«Нам в сорок третьем выдали медали…»

102Валя Сивохина родилась и выросла в Кронштадте. Отец был корабельным артиллеристом. Служить на флоте он начал с 1913 года на эскадренном миноносце «Изяслав». Война застала двенадцатилетнюю девочку, перешедшую в шестой класс, под Малой Ижорой, куда она вместе с мамой и братом отправилась на лето. Отец приехал и забрал их домой. Город воистину превратился в крепость. На улице стало меньше людей, постоянно встречались вооружённые патрули. Во всём чувствовались напряжение и готовность дать отпор врагу. С сентября гитлеровцы начали налёты на Кронштадт. В те минуты грохотало всё: земля от бомбовых ударов, зенитки от выстрелов, воздух от сирен и ревунов. Всё сливалось в громовую какофонию.

Первый военный учебный год в школах начался 3 ноября, но потом занятия продолжались непрерывно. Однако уроки частенько проходили в бомбоубежище.

Наступила первая блокадная зима. В домах появились печки-«буржуйки». Быстро закончились продуктовые запасы. Пайковый хлеб стал дороже всего. Дети получали иждивенческие 125 граммов на целый день, но уроки не отменялись. Большую часть дня дети находились в школе, да и в осаждённом городе пойти было некуда. Общая беда сплачивала взрослых и детей. Добрым словом вспоминаются учителя. Это были высококвалифицированные и опытные преподаватели. Они просто и доходчиво умели подавать свои предметы, разъяснять сложности. Учителя прекрасно знали, как и чем занять досуг своих воспитанников. В трудное время проводились всевозможные тематические викторины, делались сообщения, писались сочинения на свободную тему, организовывались соревнования класс на класс – по физкультуре, физике, химии, математике, литературе.

Однажды Валя пришла в школу и заявила своей подруге Бэлле:
– Мы снова будем учиться танцевать! Как до войны!

В глазах Бэллы отразилось изумление:
– В такое время танцевать?

Нас учили перевязывать раненых, колоть и пилить дрова для школы, собирать урожай на полях совхоза. Рядом идут бои, с пирса отправляются отряды моряков на помощь солдатам, бьющимся у стен Ленинграда. О каких танцах идёт речь? Отец Валиной подруги, политработник, ушёл со своей бригадой защищать Пулковские высоты и погиб, и мама умерла в 1942 году.

До войны Валина школа славилась своей художественной самодеятельностью. Ученики гордились танцевальным коллективом и драматическим кружком, не прерывавшими своей работы и в дни блокады. Надо было видеть, как аплодировали участникам военные моряки, когда они выступалиу своих шефов на линкоре «Марат» или на канонерских лодках «Волга» и «Кама», а также на сторожевых кораблях.

В организации и постановке танцевальных номеров важную роль сыграла учительница по физкультуре Лидия Георгиевна Ефремова, талантливый балетмейстер и хореограф. Юным кронштадтцам она преподавала в то время уроки мужества, стойкости, оптимизма. У многих одноклассниц Вали отцы сражались на фронтах, матери с утра до ночи работали, и Лидия Георгиевна стала для них очень близким человеком. Вместе они мечтали о Дне Победы. И именно учительница определила будущее Вали Сивохиной в спорте.
– У тебя, девочка, прекрасная пластика, – говорила она своей ученице. – Закончишь школу – поступай в институт физической культуры.

В первые дни войны некоторые семьи кронштадтцев эвакуировались, но мама Вали отказалась покинуть город.
– Пережили Гражданскую, переживём и эту, – заявила она мужу. Так считали и многие кронштадтцы. Они были уверены, что как бы ни было трудно, крепость не сдадут.
В зиму 1941-1942 годов детей старались подкормить в школьных столовых, не забывали об этом и шефы. Каждое выступление юных артистов у моряков заканчивалось обедом по-флотски.

Зимой 1941-го стояли сильные морозы. Закутанные в материнские платки, одетые в несколько шерстяных кофт, ученики приходили в школу.
В классе топили настолько, чтобы не замёрзли чернила. Эта первая блокадная зима запомнилась как страшное бедствие. За жизнь приходилось не бороться, а неистово сражаться, так же, как с фашистами на передовой. В этой схватке с голодом и стужей участвовали все жители города. Все до единого: старый и малый, здоровый и больной.

С приближением весны 42-го над городом нависла угроза эпидемии. И обессилев после первой блокадной зимы, мальчики и девочки вместе со взрослыми убирали улицы и дворы, скалывали нечистоты, грузили зловонное месиво на сани, вывозили за город. Адский, нечеловеческий труд помог спасти Кронштадт от эпидемии.

Весну кронштадтские школьники встретили уже подготовленными к сельскохозяйственным работам. По указанию райкома партии, в школьных программах появился новый учебный предмет – агротехника. Ребята изучали декоративные полезные растения, старались их точно нарисовать и описать, чтобы любой житель города мог по рисунку опознать цветок или траву. Директор школы договорился с совхозом «Снабженец» об участии учащихся в полевых работах. Ребята всё лето ухаживали за посевами: пропалывали морковь и свёклу, поливали капусту, окучивали картошку. Маленькие труженики радовались, когда появлялись первые овощи, выращенные их руками. Гордились тем, что их продукция сразу шла на корабли и в боевые части флота. За свой труд дети ничего не получали. Трудились безвозмездно! Так же безвозмездно они работали на уборке города, в госпиталях, получая только небольшую прибавку к нормированному пайку.

101

В 1942-м перед выходом в море матросы и офицеры не раз интересовались, откуда на их столах свежие морковь, зелёный лук, картофель, капуста? Мало, очень мало было тогда этого витаминного богатства! Но ведь было! И удивляло! Как потом узнали, старшеклассники всё лето и до поздней осени, недоедая сами, выращивали овощи в совхозе. Нередко приходили только под вечер, немного отдыхали, а затем собирались у школы и снова шли на совхозные огороды. Дети трудились беззаветно, без выходных, зная, что дома их ждёт всего лишь 250 граммов хлеба и больше ничего. Но не было случая, чтобы кто-нибудь унёс с собой даже самую маленькую морковку.

С волнением читаешь пожелтевший листок: приказ № 88 по отделу народного образования города Кронштадта от 5 ноября 1942 года:

«Летом 1942 года в суровых условиях города-фронта, по приказу партии ленинградские школьники принимали участие в выполнении важнейшей государственной задачи – обеспечении овощами своего родного города, бойцов ленинградского фронта.
Чтобы вырастить больше овощей, учащиеся под руководством учителей положили много труда, проявили стойкость, дисциплинированность, самоотверженность, сознание своего долга, горячую любовь к Родине.
Городской отдел народного образования объявляет благодарность всем учителям и школьникам, принявшим участие в сельскохозяйственных работах, и выражает уверенность в том, что они покажут такие же образцы в учебной работе нынешнего года.
Заведующая Кронштадтским ОНО Смирнова»

Для Сивохиной Вали памятен Кронштадт, в котором она пережила блокаду 1941-1942 годов. Помимо горя, она помнит, как под грохот артобстрела звучала Седьмая симфония Шостаковича, проходил матч голодных мастеров футбола ленинградских команд, которые утверждали, что Ленинград жив, работает, борется и врагу не покорится! Но есть и малоизвестные страницы блокады, участником и свидетелем которых была Валентина Сивохина.

Осенью 1943 года в зале Революции знаменитого старейшего училища имени М. В. Фрунзе состоялось выступление танцевального коллектива девочек кронштадтской школы № 423 под руководством балетмейстера Лидии Георгиевны Ефремовой.

Выбрав момент между артобстрелами Морского канала командование Балтийского флота доставило девочек в Ленинград. Во время пути им было приказано спуститься в трюм – неровён час попадёт осколок. Они там сидели, весело переговариваясь и прижимая к себе узелки с костюмами.

На сцене девочки продемонстрировали своё танцевальное мастерство перед подводниками, вернувшимися с боевого задания. Присутствовавший на этом концерте подводник Пётр Денисович Грищенко на всю жизнь запомнил эти истощённые детские фигурки и бледные до синевы лица. Они танцевали танцы народов Советского Союза: узбекский, татарский, русский, искромётный украинский… Они танцевали, но не улыбались. Холод и голод словно «съел» их улыбки.

После концерта всем маленьким артистам вручили медали «За оборону Ленинграда» и грамоты, в которых говорилось:
«Военный совет Краснознамённого Балтийского флота награждает вас грамотами за активное участие и достигнутые успехи в краснофлотской художественной самодеятельности в дни Великой Отечественной войны советского народа против немецких захватчиков». И подписи: «Командующий КБФ адмирал Трибуц, член военного совета КБФ контр-адмирал Смирнов, член военного Совета генерал-майор Вербицкий».

После выступления Пётр Денисович долго расспрашивал девочек об их жизни и учёбе в Кронштадте. В его беседе чувствовалось тёплое участие и сердечность. Дети такое, как правило, очень долго помнят…

Радости и ликования маленьких танцовщиц Пётр Денисович Грищенко не увидел. Всё это случилось по возвращении в Кронштадт. Тамара Оземская, Зоя Волкова, Клава Евтова, Нина Виноградова, Валя Фёдорова считались среди ребят чуть ли не орденоносцами. И у Вали Сивохиной тогда словно крылья выросли. Ей хотелось летать и всем-всем показывать свою взрослую награду. И это понятно – они оставались детьми.

Разве не удивительна эта страница истории Великой Отечественной войны? Сражающийся Кронштадт, а дети, словно бросая вызов тем, кто обрушивает на них тонны металла, несутся в вихре вальса, разучивают движения узбекского танца, исполняют матросский перепляс…

Этот танцевальный коллектив в годы блокады выступал не только на кораблях, но и на фортах Красная Горка и Серая Лошадь, прикрывавших Ленинград от артобстрелов врага.
По сути, дети давали концерты на самой передовой!

Блокадные дети совершали чудеса героизма, конечно, нисколько этого не осознавая. Они были настоящими ленинградцами, подвиг которых в дни блокады города – не только пример нынешним детям, но и будущим поколениям. Это о них писал поэт Юрий Воронов:
«В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в 43-м выдали медали
И только в 45-м паспорта».

В победном 45-м Валя Сивохина окончила школу, а через несколько лет и Ленинградский государственный институт физической культуры имени
П. Ф. Лесгафта.

В 1947-м героиня блокадного времени стала чемпионкой Ленинграда по художественной гимнастике, затем бронзовым и золотым призёром чемпионатов СССР. В 1950-м она уже абсолютная чемпионка страны по художественной гимнастике! Значимость и достижения Валентины Сивохиной на спортивной арене признаны международной федерацией по художественной гимнастике. Её имя записано в 289-м томе Советской энциклопедии: «Становление и развитие художественной гимнастики в СССР связано с деятельностью спортсменок А. Р. Башниной, В. К. Сивохиной…»

Однажды в период обучения Валентины Сивохиной в институте Дом офицеров флота пригласил её показать свои гимнастические номера. Она с милой улыбкой и изяществом проделала сложные упражнения с обручем, а потом начала работать с разноцветными лентами, которые то взлетали вверх, то плавно опускались к её ногам.

В первом ряду сидела женщина в бежевой вязаной кофте с короткими светлыми волосами. Со сцены Валя видела только её требовательный взгляд. Это была Валина учительница Лидия Георгиевна Ефремова. Именно к ней, закончив выступление, юная гимнастка прыгнула прямо со сцены.
– Молодчина! Умница моя! – похвалила Лидия Георгиевна свою бывшую воспитанницу.
– Правда, Лидия Георгиевна? Вам, действительно, понравилось? – радостная улыбка осветила девичье лицо.

В свои редкие приезды в Кронштадт Валентина с подругами всегда навещает Лидию Георгиевну. Спустя много лет учительница сидит на диване и кутается в оренбургский пуховый платок, который подарили ей бывшие ученицы на день рождения со словами: «Пусть он греет Вас, пусть даёт Вам столько тепла, сколько дали Вы нам, детям, в годы блокады». Она слушает их рассказы о жизни, восхищённо всплёскивает руками:
– Да какие вы все у меня молодцы! Сколько энергии в вас, сколько силы! – и глаза её веселеют.
– Это всё от Вас, дорогая Лидия Георгиевна! Это Вы научили нас быть сильными, не пугаться опасности, вселили в нас, как говорится, элексир жизни, – наполняет маленькую комнату зычный голос Зои Волковой…

После окончания ЛГИФК имени Лесгафта Валентину Сивохину оставляют на преподавательской работе, однако она отказывается от продолжения спортивной карьеры ради мужа, офицера-подводника Георгия Георгиевича Костева, вместе с которым она побывала на всех флотах Советского Союза, деля с ним все радости и невзгоды службы…

Сентябрь 2008 года. В Москве, на аллее Покровского бульвара в День города разместили стенды под названием: «Военные династии». Один из стендов был посвящён семье Костевых: Георгий Георгиевич, Игорь Георгиевич и Валентина Кузьминична.

По инициативе Валентины Кузьминичны Костевой (Сивохиной) на Адмиралтейских верфях изготовили бронзовую доску, которую установили на здании Центральной библиотеки: «Жителям блокадного Кронштадта за мужество и стойкость 1941 – 1945 гг.».

Валентина Анатольевна ПОПЕЛХОВА (РОМАНОВА),
житель блокадного Ленинграда

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: