Капитаны Атлантической эскадры

Командир фрегата «Александр Невский» Михаил Федоровский

russian-delegationНа общей фотографии (или рисунке, но точно из американских газет того времени) капитаны Атлантической эскадры слева направо: П. А. Зеленой (клипер «Алмаз»),
И. И. Бутаков (фрегат «Ослябя»), М. Я. Федоровский (фрегат «Александр Невский»), адмирал С. С. Лесовский (командир эскадры), Н. В. Копытов (фрегат «Пересвет»),
О. К. Кремер, (корвет «Витязь»), Р. А. Лунд (корвет «Варяг»)

Они вели корабли в штормы через океан, они обеспечили успех экспедиции и триумф русского флота, они вписали еще одну славную страницу в его историю, о них восторженно писали американские газеты, как об отважных моряках, галантных кавалерах и джентльменах. Командиры кораблей Атлантической эскадры, молодые капитаны, чьи мундиры украшали боевые ордена. Сегодня рассказ о них.

Михаил Яковлевич Федоровский родился 7 ноября 1825 года. В 1837 году был определён в Морской Кадетский корпус, а в 1841 успешно его окончил. Службу мичман Федоровский начал на Балтийском флоте, ничем особенно не выделяясь из среды своих товарищей. Впрочем, вскоре он заинтересовался гидрографическими работами и был назначен на бриг «Нестор» производить опись и промеры глубин в Финском заливе. В 1845 году он был произведён в лейтенанты и прикомандирован к Морскому Кадетскому корпусу, в течение нескольких лет выходя с воспитанниками в море. В 1849 году М. Я. Федоровский снова был назначен для проведения гидрографических работ в Финском заливе, на этот раз на шхуне «Дождь». Потом, в 1851-1852 годах была служба на фрегатах «Верность», «Прозерпина» и корабле «Красный», плавания в водах Балтийского и Северного морей.
С началом Крымской войны 1853-1856 годов М. Я. Федоровский был назначен командиром фрегата «Аврора», который должен был перейти из Кронштадта в Петропавловск. Переход с Балтики на Тихий океан оказался очень трудным. Сначала в порту Кальяо (Перу) английские и французские военные корабли попытались пленить «Аврору», однако русским морякам удалось обмануть противника. Чтобы в дальнейшем избежать встречи с отрядами английских и французских кораблей, «Аврора» отступила от рекомендованных лоциями океанских путей и, минуя иностранные порты, пошла по опасным участкам океана. Корабль попал в многодневный шторм, ледяная вода проникла в жилую палубу. Непроходящая сырость способствовала развитию болезней, в том числе цинги, которая унесла жизни 12-ти матросов. Многие из команды и офицеров находились в тяжёлом состоянии, однако корабль продолжал держать курс, прибыв в Петропавловск лишь немногим ранее англо-французской эскадры, намеревавшейся высадить десант. В результате завязавшихся боевых действий неприятельские корабли вынуждены были отойти от Петропавловска. За отличия, выказанные в этом деле, лейтенант Федоровский был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом и в том же, 1854 году, был произведён в капитан-лейтенанты.
В начале следующего года фрегат «Аврора» перешёл из Петропавловска в Татарский пролив. 8 мая 1855 года в заливе Де-Кастри состоялось морское сражение с англо-французской эскадрой, длившееся два дня. За участие в этом сражении, капитан-лейтенант Федоровский был награждён орденом Св. Станислава 2-й степени с бантом. Тогда же ему было поручено возвести в устье Амура сильные береговые батареи, способные воспрепятствовать дальнейшим попыткам неприятельской эскадры высадить десант, и перевезти под охрану батарей казённое имущество Петропавловского порта.
Несмотря на то, что строительство шло в виду неприятельской эскадры, береговые батареи были возведены быстро, а всё казённое имущество благополучно доставлено. Видя, что высадка десанта в устье Амура невозможна, англо-французская эскадра покинула Татарский пролив. Старания капитан-лейтенанта М. Я. Федоровского не остались не отмеченными – он был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость». По окончании же Крымской войны М. Я. Федоровский возвратился в Кронштадт, но на Дальнем Востоке ему пришлось побывать ещё не один раз.
Летом 1858 года винтовой клипер «Опричник» под командованием капитан-лейтенанта Федоровского совершил благополучный переход из Кронштадта к устью Амура. 7 ноября 1859 года во время плавания в Японском море корабль попал в сильнейший тайфун. Несмотря на то, что командиру клипера удалось грамотным маневрированием уйти от встречи с центром урагана, избежать зоны сильного волнения не удалось – клипер беспрерывно черпал бортом, бом-утлегарь был повреждён, паруса изорваны… Вскоре М. Я.Федоровский был отозван с Дальнего Востока и вернулся в Кронштадт, командуя винтовым корветом «Новик». Судьба же клипера «Опричник», возвращавшегося в Кронштадт под командованием капитан-лейтенанта П. А. Селиванова, опытного капитана, до сих пор остаётся загадкой: клипер пропал без вести в Индийском океане, возможно, став жертвой жесткого урагана…

В 1860 году Михаил Яковлевич был произведён в капитаны 2-го ранга, а в 1862 – в капитаны 1-го ранга. В это время он командовал фрегатами «Громобой», «Александр Невский», «Генерал-Адмирал», «Минин». После похода в составе Атлантической эскадры адмирала С. С. Лесовского в Североамериканские Штаты фрегат «Александр Невский» отправился из Нью-Йорка на Средиземное море. Во время стоянки фрегата в Пирее к М. Я. Федоровскому обратился австрийский посланник с просьбой помочь очистить кингстоны на шхуне «Dolmat». Командиром «Александра Невского» были посланы водолазный колокол и два водолаза, которые в течение восьми часов очистили кингстоны от ила, грязи и наростов из ракушек.

Только в 1865 году фрегат «Александр Невский» вернулся в Кронштадт, доставив на родину тело наследника цесаревича Николая Александровича.
В том же году М. Я. Федоровский был пожалован во флигель-адъютанты, в 1871 – произведён в контр-адмиралы с назначением в свиту Его Величества, где занял должность начальника отряда судов в Тихом океане. Вернувшись в Кронштадт через два года,
М. Я. Федоровский был назначен начальником штаба главного командира Кронштадтского порта. Он прослужил в Кронштадте семь лет, исполняя, кроме того должность начальника походного штаба соединённых эскадр и судов при Высочайшем смотре флоту на Кронштадтском рейде, а во время русско-турецкой войны в 1878 году – начальника морского штаба при командующем береговой и морской обороной Кронштадта. Возможно, в это время М. Я. Федоровский жил в Кронштадте в собственном доме на Викторской улице (сейчас утрачена, так как вошла в застройку улиц Мануильского и Пролетарской).
В 1880 году состоялось назначение контр-адмирала М. Я. Федоровского на пост директора инспекторского департамента Морского министерства, с оставлением в свите Его Величества, в следующем же году он был произведён в вице-адмиралы. В течение своей сорокалетней службы М. Я. Федоровский совершил 23 шестимесячных кампании и три кругосветных плавания. Он был избран членом главного военно-тюремного комитета и комитета морских учебных заведений. Служба его, как выдающегося моряка, была отмечена многими иностранными и русскими орденами, до ордена Св. Владимира 2-й степени включительно.
В конце 1870 годов здоровье Михаила Яковлевича стало ухудшаться, лечение помогало мало, и в 1881 году он решил отправиться за границу (в Каир или в Алжир), однако, умер в дороге, в Париже, 25 января 1881 года. Его тело было перевезено в Санкт-Петербург и предано земле на Смоленском православном кладбище.

Арина МЕЛЬНИКОВА


(Продолжение следует)
По материалам сайтов:
academic.ru; rgavmf.ru

 

Написать комментарий:


комментария 4

Автор: Galina | 25.10.2014 в 02:11

Случайно наткнулась на эту статью.Бабушка мне постоянно твердила,что хранила она в ежовщину,когда деда посадили царскую грамоту в поленнице,да потом убоявшись сожгла.Теперь у меня есть копия из архива Нижегородской губернии о дворянстве Федоровских.Но еще я помню,что она говорила мнеБчто мой прапрадед был адмиралом.Как узнать о детях Михаила Яковлевича?Дед был Николай Модестович.

Автор: александр | 03.01.2015 в 01:50

подскажите пожалуйста Федоровский Михаил Яковлевич и Федоровский Порфирий воспитанник того же кадетского корпуса, но несколькими годами позже имеют какую либо степень родства или нет ?

Автор: Николай | 13.11.2016 в 01:30

Федоровские Михаил Яковлевич 1825 г.р., служил на Дальнем Востоке. Порфирий Михайлович Федоровский воевал в крымскую войну, в 1865 г. представил чертежи подводной лодки Александровскому. Являются ли они родственниками? Нахимов в записках упоминает Пофирия Михайловича?

Автор: Елена Atljhjdcrfz | 12.01.2017 в 18:13

Уважаемая Галина! Наши скудные данные тоже указывают на Михаила Яковлевича. Мой дед хранил кортик, который изъяли при аресте в 38 году. Могли бы мы это обсудить с вами! Мой емейл: feodao@gmail.com

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: