увлечены игрой, мы слышали до боли грустный голос поэта. Усиленные музыкой трогательные слова так и резали по сердцу. Вы не поверите, хотелось плакать. Плакать от жалости к одинокой матери, оставленной единственным сыном.
«Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне,
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне».
Есенин кончил читать, стихла музыка, и разразился неистовый шквал аплодисментов. Поэт поклонился и ушёл за кулисы. Перед тем он имел намерение прочитать ещё несколько стихотворений, но на сцену больше не вышел.
А нам так хотелось его увидеть и услышать, и мы сидели, ждали, смотрели на сцену. Но к нам вышел Василий Липатов.
– Сергею Александровичу нездоровится, – сказал композитор, – и он извиняется перед вами. Видимо, ваше внимание так на него подействовало, что он сидит в уборной потрясённый и, кажется, плачет…
Вскоре Сергей Есенин и Василий Липатов уехали».
Вот такая лирико-драматическая история. Возможно, о пребывании Есенина в Кронштадте слышали музейные сотрудники и некоторые краеведы, но нет сомнения, что широкие круги читателей слышат о ней впервые.
Не исключено, что рассказанная мною история заинтересует сотрудников отдела культуры районной администрации. Почему? Да потому что с тех пор, как случилась эта история, прошёл мизерный исторический срок – всего лишь около ста лет. Совсем недавно ушли люди, которые могли быть участниками встречи с Сергеем Есениным. Однако за прошедшие годы потомки «благополучно» забыли об этом визите. Чтобы подстраховать нашу «короткую память», следовало бы материально увековечить этот факт. Тем более, что, несмотря на богатую и многоликую историю Кронштадта, это историко-литературное событие не является заурядным.
Подобную встречу Сергей Есенин провёл в Ростове-на-Дону. Там к этому факту отнеслись с должным уважением, увековечив мемориальной доской память о визите в их город Сергея Есенина. Учитывая всё это, хорошо было бы и в Кронштадте увековечить память о его визите. Установить мемориальную доску следовало бы на том здании, в котором состоялся его концерт перед краснофлотцами. Для этого сотрудникам администрации города нужно всего лишь похлопотать перед вышестоящими инстанциями и убедить их в том, что горожанам, особенно подрастающему поколению, эта мемориальная доска будет напоминанием о пребывании в нашем героическом городе великого поэта и великого гражданина России. Кроме того, она станет гарантом того, что о визите в Кронштадт Сергея Есенина снова не забудут в предстоящие столетия.

Станислав Коржов

Полный текст материала
можно прочитать
на сайте: «www.staniko.ru»

GE DIGITAL CAMERA

GE DIGITAL CAMERA

Так в Ростове-на-Дону увековечили память о пребывании в городе великого русского поэта
Сергея Есенина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: