Иоанн Кронштадтский — окормитель русского флота

копия149750KronshtadtskijОтец Иоанн Кронштадтский всей душой болел
за Русский флот и Отечество наше

«Нужно для России немедленное покаяние»

Вся Россия тяжело переживала трагедию русско-японской войны и гибель нашего флота. Великий проповедник, молитвенник и чудотворец святой праведный Иоанн Кронштадтский, служивший с 1855 года в Андреевском соборе в Кронштадте, ещё в преддверии войны сказал:
«Нужно для России немедленное покаяние всех сословий, и исправление нравов, отрешение от бездумного безбожия, смирение и благоговение к заповедям Божиим и тщательное исполнение их».
Живя долгие годы в Кронштадте – цитадели русского флота, отец Иоанн всегда интересовался делами флота, был знаком со многими моряками и всегда своими молитвами помогал им и окормлял их.
Первые годы его служения пришлись на окончание Крымской войны 1853-1856 годов. В то время укреплением военно-морской крепости Кронштадт от неприятельского флота непосредственно занимался управляющий Морским министерством вице-адмирал великий князь Константин Николаевич.Он постоянно находился в Кронштадте (а в послевоенное время часто бывал здесь). Так «18 декабря 1856 года в Андреевском соборе в присутствии вице адмирала великого князя Константина Николаевича и его свиты состоялось освящение шести Георгиевских знамен…, участвующих в 11-месячной обороне Севастополя». Чин освящения совершал настоятель собора протоиерей В. К. Некарьевский со священниками М. М. Веселовским и И. И. Сергиевым (будущим отцом Иоанном Кронштадтским).
Россия переживала тяжёлые времена. Великая княгиня Александра Иосифовна, жена Константина Николаевича, видя все ужасы прошедшей войны, близко к сердцу приняла горе раненых, больных и неимущих. Она олицетворяла собой благотворительную и милосердную деятельность в стране, покровительствовала организуемым обществам. Возможно, в те годы, посещая Кронштадт, она узнала о необычном священнике, который не только служил в церкви, но и помогал нуждающимся жителям города. В дальнейшем отец Иоанн стал членом многих благотворительных обществ и в том числе и морского. Пройдут годы, и по инициативе великой княгини Александры Иосифовны, вместе с ней и королевой Эллинов Ольгой, отец Иоанн прибудет в Ливадию к умирающему императору Александру III.
Уже в 1856 году за своё служение отец Иоанн был награждён медалью «В память войны 1853-1856 года» и бронзовым наперстным Крестом. В эти же годы началась его педагогическая деятельность, сначала в уездном училище, а с 1862 года — в открытой мужской гимназии. За почти 27-летнее законоучительство отец Иоанн снискал глубокое уважение и любовь учеников и их родителей. Он умело сочетал пастырское служение с педагогической деятельностью и с христианским воспитанием детей.

Гимназия была открыта в связи с сокращением после военного приёма учеников в морские учебные заведения, поэтому среди учащихся были дети морских офицеров. И, естественно, батюшка общался с их родителями. В дальнейшем многие пошли по стопам отцов и стали моряками. Бывая в Кронштадте, они старались повидаться с отцом Иоанном, помолиться с ним и получить благословение.
Сохранились интереснейшие воспоминания морских офицеров о батюшке. Бывший ученик, адмирал Дмитрий Владимирович Никитин, участник русско-японской войны, вспоминал:
«В гимназии идёт урок Закона Божия. После молитвы за преподавательский стол садится отец Иоанн. На его щеках играет румянец. Огнём, но огнём доброты и приветливости горят его светло-голубые глаза. Этих глаз не забудет никто, кто их видел… В моей памяти живёт до сих пор отец Иоанн, мой законоучитель, друг моей семьи, частый гость в нашем доме и на редкость милый и бесконечно добрый человек».
Другой бывший ученик, капитан второго ранга Степан Павлович Бурачок, участник Цусимского сражения, вспоминал о добрых отношениях батюшки с его семьей:
«Он был большим другом моих покойных родителей — матери Юлии Аполлоновны и отца контр-адмирала Павла Степановича, который был его духовным сыном. Всех нас восемь детей, он крестил как священник, а некоторым был и крестным отцом. Придя к нам, всегда ласкал и благословлял нас, во время чаепития давал каждому сладкого чаю, что мы очень любили».

Спасательная шлюпка «Иоанн Кронштадтский»

Добрые отношения у отца Иоанна установились с адмиралом Константином Николаевичем Посьетом – мореплавателем, государственным деятелем, а с1874 года министром путей сообщений. Константин Николаевич поддержал идею моряков об устройстве спасательных станций для помощи при кораблекрушениях. Было организовано общество, получившее название «Спасение на водах при кораблекрушениях» (ОСВОД), а с 1892 года оно стало «Императорским». Первым и бессменным председателем общества с 1871 до 1899 года был Константин Николаевич. Среди жертвователей на строительство станций был и отец Иоанн.
Центральный совет общества располагался в Петербурге на Садовой улице в доме № 50б, где в часовне святого благоверного князя Александра Невского батюшка неоднократно совершал молебны. В Ораниенбауме спасательную станцию построили в 1876 году, но после бури 1890 года она сильно пострадала. Было принято решение о строительстве новой станции в память чудесного спасения императора Александра III
17 октября 1888 года. Строительство завершилось в 1896 году. Отец Иоанн освятил станцию в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. При Высочайших особах на воду спустили спасательную шлюпку «Иоанн Кронштадтский».

«Благоволите и Вы оказать свое посильное усердие…»

Отец Иоанн всегда близко к сердцу принимал проблемы моряков. Он с огромной радостью поддержал инициативу главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала Николая Ивановича Казнакова о строительстве в Кронштадте Морского собора взамен старой церкви Богоявления, пришедшей в ветхость. Адмирал считал, что будущий Храм должен быть не только местом молитвы, но и памятником, ибо Кронштадт есть колыбель русского флота. Когда идея строительства Храма в 1897 году была одобрена императором Николаем II, а затем последовало Высочайшее разрешение на сбор средств, то одним из первых жертвователей стал отец Иоанн. Через газету он обратился к морякам и соотечественникам со следующими словами:
«Возлюбленные братья-моряки и все православные соотечественники, живя в Кронштадте сорок два года и во все это время, видя малость, скудность и ветхость морского Храма, я снедался ревностью о нем и желанием просторного, прочного, благолепного храма, и ныне внес свою лепту на сооружение такового 700 рублей. Благоволите и Вы оказать свое посильное усердие к сооружению его».
Отец Иоанн с нетерпением ожидал начала строительства и в 1898 году с довольно резким письмом обратился к начальнику Главного Управления кораблестроения и снабжения контр-адмиралу Владимиру Павловичу Верховскому:
«Надо спешить строить храм, как вы спешите строить военные суда. Церковь тот же корабль, которым управляет Сам Господь со Отцом и Духом Святым и лучше всяких военных судов может сохранять не только флот, но и все воинство и всю Россию».
В письме отец Иоанн называет Владимира Павловича «старым другом юности нашей и бывшим смиренным сомолитвенником». В 1899 году командиром Кронштадтского порта стал контр-адмирал Степан Осипович Макаров – флотоводец, океанограф, полярный исследователь, человек, беспредельно преданный русскому флоту и России. Он был глубоко верующим человеком и, как отец Иоанн, считал одним из важнейших дел строительство Морского собора в Кронштадте.
Отец Иоанн и Степан Осипович были духовно близкими людьми в делах благочестия и благотворительности Они дружили домами. Батюшка поздравлял Степана Осиповича с церковными праздниками, а адмирал присутствовал на торжествах, посвященных знаменательным датам батюшки. Отец Иоанн поддержал инициативу Степана Осиповича о помощи строительству собора в Японии. Он благословил его на строительство ледокола, способного достигнуть Северного полюса и обеспечивающего круглогодичную навигацию в Петербург.
Когда ледокол «Ермак» был построен и пришел в Кронштадт, батюшка отслужил на нём молебен.

Степан Осипович и отец Иоанн приложили немало сил, способствующих началу строительства Морского собора в Кронштадте. К великой радости, обоих 21 мая 1901 года императором Николаем II Высочайше был одобрен проект Храма, выполненный архитектором Василием Антоновичем Косяковым. Cвою радость такому знаменательному событию отец Иоанн высказал в слове, произнесенном в Морском собрании перед молебном:
«…Слава и благодарение Богу, что созидание нового храма из области желаний и предложений наконец начинает приходить в осуществление…Давно этот храм военный ожидался, давно славный портовый военный город России нуждался в нем, давно величие и слава Отечества требовало соответственного Божиего храма…, так как храм есть лучшая, величайшая твердыня флота и России».
Первого сентября 1902 года, в присутствии главного командира порта адмирала Степана Осиповича Макарова и множества горожан, на месте постройки храма на Якорной площади настоятелем Андреевского собора отцом Иоанном Кронштадтским был отслужен молебен. По завершении работ по устройству фундамента, 8 мая 1903 года, в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны, торжество закладки стен совершил отец Иоанн.
К сожалению, строительство Собора по многим причинам затянулось на десятилетие; освящен он был только 10 июня 1913 года, до этой даты не дожили ни Степан Осипович Макаров, ни отец Иоанн Кронштадтский. Чин освящения совершал протопресвитер Георгий Шавельский. На торжестве присутствовали император Николай II, великий князь Кирилл Владимирович, морской министр и председатель строительного комитета контр-адмирал Иван Константинович Григорович, командир Кронштадтского порта вице-адмирал Роберт Николаевич Вирен и другие видные деятели Российского флота. Собор стал храмом-памятником морякам, погибшим за Отечество. В нём хранились реликвии, связанные с морской славой России. Как и всей нашей стране, Собору выпала непростая доля…
Не прошло и года после закладки Собора, как началась русско-японская война. 27 (9) января 1904 года японский флот напал на русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура – военно-морской базы, арендованной Россией у Китая. В этот же день Степан Осипович Макаров был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. Перед отъездом в Порт-Артур, Степан Осипович пришел в Андреевский собор к ранней литургии, которую служил отец Иоанн, исповедовался, причастился Христовых Тайн. После литургии Степан Осипович подошел к батюшке проститься. Отец Иоанн благословил его сказав:
«Желаю тебе быть мужественным и получить венец».
Спустя всего лишь три месяца, 31 марта 1904 года, батюшка совершал заупокойную молитву по главнокомандующему нашей морской эскадрой «болярине Стефане, погибшем вместе с командой на броненосце «Петропавловске» в Японском море… Итак, блаженны все, скончавшиеся в море смертью мученическою воины наши с начальником своим: они теперь почивают от трудов своих, и вкушают блаженный, всерадостный покой в Боге».
С глубокой скорбью и сопереживанием отец Иоанн написал утешительное письмо жене Степана Осиповича Макарова Капитолине Николаевне:
«Утешься ты, раба Божия Капитолина, верою и обетованием Духа Святого, и печаль переложи на радость, и верь, что благородный супруг твой жив в Царстве Христовом и получил славное воздаяние за свою самоотверженную службу вере, Царю и Отечеству со всеми сподвижниками своими».

«Война злополучная попущена на нас,
как наказание праведное от Бога Праведного»

Порт АртурПорт-Артур

Русско-японская война принесла горе и в дом батюшки. В Порт-Артуре пропал без вести муж племянницы Елизаветы — Родионов Николай Сергеевич, капитан второго ранга.
Ещё в 1872 году отец Иоанн стал фактическим опекуном двух малолетних племянниц своей жены Елизаветы Константиновны, у которых умер отец. Старшую, двухлетнюю Руфину Сергиевы взяли к себе в дом, а младшая Елизавета осталась с матерью. Когда девочка подросла, она часто гостила у тёти и дяди. Как вспоминала Руфина:
«Господу Богу было угодно, что моим домом стала тихая, мирная квартирка под благословенным кровом незабвенного пастыря».
Милосердие и великодушие отца Иоанна проявлялось в течение всей жизни девочек. Он дал им возможность окончить Александринскую женскую гимназию, обеспечил приданое, а когда появились внуки, отец Иоанн заботился и о них. Обе вышли замуж за морских офицеров: Руфина — за мичмана Шемякина Николая Николаевича, а Елизавета — за лейтенанта Родионова Николая Сергеевича. Так батюшка породнился с моряками.
Отец Иоанн близко к сердцу принимал все невзгоды войны, считая что она нам послана в наказание за грехи.
В своих проповедях отец Иоанн так сказал о причинах нашего несчастья:
«Война злополучная, попущена на нас, как наказание праведное от Бога праведного. Что нам нужно при этом хаосе? Прежде всего, нужно строгое действие всех властей, – или – прежде всего нужно покаяние всех классов населения России, — нужен общий пост, общественная горячая молитва Богу об обращении заблудших, об исправлении нравов, потребен страх Божий, страх суда праведного, грозного наказания Божия… Мы должны преобразоваться немедленно, измениться во всем. Дай Бог спасительный, нравственный поворот всему русскому всесословному народу на правильный путь…»
В другой проповеди батюшка говорил:
«В настоящее тяжкое время, переживаемое Россией, мы особенно нуждаемся в утешении и помощи Богоматери, избранной и непобедимой воеводы царицы неба и земли… Владычица всемощная и всеблагая, как бы отвратила от нас лицо свое, и мы остаемся как покинутые сироты, без заступления… Владычица не посылает нам руку помощи».
Великий молитвенник земли Русской с болью в душе тяжело переживал военные неудачи, сдачу Порт-Артура, гибель нашего флота при Цусиме, а также «внутренние брожения» и начавшиеся революционные движения в России.
В одной из проповедей он обличал:
«Да знаете ли вы все, кому знать надлежит, что вся нынешняя наша революция есть прежде всего отступление от веры, от нашего Бога любезного, святого, жизненного православия, имеющее в себе силу для верующих в него все упорядочить – и внутренний наш, и внешний мир, и всякую семейную, гражданскую и экономическую жизнь».
И ещё более резко в другой проповеди он говорил:
«Коса Божия как траву косит, серп Божий пожинает как колосья бесчисленныя – воинство русское; злодейственные шайки мгновенными выстрелами из смертоносных орудий повсюду лишают жизни верных слуг царя и Отечества, или поджигают всякие правительственные и частные учреждения, дома мирных жителей, фабрики, заводы, коммерческие суда; злодействуют на суше и на море по всему государству, повсюду распространяют дух мятежа, неповиновения, забастовки, и мы остаемся, как беспомощные, — и самое Небо, как будто оставило нас своею помощью».
Отец Иоанн был великим провидцем судьбы России. В одном из своих пророчеств, сказанном в 1907 году, он предрекал:

«Царство русское колеблется, шатается, близко к падению… Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царствия и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои за беззакония».
К великому сожалению произошедшие события в России подтвердили предсказания великого святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Чтобы в дальнейшем история не повторилась, необходимо возрождение православной культуры, основанной на духовно-нравственных ценностях русского народа.
«Будем же твердо держаться святой церкви и своей православной веры. Только православная церковь есть столп и утверждение истины», — писал батюшка.
Будем же строить храмы и будем помнить наставление отца Иоанна:
«Только в Храме Божием мы научаемся искренно веровать в Бога, познавать себя, любить Бога и друг друга, только в Храме мы познаем, что у нас есть общий Отец на небесах».

цусимаЦусима

Галина Николаевна
ШПЯКИНА
(родственница
святого праведного
Иоанна Кронштадтского
по линии матушки Елизаветы
(«Кронштадт Православный» № 3, 2013)

копияКонстантин НиколаевичВеликий князь
Константин Николаевич

Александра ИосифовнаВеликая княгиня
Александра Иосифовна

posietАдмирал
Константин Николаевич Посьет

копияi__k__grigorovicКотр-адмирал
Иван Константинович Горигорович

копияkaznakovВице-адмирал
Николай Иванович
Казнаков

копияСтепан ОсиповичАдмирал
Степан Осипович Макаров

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: Елена | 16.05.2017 в 11:31

Наконец — медленно, но верно — мы узнаём правду о наших великих пастырях и благочестивом воинстве русском! Спасибо за замечательную статью!

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: