«Игрушки изящные и фрукты для ёлки…»
Какими были ёлочные игрушки в 1864-м году,
и что могли предложить тогда детям кронштадтские торговцы?
(Начало в «КВ» № 2)
Среди картонных игрушек на ёлке висели и автомобили,
и паровозы, и корабли, причём не только парусные,
но и настоящие броненосцы, и даже самолёты
Свечная лавка купца И. Е. Морозова
На той же Господской улице, совсем рядом с булочной Каролины Христиановны, в доме Синебрюхова (это там, где сейчас социальный дом) располагалась свечная лавка купца И. Е. Морозова. Наверное, лавка отличалась основательностью, ведь это было семейное дело. Хозяин принимал заказы вперёд, отпускал надёжным людям товар в кредит. На полках расставлены были лампы: масляные и керосиновые, фарфоровые и бронзовые, такие же канделябры и серебряные подсвечники. Здесь всегда пахло керосином, а кроме свечей и ламп можно было купить другие сопутствующие товары, о существовании которых современный читатель даже не подозревает. Например, «фосфорические нитки» – стопин. Он представлял собой тонкий шнурок, пропитанный смесью селитры и пороха, и использовался, когда требовалось зажечь одновременно большое количество свечей, например, на высоко подвешенных люстрах или на ёлках. Тогда фитили всех свечек соединяли между собой тонким стопином, а конец его опускали вниз. Как только нить поджигали, она вспыхивала мгновенно, и огонёк бежал по ней, как по бикфордову шнуру, зажигая все свечи! В лавке И. Е. Морозова, как, впрочем, и в других свечных лавках, фосфорическую нить продавали аршинами по 5 копеек серебром (1864).
В преддверии Рождества в свечных лавках появлялись подсвечники, тоже служившие ёлочными украшениями. Это были специальные розетки на прищепках, с помощью которых свечи крепились к веткам ёлки. Часто по форме они напоминали тюльпаны. Их так и называли. Например, в свечном магазине (в 1875 году он уже не называется лавкой!) П. Н. Морозова предлагались не только «тюльпаны», но и «розетки-шары». Здесь же можно было купить неизменные картонажи: и те, что подешевле – кустарные, и те, что подороже – немецкие.
Свечная лавка купца Ф. М. Набадьева
Всё там же, на Господской улице в доме купца Блинова, располагалась свечная лавка конкурента И. Е. Морозова, купца Ф. М. Набадьева. Здесь в 1864 году предлагался иной способ иллюминации рождественских ёлок – с помощью маленьких масляных ламп, называемых «лилипутами». Товар этот был, очевидно, новый и покупатели были с ним не знакомы. Как гласило рекламное объявление, «лампы эти горят равномерным светом без копоти в продолжение 10-ти часов безо всякой поправки и придуманы оне преимущественно для ёлок. Но по уютности, удобству формы и устройству их весьма полезны для домашнего употребления вместо ночника…». «Лилипуты» могли иметь разные стеклянные плафоны: цилиндрические или в виде шара. Последние стоили дороже – 25 копеек за штуку против 20. Судя по рекламе, «лилипуты» были совершенно необходимы в хозяйстве, так как кроме украшения ёлок, могли использоваться для освещения коридоров и лестниц, а также для зажигания сигар и запечатывания писем сургучом.
Видимо, хозяин лавки был человеком, любящим разные новинки, поскольку у него можно было купить и такую модную в середине 1860-х годов вещь, как «фонари для катания на коньках». Такие фонарики крепились к коньку и пользовались популярностью на катках. К слову, в лавках Ф. М. Набадьева (одна из них располагалась на пароходных пристанях) всегда можно было купить «Кронштадтский Вестник».
В авангарде ёлочной торговли
По мере того, как обычай украшать рождественскую ёлку входил в жизнь и в привычку кронштадтцев, появлялось всё больше магазинов, торговавших ёлочными украшениями. Становился разнообразней их ассортимент. Игрушки выписывали по почте на дом, их получали вместе с модными журналами о рукоделии и делали сами. Однако по-прежнему булочные, кондитерские и свечные лавки, превратившиеся в «осветительные магазины», оставались в авангарде торговли сладкими украшениями и ёлочными игрушками.
В 1870-х – 1890-х годах неизменной популярностью у кронштадтцев пользовалась кондитерская Ф. К. Константинова. Здесь можно было отдохнуть за чашкой чая или кофе, за разговором или за чтением газет. Перед Рождеством прилавки и полки преображались, украшенные гирляндами из золотой бумаги. Предприимчивый хозяин торговал не только привычным картонажем, конфетами и бонбоньерками, но и свечами, подсвечниками, «ниткой для зажигания ёлок», и даже бенгальскими огнями. А в конце 70-х здесь продавался загадочный «свет магний», как и бенгальские огни предназначавшийся для иллюминации ёлки. В 90-х у Константинова, впрочем, как и в других кондитерских, предлагались «драже для ёлок», которыми можно было наполнять бонбоньерки или класть их в качестве сюрприза в ёлочные игрушки.
Фейерверк из аптеки и «духи на ёлку»
К концу XIX века ёлочные украшения продавались даже в аптеках. Одна из них, точнее «аптекарский магазин фармацевта С. Олькеницкого», располагалась на «Господской улице в доме Сидорова напротив полиции» (угол проспекта Ленина, 25 и улицы Андреевской, 2). К празднику мрачные деревянные шкафы, от пола до потолка заставленные бутылями, склянками и пузырьками всех форм и размеров, одевались тонким, блестящим «дождём», и в них находилось место и для бонбоньерок с сюрпризами, и для ёлочных украшений. Наряднее всех выглядели витрины с косметическими и парфюмерными товарами – их с удовольствием покупали в качестве подарков к Рождеству. Изящные флакончики в виде цветов или женских фигурок в модных платьях притягивали взгляды маленьких посетительниц. Но и мальчикам здесь было на что посмотреть – «комнатные бенгальские огни и фейерверки» были, пожалуй, поинтереснее лошадок и солдатиков.
Не отставал от моды магазин парфюмерных и косметических товаров, расположенный «по Господской улице дом № 23». В преддверии Рождества 1894 года здесь предлагались «духи на ёлку». Стоили они всего-то 10 копеек. Можно предположить, что небольшие флакончики с духами, могли быть одновременно и ёлочным украшением и подарком для не самого взыскательного покупателя, а названия духов: «Капризный», «Париж», «Боргетто», «Одеония», «Никсис», «Японский» должны были привлекать своей необычностью.
С годами ёлочные украшения становились всё изящнее, изощрённее, они и в прямом и в переносном смысле слова стали более блестящими. В России появилось своё производство ёлочных игрушек, хотя по-прежнему популярными оставались и украшения из Германии. В начале ХХ века их реклама уже не часто встречается на страницах «Кронштадтского Вестника». Среди картонных игрушек появились и автомобили, и паровозы, и корабли, причём не только парусные, но и настоящие броненосцы, и даже самолёты. Они стали обыденностью, не переставая, впрочем, удивлять впечатлительных детей своей способностью приближать сказку и чудо к реальности, особенно в рождественскую ночь…
Написать комментарий: