КРОНШТАДТСКАЯ ОХОТА

Уважаемые читатели! Публикацией этого материала мы продолжаем серию рассказов о спорте давно минувших дней Кронштадта. Это дань памяти и уважения первопроходцам кронштадтского спорта, вписавшим свои имена не только в историю Кронштадта и Санкт-Петербурга, но и в историю всероссийского и даже мирового спорта.

(Продолжение. Начало в № 28, № 33)

«Общество небогатых охотников»

Изначально Кронштадтское Общество любителей охоты было небогатым, средства к существованию добывали за счёт единовременных и годовых взносов, платы гостей за участие в охоте, дохода от стрельбы и состязаний на призы. Охотно принимали пожертвования и штрафы за неисполнение правил общества.
В 1895 году Кронштадтское Общество «небогатых охотников», состоящее в основном из военных и статских чинов, арендовало несколько деревень в окрестностях Ораниенбаума, ближних на расстоянии 9-18 вёрст и дальних 35-55. Ближние места крестьянских наделов из 9 деревень, граничили с охотами двух богатых охотников. Один из них — любитель охоты с гончими. С этого момента сторожа стали докладывать, что господин «П» охотится на границе, «и собаки прямо гонят по нашим местам». Что же делать? Однажды накануне охоты пришло известие, что у господина «П» опять кампания с гончими. Долго спорили, пока не вспомнили о параграфе 19 правил об охоте, где сказано: «уничтожать бродячих собак во всякое время года, всеми доступными средствами, кроме отравы…». Так как наше общество собак не имело, для нас всякая собака есть бродячая, а потому решили единогласно «стрелять, если оная собака подвернётся под выстрел».
Заметим, что наше Общество со своего основания положило исключить из охоты для свободного размножения дичи на 94 года угодья в деревнях Дубки и в имении Белавенца, граничащими с деревнями Пильная и Большая Ижора. Здесь, читатель, отдадим должное мудрости
наших предков. Не дожидаясь указов вышестоящих властей, единственно заботясь о внуках и правнуках, они на территории своих охотничьих угодий своею волею создали заказник, уже тогда понимая, что недра, земля, лес, дичь — «это наше богатство, наши жизненные соки, наша сила, наш румянец и здоровье», и, что его надо беречь!
Когда в заказнике охотники услышали гон: собаки «гнали жарко» беляка и русака и вышли на линию наших стрелков, — но ни у кого из них, не поднялась рука убить невинную собаку. Около убитой лисы две гончие были пойманы и доставлены в Кронштадт, где наши стрелки предложили «П» мировую. Он вносит от имени Общества 25 рублей в детский приют имени Её Императорского Величества Княгини Александры Иосифовны — тогда, после предоставления квитанции, ему вернут его собак.
1895 год ознаименовался для Общества ещё одним важным событием — 1 мая император позволил Великому Князю Александру Михайловичу принять кронштадтское Общество любителей охоты под своё покровительство.
В том же году 3 апреля Общество провело первое в своей истории состязание в стрельбе на призы по швыркам. Первыми призёрами стали М. П. Дитлов и Н. А. Головкин.

Семь правил
охоты

Каковы же были полевые успехи кронштадтских охотников? 28 декабря 1896 года, близ деревни Колицы, «любители правильной охоты»: господа Холодовский, Ванновский, Параменский, Муравьёв и Хржановский — произвели облаву. «Двумя пулями в голову господин Холодовский повалил медведя, а Ванновский убил лося идеальным выстрелом в левую лопатку». Интересно, были ли известны
господину Холодовскому «Семь правил медвежьей облавы», обнародованные к тому времени князем Львовым в журнале «Охота»?
«1. Перед охотой не пить ни водки, ни вина и не давать водки мужикам «для храбрости». Ибо водочная храбрость бестолкова.
2. Не надеяться на неустрашимость товарища, а надеяться лишь на себя.
3. Не ставь возле себя на номере неизвестного мужика и не давай ему в руки запасного ружья. Мужик в решительный момент может удрать, утащив запасное ружьё.
4. Не верить, что по медведю не приходится стрелять по нескольку раз, поэтому лишнее ружьё никогда не помешает.
5. Не ходить на облаву с неизвестным, если не желаешь быть убитым или изуродованным.
6. Не подпускать медведя ближе, чтобы вернее бить по лопатке; если медведь бросился в драку, ударь, не жди, в голову.
7. Не подходить зря к упавшему после выстрела зверю, а быстро перезарядить штуцер, позвать товарищей, один из которых должен кольнуть медведя рогатиной, а другой сторожить со штуцером наготове. При малейшем движении зверя, влепить заряд в ухо, так будет вернее».

Борис БРИЛЬ

(Продолжение следует)

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: