Как возникла в Кронштадте лоцманская служба

(Начало в «КВ» № 23,  № 25, № 27 за 2014)

ФилипповыЛоцманская династия Филипповых с детьми и внуками. Глава династии (в центре) – Кузьма Иванович Филиппов, кронштадтский лоцман. Его старший сын (2-й ряд, слева) – Яков Кузьмич Филиппов, кронштадтский лоцман. Его старшая дочь (2-й ряд, вторая слева) – Анна Кузьминична, жена лоцмана М. М. Прокофьева. Его младшая дочь
(2-й ряд, третья слева) – Зинаида Кузьминична, жена лоцмана Л. И. Строганова

ГаддОтто Фёдорович Гадд, генерал-лейтенант,
лоцманский командир Общества кронштадтских лоцманов с 1874 по 1885

Новый Устав
и новые Правила Общества Кронштадтских лоцманов

Более девяти лет Цех Кронштадтских лоцманов продолжал работать по первому Уставу. К 1873 году особой комиссией по пересмотру лоцманских уставов был разработан и представлен на рассмотрение в Морское министерство новый проект Устава для Кронштадтских лоцманов. Рассмотрев проект, Адмиралтейств–Совет передал его для утверждения в законодательном порядке Государственному Совету. Соединённые департаменты Законов и Экономии, на обсуждение которых поступил проект Устава Кронштадтских лоцманов, выразили мнение, что большая часть его статей содержит в себе правила, не имеющие значения закона, а потому утверждать его должен только Адмиралтейств-Совет. Этим же органом должен утверждаться и штат Общества как не требующий никаких расходов со стороны Государственного Казначейства. Из всего проекта Устава в законодательном порядке подлежали утверждению только 22 статьи, которые составили следующие разделы: права Общества Кронштадтских лоцманов; ответственность общества за аварии; отношения между лоцманами и капитанами; размер платы лоцманам за провод судов (лоцманская такса). Соединённые Департаменты находили необходимым понизить лоцманский сбор и вместо предложенных в проекте Устава 70 копеек взимать по 60 копеек с каждого фута углубления судов, приходящих с моря в Кронштадтский порт, а также уходящих из него. Взамен такого уменьшения лоцманской таксы Департамент предлагал отменить субсидию городу Кронштадту в размере 30% из остаточной суммы лоцманского сбора, после вычета расходов по штату Общества Кронштадтских лоцманов. Департамент также отказал в пенсионном обеспечении из средств Кронштадтского городского общества лоцманам, потерявшим трудоспособность (инвалидам), и лицам, достигшим пенсионного возраста, как это первоначально предлагалось в проекте Устава.
Исходя из полученных предложений, Государственный Совет постановил: во-первых, в отмену действовавшего до этого времени устава Кронштадтского лоцманского Цеха утвердить в законодательном порядке 22 статьи предложенного Устава; во-вторых, предоставить Адмиралтейств-Совету издать в виде особого документа подробные правила о порядке внутреннего устройства общества Кронштадтских лоцманов и штате этого Общества. Такое предложение было утверждено Александром III 4 ноября 1873 года.
Согласно новому Уставу, менялась организационно-правовая форма, Цех было предложено переименовать в Общество. Главная особенность новой лоцманской Организации состояла в появлении круговой ответственности лоцманов. Теперь в случае признания судом виновности отдельного лоцмана на возмещение убытков могло идти до половины запасного капитала, а при недостаточности его могло удерживаться до 20% из содержания всех лоцманов.
Во главе Общества был поставлен лоц-командир, облечённый дисциплинарной властью. Кроме того, Общество находилось в некоторой зависимости от командира внутренней брандвахты, который также налагал денежные взыскания на лоцманов за повреждения судами предостерегательных знаков на фарватере.
«Правила о порядке внутреннего устройства Общества Кронштадтских лоцманов» были утверждены 7 апреля 1874 года. В этих «правилах» были оговорены взаимоотношения лоц-командира и командира внутренней брандвахты, а также их подчинённость Главному командиру Кронштадтского порта. В соответствии с этими правилами, лоцман мог вывести судно из порта только в том случае, если корабельщик (капитан) предъявлял ему разрешение командира внутренней брандвахты. Постановка и снятие на рейдах предостерегательных знаков, согласно «Правилам», производилась с этого времени Гидрографическим управлением. От лоцманов требовались лишь помощь и содействие в обеспечении своевременной и оперативной информации об изменениях на фарватере или повреждениях. В главе «Власть и обязанности лоц-командира и его помощника» была расписана система руководства организацией. Так приём и увольнение лоцманов, согласно новым «Правилам», производился с согласия большинства действующих лоцманов и только после утверждения этого решения Главным командиром Кронштадтского порта. Все взыскания, накладываемые на лоцманов или лоцманских учеников, заносились в штрафной журнал, который выдавался лоц-командиру Главным командиром порта, а штрафные суммы определялись 6-й статьей Устава.
Поступавшие в лоцманское Общество должны были быть не моложе 21 года, иметь хорошее поведение, крепкое телосложение, не иметь хронических болезней, и, согласно «новому требованию», иметь «узаконенный вид» – рекомендацию от того общества, к которому принадлежали. После профессионального испытания на звание лоцмана и утверждения этого решения Главным капитаном Кронштадтского порта, лоцман приводился к присяге лоц-командиром в присутствии всех лоцманов.
Как лоцманы, так и лоцманские ученики имели право свободно выйти из Общества. Все жалобы на лоц-командира и его помощника поступали Главному капитану Кронштадтского порта. Лоцманы и лоцманские ученики имели право на лечение в Кронштадтском военно-морском госпитале и не лишались положенного жалования во время болезни. Подробно в «Правилах» были прописаны все нюансы, касающиеся профессиональной деятельности лоцманов и лоцманских учеников, расходования денежных средств и хозяйственного управления Обществом. В отдельной главе были оговорены «правила» по управлению Лоцманским селением. Этими документами и руководствовалось Кронштадтское лоцманское Общество на протяжении последующих 23 лет.

Кто идёт
в ученики лоцманов

В 1875 году при открытии навигации в составе лоцманского Общества произошли перемены. На должность лоц-командира в 1874 году был назначен Отто Гадд; лоцманский староста одновременно исполнял должность помощника лоц-командира. В составе Общества числилось 27 лоцманов, 11 лоцманских учеников. На имеющуюся вакансию был принят лоцманом 2-го разряда бывший капитан Рудольф Викстрем, уроженец Финляндии. Произведены в лоцманы по экзамену лоцманские ученики Павел Васильев, Алексей и Григорий Ивановы. В лоцманские ученики поступили: кронштадтский мещанин Григорий Панфилов, крестьянский сын Харитон Иванов и сын кронштадтского купца первой гильдии Бритнева. По ходатайству лоц-командира и по представлению Главного командира Кронштадтского порта число лоцманских учеников увеличено до 14 человек.
Каждый лоцман в среднем провёл за навигацию 158 судов. За проводку судов получено 37 060 рублей 30 копеек. Штрафных денег получено с лоцманов на сумму 28 рублей за 14 взысканий. Это были штрафы за следующие нарушения: 3 – за нарушение служебных обязанностей, 5 – за невозвращение в срок при увольнении, 1 – за нетрезвое поведение, 1 – за нарушение формы в одежде, 1 – за неудовлетворительное управление ботом, в результате чего потеряли мачту, 1 – за грубость капитану, проводившему судна, 2 – за ослушание лоцмана, управляющего дежурным ботом. По всем статьям расходов (жалование служащим по найму; наём конторы, писца, канцелярские расходы; наём квартир лоцманам; пенсии вдовам; награды лоцманам; помощь семьям; премии по страхованию имущества от пожаров; расходы по пароходу; содержание по школе и другое) за год было истрачено 36 473 рубля 80 копеек.
В течение навигации было четыре аварийных случая на судах, проводимых лоцманами. 29 июня в пасмурную ночь лоцман Карл Гартман вёл с моря германский пароход и по невидимости створных огней на Кроншлоте взял курс по компасу. Этот курс по распоряжению капитана судна был изменён. Спустя 15 минут лоцман увидел, что курс неверный и потребовал его изменить, но было уже поздно. Пароход сел на мель. На другой день, после снятия с парохода части груза, он был снят с мели лоцманским пароходом «Котлин». Поскольку жалоба по настоящему случаю капитаном заявлена не была, то и судебного разбирательства не последовало.

1333 парохода
за один год

После всех перемен, к 1 января 1877 года, в Обществе состояли лоц-командир, лоцманский староста, 22 лоцмана первого разряда, 4 лоцмана второго разряда и 12 лоцманских учеников. Один из них – Николай Адамченков – с 1 октября 1876 года по 1 июня 1877 года находился в плавании на английском коммерческом судне для изучения морской практики и языка.
Общий характер навигации 1877 года был отмечен количественным ростом приходящих коммерческих пароходов. Если в 1875 году в порт пришло 881 судно, в 1876 году – 1064, то в 1877 году – 1333. Такая ситуация объяснялась малым привозом и большим вывозом товаров. Это было следствием различных обстоятельств (русско-турецкая война, низкий курс российского рубля, что удешевило заграничную покупку наших отечественных продуктов, и повышение цен на иностранные товары вследствие пошлины, уплачиваемой за них золотом).
Необыкновенно оживлённая навигация была причиной усиленной деятельности Общества. Увеличилась нагрузка не только на все технические средства, но и на личный состав. Пароход, боты и шлюпки были постоянно заняты. Несмотря на энергию и искусство людей, ими управлявших, они всё же подвергались повреждениям и поломкам. Все аварии и несчастные случаи чаще всего происходили во время «свежих» ветров при передаче лоцманов на суда или при приёме их на лоцманское судно. Самая значительная поломка произошла на пароходе «Котлин», что затруднило службу лоцманов.

Вызволение
изо льда

Первого декабря 1878 года внутренние рейды и гавань покрылись сплошным льдом. По предписанию главного командира Кронштадтского порта, навигация была закончена. Однако 7 декабря к востоку от Толбухина маяка появилось трёхмачтовое судно под парусами. Уже 8 декабря это судно было окружено сплошным льдом и подняло сигнал «терплю бедствие» на одной мачте и «прошу помощи буксирного парохода» – на другой. От места проживания Кронштадтских лоцманов – Лоцманского селения на Южном берегу Финского залива близ деревни Лебяжье – до вмёрзшего судна было расстояние около двух миль. 8 декабря, в 9 часов утра, лоцманы Геймбургер и Стремборг спустили шлюпку и отправились к судну, пробиваясь во льду. Переменившийся ветер погнал лёд в море, а вместе с ним отнесло и судно. С рассветом 9 декабря ни судна, ни лоцманской шлюпки видно не было. Лоцман, посланный на Красногорский телеграф, принёс известие, что «судно видно около северного берега». 10 декабря это судно было приведено лоцманами и поставлено у пристани Лоцманского селения на 12-футовой глубине. Оно было принято в тот же день под контроль страхового общества.
Это был корабль «Св. Антон», которым командовал сам владелец и капитан А. П. Хохлин. Судно шло из Белого моря, от губы Вайды Онежского порта с грузом трески и другой рыбы, всего в количестве 20 тысяч пудов. Груз был застрахован на 25 тысяч рублей, корабль – на 17 тысяч рублей, а рейс или фрахт также застрахован на 8 тысяч. Когда лоцманы прибыли на корабль, его палуба была завалена льдом, руль обмёрз и не действовал, клюзы обмёрзли до такой степени, что канаты в них не проходили, а потому нельзя было отдать якорей.
Капитан корабля в письме лоцманскому командиру от 14 декабря, благодаря за помощь кронштадтских лоцманов, писал: «Я обязан им в спасении и груза, и корабля, и людей». О самоотверженном поведении лоцманов было сделано представление руководству Кронштадтского порта. Лоцманы, выехавшие для проводки замёрзшего судна, ранее сами были капитанами и имели дипломы штурманов дальнего плавания. Стемборг, уроженец Финляндии, до поступления в Общество Кронштадтских лоцманов командовал судами, совершая океанские плавания. Геймбургер, уроженец Риги, до поступления в Общество много плавал, и в 1874 году был награждён английской медалью «За спасение погибающих на море». Так завершилась ещё одна навигация.

Проблема кадров решена

В результате двадцатилетней деятельности Общества Кронштадтских лоцманов была сформирована высокопрофессиональная служба, что отмечалось ежегодными наградами, серебряными и золотыми медалями «За усердие». К примеру, в 1882 году серебряными медалями по результатам навигации было награждено шесть человек: Вильгельм Геймберг, Теомась Блушквист, Йоган Лиуконен, Солонь Стремборг, Оскар Эдельман и Макар Иванов.
Служба была оснащена новейшими судами и оборудованием, что позволяло успешно решать не только свои задачи, но и задачи Кронштадтского порта. Согласно своим нормативным документам, получая средства за проводку судов, сумму которого устанавливало государство, Общество само содержало весь штат, в который входили лоцманы 1-го и 2-го разрядов, лоцманские ученики, лоц-командир, помощник, староста и вольнонаёмные сотрудники (врач, учителя, машинист, кочегар, сторожа). Все денежные средства расходовались по решению всего Общества и хранились на счетах: аварийном, пенсионном и расходном в Кронштадтском казначействе.
За многие годы впервые была решена одна из самых сложных проблем для Кронштадтского порта – налажена подготовка лоцманских кадров. Лоцманские ученики не только получали теоретические знания, но и проходили практическое обучение – двухгодичную практику на иностранных судах для изучения языков и получения морских навыков.
Общество само содержало своих пенсионеров и инвалидов, давало бесплатное начальное образование лоцманским детям, гарантировало бесплатное медицинское обслуживание и обеспечивало жильём. К этому времени на южном берегу Финского залива, близ посёлка Лебяжье, для корпоративного проживания кронштадтских лоцманов было выстроено Лоцманское селение, речь о котором пойдёт в будущем.

Наталья
КАРАЛАШ-МАРУХИНА

(Продолжение следует)

 

Написать комментарий:


комментария 2

Автор: виктория михайлова | 20.11.2014 в 13:45

Спасибо большое за статью! Мне было очень интересно, потому что Оскар Эдельман наш родственник и нас интересует все, что связано с ним и его семьей. После революции он с частью семьи вернулся назад в Финляндию. В семье остались его письма с описанием тех страшных и тревожных дней. О тех его детях, кто остался в России ничего не известно. Буду ждать продолжения Вашей статьи.

С наилучшими пожеланиями,

Виктория Михайлова
Финляндия

Автор: Ingvar | 18.07.2015 в 03:41

Очень интересно…Я родился в этом самом Лоцманском селении в 1967 г. ( ул. Лоцманская 23) и прожил там свои первые 14 лет жизни…Есть большое желание съездить,посмотреть ,вспомнить детство..!

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: