Царская семья и Кронштадт

Романовы1С самого начала своего основания в 1704 году Кронштадт – Коронный город – стал не только неприступным морским форпостом Санкт-Петербурга, но и настоящим источником духовности, святости и патриотизма, достойным венцом России, многогранная история которого, со времён Петра Великого, была тесно связана с Царствующим Домом Романовых. Кронштадт, расположенный на острове Котлин, – это святая земля, имеющая чудотворную энергетику, или иными словами – благодать. На этом маленьком клочке земли площадью всего 15 километров до революции 1917 года насчитывалось 23 храма, 12 домовых церквей и 16 часовен различных конфессий. Иоанн (Сергиев) Кронштадтский – великий молитвенник Земли Русской, 53 года служил в Соборе во имя святого апостола Андрея Первозванного. При нём Кронштадт стал одним из православных духовных центров всей России. Сюда, к батюшке Иоанну, ежедневно приезжали сотни, а в праздники — тысячи людей, чтобы услышать его проповеди, получить благословение или попросить о помощи.
Однако в эпоху воинствующего атеизма 20-30-х годов прошлого столетия в Кронштадте были закрыты и разграблены все храмы и часовни, а такие как Андреевский собор, Римско-католическая церковь и ряд других – снесены до основания. Сильно пострадал, был разграблен и превращён в гарнизонный клуб Морской собор – подлинная святыня Российского флота, построенный в эпоху Императора Николая II и при его активной поддержке. Не пожалели даже первый памятник Кронштадта – бюст Петра Великого, установленный на коринфской колонне в Адмиралтействе. Вместо него на постамент водрузили бюст вождя мирового пролетариата.
Но времена исторического беспамятства и засилья атеизма уходят в прошлое. Сегодня в Кронштадте восстановлены и отреставрированы многие часовни и три храма, в том числе собор во имя Владимирской иконы Божией матери и Николаевский Морской собор. В них проводятся регулярные богослужения. Кроме того, в последние годы в городе морской и воинской славы России активно возрождается память о святом праведном отце Иоанне Кронштадтском и о благих деяниях Святой Царственной семьи Российского императора Николая II, открываются новые воинские мемориалы и памятники. Тем самым восстанавливаются лучшие традиции воспитания духовности и патриотизма граждан нашего Отечества.

Морской собор — детище Императора Николая II

копияплощадькопиядокДостойный колыбели русского флота

К 90-м годам XIX века население Кронштадта насчитывало 45 тысяч человек, из них более 13 тысяч — православных флотских нижних чинов, не считая плавающих за границей. Всё более необходимым становилось строительство большого каменного храма для военных моряков. В 1896 году под началом главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала Н. И. Казнакова возникла инициатива по сооружению каменного Морского собора, который стал бы достойным памятником Кронштадту как колыбели русского флота.
Для постройки избрали Якорную площадь – самую обширную, находящуюся в центре города, на которой с давних пор находился склад корабельных якорей, и ближе всего расположенную к месту пребывания флотских команд. Специально оставили обширное место для площади, где можно было проводить парады войск гарнизона и разбить соборный сквер.
Император Николай II горячо одобрил идею строительства храма в Кронштадте и с его разрешения в начале 1897 года был образован комитет под председательством вице-адмирала Н. И. Казнакова для сбора пожертвований на Морской собор и выбора проекта.
С самого начала будущий храм рассматривался как памятник деяниям Петра Великого «на месте его первых и особенных трудов, кроме того собор должен быть достойным памятником чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, а также способствовавшим развитию и славе флота».

17 марта 1897 года император Николай II подписал указ об открытии сбора средств на возведение Морского собора в Кронштадте. В связи с этим протоиерей Иоанн (Сергиев) Кронштадтский 10 мая 1897 года выступил с обращением: «Возлюбленные братья-моряки и все православные соотечественники! Живя в Кронштадте сорок два года и, во всё это время видя малость, скудость и ветхость Морского храма, — я снедался ревностию о нём и желанием просторного, прочного и благолепного храма, и ныне внёс свою лепту на сооружение такового храма 700 руб. Благоволите Вы оказать свое посильное усердие к сооружению его». В результате этого появились пожертвования из разных уголков России от всех слоев населения. В пожертвованиях приняли участие и члены императорской фамилии, многие высокопоставленные особы, частные лица. Всего было собрано 280 тысяч рублей.
В 1897 году комитет объявил конкурс на составление проекта. Но было поставлено условие: высота купола должна быть такой, чтобы он мог служить приметным ориентиром для моряков, а крест — четко различаем с большого расстояния. Сложность задачи, стоявшей перед архитекторами, заключалась еще и в том, чтобы создать новый храм в таком виде, чтобы он «служил и местом молитвы для моряков и был памятником славных деяний русского флота». На конкурс было представлено четыре проекта, но две первые премии так никому не присудили. Тогда председатель комитета обратился с просьбой составить проект к академику архитектуры А. И. Томишко. Он изготовил два варианта. 26 июля 1899 года они были представлены императору Николаю II и один из проектов получил «высочайшее» одобрение. По нему составили смету, дополнительные чертежи и изготовили модель. 6 марта 1900 года был учреждён строительный комитет по постройке собора.
Однако вскоре, вместо Н. И. Казнакова, главным командиром Кронштадтского порта и председателем комитета стал вице-адмирал С.О. Макаров. Под его председательством комитет трижды обсуждал проект, представленный архитектором
А. И. Томишко, и подверг его резкой критике. После доклада императору Николаю II 5 июня 1900 года данный проект «был оставлен без исполнения». Это лишний раз подтверждает, насколько серьезно и ответственно относился Государь к возведению Морского собора в Кронштадте.
Наконец комитет обратился к гражданскому инженеру, архитектору и художнику В.А. Косякову, успешно сотрудничавшему с Морским ведомством.

27 ноября 1900 года В. А. Косяков своим письмом известил Главное управление кораблестроения и сооружений о том, что он приступил к составлению эскиза. С этой целью архитектор прибыл в Константинополь (Стамбул), осмотрел мечеть Айя-София — бывший византийский храм св. Софии, где сделал все необходимые обмеры и зарисовки. 16 апреля 1901 года комитет при участии приглашённых командиров экипажей, отрядов, кораблей и офицеров флота единогласно выбрал один из двух изготовленных зодчим эскизов.
21 мая 1901 года эскизный проект и модель будущего Морского собора в Кронштадте представили Императору Николаю II. Внимательно изучив их, государь высочайше одобрил и утвердил новый проект.

Начало

В октябре 1901 года Государственный совет принял решение об ассигновании финансовых средств, и начались подготовительные работы. 27 октября 1901 года на месте будущего храма настоятелем Андреевского собора о. Иоанном Кронштадтским был совершён молебен в присутствии всего наличного состава флотских экипажей, учебных отрядов и школ в количестве около 14 тысяч человек. После этого началась работа по очистке площади от верхнего слоя грунта. Причём матросы работали бесплатно и добровольно.
18 марта 1902 года Император Николай II утвердил состав строительного комитета. С наступлением весны продолжились земляные работы, а затем приступили к устройству бетонных фундаментов, а также заготовке плит гранитного цоколя здания храма.
Когда работы по возведению фундамента были завершены, 8 мая 1903 года состоялась торжественная закладка кирпичных стен храма. На молебне и чине закладки Морского собора, который совершил отец Иоанн Кронштадтский, присутствовали Император Николай II, вдовствующая Императрица Мария Федоровна и Императрица Александра Федоровна. Их встречал и сопровождал Главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С. О. Макаров. Поблизости от строительной площадки была сооружена плавильная печь. В ней тут же из чугуна была отлита закладная доска. Затем С. О. Макаров доложил Императору о сборе средств и положении дел в строительном комитете. По окончании торжественной церемонии закладки храма, орудия крепости и кораблей произвели императорский салют в 31 залп. Затем на разбитом возле собора газоне государь Николай II посадил 32-годовалый дуб.

«Высочайше одобрено»

Храм предполагалось возвести за пять лет, но в 1904-1906 годах его постройка замедлилась. Из-за войны с Японией и революционных событий начались перебои с выделением средств.
И всё же работы по возведению стен, перекрытий и монтажу купольных конструкций, а также внутренней отделке собора продвигались вперед.
19 августа 1908 года Государь на яхте «Александрия» принял председателя строительного комитета адмирала К. П. Никонова и автора проекта — архитектора В. А. Косякова, который представил детальные чертежи чистовой отделки храма. Внимательно ознакомившись с ними, Император Николай II высказал свои замечания и предложения. Они были приняты архитектором к руководству при изготовлении моделей мраморных и бронзовых частей, что получило одобрение в декабре 1908 года и весной 1909 года. К тому времени стало ясно: Морской собор в Кронштадте по своей архитектуре, отделке и предназначению будет уникален для России. Это важное обстоятельство сыграло в дальнейшем свою положительную роль.
28 июля 1909 года Николай II прибыл в Кронштадт, лично осмотрел здание строящего собора, на котором уже были выполнены работы по позолоте куполов, а внутренние леса разобрали. В целом, он «выразил свое удовольствие по поводу всего увиденного». В то же время, при знакомстве с детальными рисунками, моделями и образцами отделки, Император высказал сожаление о том, что предполагается использовать искусственный полированный мрамор вместо натурального. Архитектор Косяков пояснил в ответ, что для колонн, поддерживающих хоры, искусственный мрамор применен по необходимости, так как им замаскировано тело прочных железобетонных колонн. Наличники же внутренних дверей планировалось выполнить из искусственного камня для экономии средств.
Именно тогда еще одним свидетельством царского интереса и внимания к строительству Морского собора в Кронштадте стало то, что государь повелел выдать в качестве пожертвования, со склада императорской Петергофской гранильной фабрики лапис-лазурь для облицовки наличника главного входа в храм. Строительный комитет в связи с этим через Морского министра обратился к Николаю II за разрешением использовать лапис-лазурь стоимостью около 16 000 рублей ещё и для украшения престолов, жертвенников и кафедры проповедника. Государь одобрил и эту просьбу.
Вместе с тем архитектор В. А. Косяков обнаружил на фабрике куски зеленовато-волнистой яшмы, камни орлеца, кристаллы топаза, которые также были выделены для отделки строящего храма.
Кроме того по распоряжению Императора было бесплатно отпущено 100 пудов пушечной бронзы, 700 пудов лома красной меди и на изготовление кровли — 5000 пудов зелёной меди.
Вот что писал по этому поводу в своей пояснительной записке на окончание работ главный строитель храма архитектор В. А. Косяков: «Вышеуказанный отпуск материалов от казны дал возможность заменить назначенную по смете железную кровлю медною, сосновые оконные переплёты железными, а двери дубовыми, штукатурные базы внутренних колонн медными и цементныя перила на хорах мраморными, увеличить колокольный звон с 1000 пудов до 1700 пудов.
Всегда заботясь о выполнении работ с возможною экономиею, комитет не внёс в сметные предложения никаких излишеств и роскоши в отделке, и, избегая позолоты даже в паникадилах, имел в виду исключительно благородный, спокойный внутренний вид храма, достойный общего величия всего сооружения и назначения служить памятником морякам, погибшим при исполнении своего долга перед Царем и отечеством».
В связи с изначальным решением об увековечении памяти погибших моряков на мемориальных досках-скрижалях, закрепленных на внутренних стенах храма, отставному генерал-лейтенанту А. С. Кроткову поручили составление необходимых списков.

26копиядок1В честь 300-летия Дома Романовых

Весной 1913 года все работы по сооружению Морского собора в Кронштадте были завершены и празднества по случаю открытия и освящения храма вошли в перечень общероссийских торжеств в честь 300-летнего царствования Дома Романовых.
Возведённый собор имел длину 83,7 м, ширину 63 м, а высота с крестом составила 70,3 м. Величественный храм стал высотной и архитектурной доминантой Кронштадта, видимой на расстоянии в 45 км. В него вели три входа: главный, где имелась открытая часовня – с запада, а также с севера и юга. Для облицовки собора использовался серовато-жёлтый кирпич, цоколь был выполнен из гранита. Крыша храма была покрыта медью. Кресты позолотили.

Западный портал украшали мозаичное изображение Спаса Нерукотворного, два сюжета из жизни Николая Чудотворца, четыре символа Евангелистов и орнаменты. Снаружи часовня храма закрывалась бронзовыми воротами, выполненными в русско-византийском стиле. В глубине её находились двери с иконами. Они вели в собор, но открывались только в дни больших торжеств, а обычно служили своеобразным иконостасом часовни. Сверху она освещалась массивной бронзовой лампадой в виде трёхмачтового парусного корабля. Пройти в собор можно было боковыми дверями.
Огромное, светлое и просторное внутреннее пространство Морского собора напоминало интерьер храма Святой Софии в Константинополе, только с другими пропорциями. Большой купол Морского собора диаметром 26,7 метра, поднимавшийся на высоту 51 метр от пола, имел 32 окна – символ 32 румбов на морском компасе. Стены собора облицованы мрамором, но больше всего поражал резной, белого мрамора иконостас.
Вся внутренняя отделка храма поражала богатством и совершенством форм. Недаром современники говорили: «Собор блистает своим великолепием». Византийский стиль, в котором построен храм, был выдержан и в росписи стен, и в иконописи, и в оформлении церковной утвари.
Внутри храма-пантеона, как и задумывалось изначально, его стены, были выполнены в виде мраморной панели. На ней крепились мемориальные памятные доски: 130 — из чёрного (в галереях) и 20 – белого мрамора (в алтаре) с начертанными золотом именами погибших чинов флота и корабельных священников. В галереях собора были отведены обширные помещения для хранения различных реликвий, икон, морских трофеев, флагов экипажей и кораблей, прославивших флот Отечества в морских боях и сражениях.
Кроме того, во внешнем убранстве и оформлении интерьера собора (как никогда ранее в православных храмах) была широко применена морская символика, которая особенно выделялась в орнаменте большого купола, на входных дверях и в рисунках пола (с изображением якорей, спасательных кругов, кораблей, рыб и других морских животных). И даже кресты над собором напоминали конфигурацию корабельных штурвалов. Морские мотивы использовались для росписи главного и боковых приделов храма с изображением святых, покровительствующих морякам, а также предметов церковной утвари – подсвечников, окладов Евангелия, хоругвей, паникадил и лампад.
В целом же изображение купола, как звездного неба, и пола, как морского дна, символизирующего две природные стихии, сопровождающие моряков во время плавания, создавали особый эффект – гармонии Вселенной, сотворённой Богом. Таков был замысел талантливого архитектора и инженера В. А. Косякова.
Центральная — открытая — часть храма вмещала до 3000 молящихся, а с учетом обширных галерей с хорами – до 5000 человек.
Общая стоимость всех работ по сооружению Морского собора составила 1 миллион 955 тысяч рублей вместе с пожертвованиями (280 000 рублей).
10 июня 1913 года, через 10 лет после закладки Кронштадтский Морской собор в высочайшем присутствии Государя Императора Николая II и его Августейшей Семьи был торжественно открыт и освящён.
Погода в этот день была чудесной. Лучи яркого солнца отражались от куполов красавца-храма. С 7 часов утра в Петровском парке, на Якорной площади и прилегающих улицах стали собираться толпы народа. Внезапно в небе появился дирижабль «Лебедь» и сопровождаемый тысячами взоров удивлённых кронштадтцев величественно проплыл над городом. Настроение у всех людей, прибывших на торжество, было приподнятым и по-настоящему праздничным…
Вот что писала пресса того времени о «самом великом празднике в Кронштадте», в частности, газета «Санкт-Петербургские ведомости»:
«…настал давно желанный для флота день освящения вновь выстроенного Морского храма. На Петровской пристани, устланной голубым бархатным ковром, выстроился почётный караул от флотских экипажей со знаменем и хором музыки. Для встречи Его Величества на пристани собрались Морской Министр, начальствующие лица… По пути от пристани к собору стояли шпалерами морские экипажи, крепостная артиллерия, Каспийский и Самарский полки, минные роты. Ближе к собору тянулись ряды воспитанников учебных заведений. За шпалерами войск колыхалось море голов – всё кронштадтское население высыпало на улицы, желая взглянуть на следование Царской семьи. У собора стояли воспитанницы Кронштадтских женских училищ… При подходе к Петровской пристани Императорского парового катера раздались звуки гимна. Государь, бывший в морской форме и Андреевской ленте, изволил выйти на пристань. Супруга главного командира порта Н. Ф. Вирен с дочерью имела счастье поднести Их Высочествам букеты из роз. Государь, приняв рапорт, изволил при звуках гимна обходить фронт почётного караула, затем депутация города Кронштадта во главе с городским головою поднесла Его Величеству хлеб-соль».
В открытой коляске члены Императорской Семьи доехали по Княжеской улицы до Морского собора, где были встречены духовенством, приложились к кресту и приняли кропление святой водой. Затем протопресвитер военного и морского духовенства о. Г. Шавельский вместе с другими священнослужителями совершил чин торжественного освящения и литургию. По их окончании под звон колоколов последовал крестный ход, причём Император шествовал вслед за духовенством. В этот момент вновь появился дирижабль «Лебедь» и совершил несколько кругов над Морским собором.
После крестного хода Морской министр адмирал И. К. Григорович представил Императору Николаю II членов строительного комитета. При представлении Царю и членам Императорской фамилии им были преподнесены памятные записки о постройке собора и медали, выбитые в ознаменование окончания строительства.
Поблагодарив членов комитета и строителей, Николай II с дочерьми убыл на Петровскую пристань, откуда катер «Петергоф» доставил Царственную Семью на ожидавшую их на Кронштадтском рейде яхту «Штандарт».
В этот же день, к радости жителей города, был торжественно открыт с участием вдовы адмирала Макарова подвесной мост через Доковый овраг, расположенный совсем рядом с Морским собором.
На следующий день после открытия храма известная и популярная среди российских моряков газета «Кронштадтский вестник» писала: «С сооружением этого величественного художественного по архитектуре собора осуществилась давнишняя желанная мечта моряков иметь такой храм, который бы мог служить достойным украшением Кронштадта, этого главного гнезда русского флота, в котором волею его создателя Петра народилась, выросла и окрепла семья русских моряков. Этот новый грандиозный Морской собор будет вместе с тем и памятником чинов флота, т.к. на внутренних стенах его можно читать имена всех деятелей, покрывших себя славою и принесших пользу родине. Таким образом, этот храм-памятник, в котором будет ежедневно приноситься искупительная бескровная жертва, будет связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем тех трудов, знаний и подвигов, которые послужили к славе родины и флота».

Память будет жить

копияу собораЕпископ Иннокентий (Плотницкий) высказал в то время по-настоящему пророческие слова по поводу предназначения Морского собора — единственного в России, который вобрал в себя имена всех павших и упокоенных на морском дне:
«Благочестивейший обычай начертать на досках и разместить в храме имена национальных героев, «положивших свою жизнь за други» и тем исполнивших евангельскую заповедь, надо всячески приветствовать. Пройдут годы и десятилетия, а память, облечённая в молитву останется об этих славных сынах и пока будут гореть в храме свечи, пока священнослужители будут идти по храму и кадить фимиамом, будет жить память о людях, не пожалевших своей жизни для Родины. О, как прекрасно, когда родственники или боевые друзья, а может и совсем чужие, посторонние люди, войдя в храм и прочитав имена павших на досках, вознесут Богу молитву об упокоении души тех, кто не пожалел живота во имя великой России!»
И действительно, как показало время, Николаевский Морской собор в Кронштадте, ныне возрождённый, воистину стал грандиозным памятником и молитвенным мемориалом, и вновь всему миру показывает величие и славу Российского флота.
Активная поддержка в реализации идеи постройки главного морского храма-пантеона в Кронштадте стала яркой страницей благих деяний Российского Императора Николая II в городе морской славы, но далеко не единственной.

Вице-адмирал С. О. Макаров

Летом 1913 года, буквально через месяц после открытия Морского собора, на Якорной площади был торжественно открыт и освящён памятник вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову.
Известный русский флотоводец, учёный, изобретатель, кругосветный мореплаватель и полярный исследователь длительное время служил в Кронштадте. Здесь он неоднократно выступал с лекциями на различные темы в Морском собрании. Написал книгу «Рассуждения по вопросам морской тактики».
16 марта 1899 года жители города и военные моряки восторженно встретили адмирала Макарова, пришедшего на своем детище – первом в мире арктическом ледоколе «Ермак», построенном по его идее и проекту для освоения северного морского пути. Будучи главным командиром Кронштадтского порта (1899-1904 годы) он много и плодотворно работал над улучшением оборудования и оснащения кораблей и базы флота. Здесь проводились научные опыты, внедрялись его изобретения. При Макарове в казармах было введено газовое освещение, открыты вечерние классы для рабочих, народные школы для детей.
16 февраля 1904 года горожане прощались с адмиралом, уезжавшим в Порт-Артур на войну с Японией, куда он был назначен командующим флотом Тихого океана, поскольку пользовался огромным авторитетом среди военных моряков как опытный и грамотный флотоводец. 31 марта он трагически погиб вместе с экипажем корабля во время взрыва флагманского броненосца «Петропавловск». Это неожиданное известие вызвало горькую и искреннюю боль и скорбь в армии и на флоте, по всей стране. Все понимали, что Россия потеряла неизмеримо большее, чем командующего эскадрой, — она потеряла одного из своих национальных героев.

Вот что писал об этом «Кронштадтский вестник» в июле 1913 года:
«После трагической гибели «Петропавловска» и кончины адмирала С. О. Макарова, на которого Россия возлагала большие свои надежды, с первых шагов его на театре войны, видя в нём даровитого флотоводца – у всех мелькнула мысль о создании ему памятника. Эта мысль… носилась в воздухе, пока не получила начало своего практического осуществления. Государю Императору было благоугодно выразить и облечь эту мысль в конкретные формы.
Во время пребывания Его Императорского Величества на рейде «Штандарт» Им была замечена на дне прозрачного рейда огромная гранитная глыба, носившая следы обработки… Его Величество, заинтересовавшись этим, изволил приказать поднять камень на поверхность.
… Между тем скульптору Шервуду было поручено подготовить статую адмирала. При исполнении этого поручения по модели была отлита из бронзы фигура адмирала Макарова, материалом для которой послужила медь и прочие детали, сделанные в порту с разных военных судов. В 1912-м году начались работы на Якорной площади по установке фигуры адмирала на пьедестал. Все работы проводились под наблюдением скульптора Шервуда и инженеров порта».
Три города спорили за честь иметь памятник знаменитому адмиралу у себя: Николаев, Кронштадт и Санкт-Петербург. В результате, победа оказалась за нашим городом.
Памятник вице-адмиралу С. О. Макарову получился монументальным. Правда, место для его установки долгое время не могли определить. Но все понимали, что он должен стоять на Якорной площади. В результате сам автор монумента скульптор Л. Шервуд принял решение установить его вблизи склона Докового оврага в южной части Якорной площади. И это месторасположение памятника стало действительно удачным.
В день торжественной церемонии открытия монумента в честь вице-адмирала С. О. Макарова, состоявшейся 23 июля 1913 года, в Кронштадт лично прибыл император Николай II и члены его Семьи. Не мог Государь не отдать дань памяти, скорби и уважения одному из лучших и талантливых сынов Отечества, погибшему на поле брани вместе с сотнями других моряков Российского флота в тот роковой день марта 1904 года. При огромном стечении народа и воинов кронштадтского гарнизона, выстроившихся на Якорной площади, сначала состоялся военный парад, а затем открытие и обряд освящения величественного и монументального памятника прославленному адмиралу, чей ратный труд и многогранная деятельность по внедрению на флоте всего нового и передового, служили ярким примером служения Царю и Отечеству. Когда же пришло время под звуки оркестра и хора певчих снять с памятника белое покрывало, произошло неожиданное: Император Николай Александрович осенил себя крестным знамением и опустился перед памятником на колено. Увидев это, встали на одно колено окружающие Государя и войска, и весь народ, присутствующий на площади. По окончании торжественной церемонии люди шли и шли к памятнику, чтобы возложить венки и цветы С. О. Макарову…
В том, что монумент адмиралу с его девизом: «Помни войну!» на гранитном постаменте был установлен в Кронштадте – последнем месте службы флотоводца в России, есть немалый вклад императора Николая II и членов Царской Семьи, выразившим тем самым искреннее уважение и светлую память по отношению к С. О. Макарову — истинному моряку и патриоту своего Отечества.

Цесаревич Алексей

копия18Еще одним свидетельством любви к Кронштадту, как колыбели Российского флота, и к флотской службе вообще, в Царской Семье стало то обстоятельство, что наследник престола – Цесаревич Алексей Николаевич, хотя и неизлечимо больной, с самого раннего детства воспитывался отцом и матерью в лучших традициях флотской службы. На многих фотографиях того времени он одет в морскую форму: с бескозыркой на голове, в бушлате или «голландке» с гюйсом и в тельняшке, на палубе императорской яхты или берегу моря. В нём была воспитана искренняя любовь к флоту, уважение к его истории и традициям. Он с удовольствием получал знания по морскому делу, интересовался тем, как реформируется Отечественный флот после поражения в Русско-Японской войне. Недаром на столе в комнате или в каюте Цесаревича всегда лежал свежий номер «Кронштадтского вестника» — морской газеты, одной из лучших газет в России, которую он обязательно прочитывал.
Мало того, Алексей Николаевич с младенчества являлся ктитором – почётным старостой Храма во имя Николая Чудотворца у Военно-Морского госпиталя на улице Мануильского в Кронштадте (ныне также возрождённого). Он также живо интересовался возведением главного Храма-памятника русских моряков, вводом в строй новых боевых кораблей. Собственно говоря, его уже тогда готовили к тому, чтобы впоследствии, став взрослым и получив соответствующее образование, Цесаревич смог стать Генерал-Адмиралом флота и Морским министром. Примером этому ему служил его знаменитый родственник Великий Князь Константин Николаевич, который долгое время занимал этот ответственный пост и сумел провести немало полезных и нужных реформ в Российском флоте во второй половине XIX века.

И недаром, когда 30 июля 1911 года на Пароходном заводе в Кронштадте был заложен новый, пятый сухой док, специально предназначенный для докования строившихся в то время линейных кораблей типа «Севастополь» его решили назвать именем Цесаревича Алексея Николаевича.
Торжества по случаю освящения и пуска воды в самый крупный в России сухой док имени Цесаревича Алексея Николаевича, состоялись 1 июля 1914 года в присутствии императора Николая II и членов Царствующей Семьи: Императрицы Александры Федоровны, а также великих княгинь Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.
Ввод в строй нового дока был очень своевременным, ибо буквально в следующем месяце началась I-я Мировая война. В нём велась достройка созданных на верфях Санкт-Петербурга боевых кораблей Балтийского флота и был выполнен сложный аварийный ремонт крейсера «Рюрик», линейного корабля «Севастополь», а впоследствии и многих других.
Сегодня, в современную эпоху, по истечении почти столетия со времени царствования последнего российского Императора, трудно переоценить значение благих дел во имя духовности, патриотизма и процветания России, совершённых членами Царствующей Семьи. Казнённая без суда и следствия в годы большевистского террора и ныне канонизированная Русской Православной Церковью Царственная Семья Российского императора Николая II и ныне служит для всех россиян примером того, как надо любить своё Отечество.
День памяти святых Царственных Страстотерпцев отмечается 17 июля, в день их мученической кончины.

Александр ЕСЬКОВ
краевед, методист ДДТ «Град чудес»
Матвей БАРХАТОВ,
учащийся студии
краеведения «Наш город»копияна площади

43775398_42183900_IB00_ImpУходит в историю 2013-й год.
Год 400-летия Дома Романовых

Кронштадт со дня своего основания строился, развивался, воевал, отправлял корабли в дальние плавания, жил под покровительством Государей из Дома Романовых. Не жалея ни сил, ни средств, они делали всё, чтобы город-крепость стал недоступен для врага, был достоин великого предназначения — защитника Санкт-Петербурга и всей России. Начинал эту колоссальную государственную работу Царь Пётр Первый, а завершал — Император Николай Второй. Именно при нём Кронштадт достиг вершины боевой мощи и стал неприступной морской крепостью.
В 1904 году исполнилось 10 лет царствования Императора Николая Второго. Юбилей, совпавший с 200-летием Кронштадтской крепости. Все эти 200 лет непрерывно совершенствовалась и усиливалась оборона острова Котлин. А за 10 лет царствования Николая Второго вступили в строй бетонные форты — система новой линии обороны: морские — «А» и «Б», впоследствии «Генерал Обручев» и «Граф Тотлебен»; островные — «РИФ» и модернизированный «Александр Шанц»; и три береговых — «ИНО», «Красная горка», «Серая лошадь». С вводом их в строй, враг даже помыслить не мог, чтобы приблизиться с моря не то что к Петербургу, но и к острову Котлин. Николай Второй лично курировал и постоянно поддерживал это грандиозное строительство, обеспечивая его силами и средствами.
В царствование Николая Второго Кронштадт — маленький уголок Столицы — переживал свой расцвет. Решены были проблемы водоснабжения, связи с большой землей, благоустройства, озеленения. Появились Овражий сквер (в нём Император посадил на память молодой дуб), Соборные — Южный и Северный — скверы, Романовский садик. Культурная жизнь была разнообразной и насыщенной. Наш город славился научными достижениями и техническими открытиями. В 1909 году началось строительство особого здания для Морской библиотеки. В 1913-м на Якорной площади был открыт памятник адмиралу Макарову. В том же году — освящён Николаевский Морской Собор. Пожалуй, трудно представить себе лучший памятник ушедшей эпохе, чем этот величественный Храм, задуманный к 300-летию Дома Романовых и ставший символом морского могущества Росссии, Храмом-памятником российским морякам, погибшим за Веру, Царя и Отечество…
В уходящем в историю 2013 году, в год своего столетия, в год 400-летия Дома Романовых Морской собор в Кронштадте возрождён. Жаль, что к этому событию не сделан один из самых главных подарков городу и горожанам — не возвращены улицам и переулкам, скверам и площадям Кронштадта их исконные имена. Как хорошо было бы 28 мая, в день освящения Храма пройтись (или проехать) по Николаевскому проспекту, вспоминая обоих Государей — и Царственного прадеда Николая I, и Царственного правнука Николая II, так много сделавших для Кронштадта.
А 30 июля, в день 100-летия со дня рождения Цесаревича Алексея, увидеть на домах нынешней Пролетарской улицы новые таблички: «Алексеевская улица»…

Анна МАКАРОВА

Подробнее о роли Государя Николая II в жизни Кронштадта, в строительстве Морского собора читайте в материале нашего внешатного автора Александра Еськова «Царская семья и Кронштадт», посвященного 400-летию Дома Романовых.

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: