София Кувайкина: «Превращайте детей в творцов, воспитывайте светлую личность…»

копияart_school_2Пожалуй, нет сегодня в нашем городе людей, которые бы не знали, где находится ДХШ им. М. К. Аникушина. Дом на проспекте Ленина – старинный памятник архитектуры рубежа XVIII-XIX веков, бывший дом купца Касаткина, знаком всем. Ежедневно юные художники нашего города спешат в это красивое и светлое здание учиться искусству. Искусству видеть и созидать прекрасное. После недавнего ремонта интерьер и фасады здания преобразились. Чистые, уютные классы, картины, цветы, изящные кресла и диваны, новое мольберты, натюрмортный фонд… Атмосфера, как всегда, доброжелательная и гостеприимная. Выставочный зал школы регулярно демонстрирует всё новые и новые экспозиции произведений учащихся школы и известных художников современности. Свои произведения здесь представляли такие известные художники как Владимир Старов, Владимир Корбаков, Виталий Боровик, Анатолий Слепков, Татьяна Капустина. Среди гостей, побывавших в стенах Художественной школы, – Зураб Церетели, Михаил Шемякин, Валерий Пименов, Николай Домашенко, Андрей Мыльников… Основатель и директор Детской художественной школы Кронштадта, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза художников София Михайловна Кувайкина в нынешнем, 2013-м, году отметит 50-летний юбилей своей педагогической деятельности.

«В жизни надо иметь своё служение – служение своему делу. Пусть дело это будет маленьким, оно будет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе…»

Д. С. Лихачёв,
«Письма о добром
и прекрасном»

Судьбоносное влияние Лидии Лазаревны Гепштейн

Педагогика для Софии Михайловны – профессия наследственная, ведь её бабушка, мама и отец были учителями. Мама, Валентина Герасимовна, окончила Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена, преподавала литературу. Большое влияние на юную Софию оказала близкая подруга матери – Лидия Лазаревна Гепштейн, которая руководила изокружком в Доме пионеров и вела изобразительное искусство в 422-й школе.
Она была настоящим интеллектуалом, просвещённым не только в сфере своей профессиональной специализации. Лидия Лазаревна знакомила своих учеников с литературой, музыкой, театром. Постоянно организовывала интереснейшие литературные, музыкальные вечера, всевозможные капустники, театрализованные представления, в которых принимали участие и дети, и учителя, — вспоминает директор ДХШ.
Через много лет, создавая свою школу классического изобразительного искусства, София Михайловна продолжила традицию своего любимого учителя — ежегодно учащиеся «художки» готовят новогоднее костюмированное представление: шьют карнавальные костюмы, разучивают роли, готовясь к выступлению, репетируют, чтобы вместе весело отметить наступающий праздник…
Как вы думаете, что больше всего запомнится нашим ученикам, когда они вырастут и уйдут из школы? О чём они станут вспоминать, когда минуют годы и они станут взрослыми людьми? Думаете, уроки живописи и рисунка? Нет. Они будут вспоминать эти праздники, маскарады…

Работала в садике,
а мечтала о театре

В 60-е годы образование в стране претерпевало трудности: закончив 9-й класс, София Михайловна, как и остальные учащиеся, узнала, что нужно будет учиться ещё один год: на базе школы были открыты курсы обучения на швей-мотористок и воспитателей детских садов — так государство решало проблему дефицита кадров. София выбрала курс воспитателя. Это было ближе, поскольку в то время она уже работала летом в детском саду под руководством Т. Н. Хилюк.
У каждого из нас в жизни есть своё предназначение, оно открывается ещё в детстве. Один любит петь и танцевать, другой – плавать, а есть те, кто с детства не может себя представить без рисования. Вот и София Михайловна, работавшая воспитателем детского сада, всегда хотела рисовать. Её заветной мечтой было… стать театральным художником-кукольником! И работая с маленькими детьми, она по-своему проявляла свою творческую личность.
Мне нравилось заниматься с малышами: заплетать девочкам косы, шить всевозможные костюмы к праздникам, украшать помещения. И всё это не по необходимости, а потому что было такое желание… Не бросая работы, я поступила учиться в Ленинградский Государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, который окончила в 1970-м году. С большим уважением сегодня вспоминаю своих педагогов с факультета изобразительного искусства. В те годы руководство Кронштадта предложило мне открыть в городе художественную школу, но я испугалась ответственности и отказалась. Однако, спустя время, посмотрев выставки детского творчества в музеях Ленинграда, я поняла, что в общеобразовательной системе никогда не достигнуть результатов, которые представляло специализированное обучение. Необходимы соответствующие условия, которые можно обеспечить, лишь открыв художественную школу.

Первые 13 лет жизни ДХШ

София Михайловна решилась и… начала с абсолютного нуля. У директора Детской художественной школы № 5 не было ничего: ни помещения, ни инвентаря, ни учителей. Тринадцать первых лет, с 1970-го до 1983-го года, школа просуществовала на четвёртом этаже Дома пионеров. С преподавателями было сложнее всего в виду удалённости их места жительства – все жили в Ленинграде. А так как Кронштадт был закрыт для не имевших прописки, приходилось всё время выписывать пропуска. Дамбы ещё не было, люди добирались водным транспортом. Немногие могли выдержать такие трудности. Одним из первых педагогов ДХШ была Валентина Фёдоровна Тихонова, так же, как и София Михайловна, выпускница педагогического института им. А. И. Герцена.
Трудности возникали всегда, но, как известно, дорогу осилит идущий. Для преподавателей я решала квартирный вопрос. Они получали жильё в Кронштадте и могли спокойно оставаться и работать в нашем городе. Дольше всего оставался открытым вопрос с помещением. Было предложено три помещения, но они не соответствовали моему представлению о художественной школе. Потом предложили первый этаж дома 57 по проспекту Ленина. Я пришла смотреть. Сама теперь не могу понять, как тогда вдруг хватило решительности заявить, что первого этажа будет мало(!). Нужен и второй! До сих пор восхищаюсь и в душе благодарю тогдашнего председателя Кронштадтского исполкома Ю. Ф. Филатова. Ведь это он всё устроил, помог, невозможное сделал возможным. Второй этаж был жилым и расселению не подлежал. Но его всё-таки расселили, чтобы создать все необходимые условия для обучения детей Кронштадта. Художественная школа была переведена в дом 57 на проспекте Ленина. Но для начала там нужно было сделать ремонт. Морально меня тогда очень поддержали мои сотрудники — преподаватели. Вообще, я считаю, что за все тридцать лет, что существует ДХШ, мы создали прекрасную школу. Мы её делали, сделали и теперь наслаждаемся работой в ней.

Метод вдохновения

София Михайловна — не только сильный и талантливый руководитель и педагог. Она — художник-мастер, владеющий секретами работы с маслом, пастелью, акварелью, техникой печатной графики. Её произведения выполнены в различных жанрах: это и портреты, и пейзажи, и натюрморты. Прямо на уроке она берёт мольберт, бумагу, краски и… начинает писать тот же натюрморт, что и ученики, сидящие в мастерской. По сути, сегодня это называется мастер-классом, но я люблю называть её педагогический метод — методом вдохновения: в детях, наблюдающих работу мастера-педагога, просыпается творческий азарт, желание нарисовать хорошо, красиво, интересно…
Вениамин Георгиевич Сидоренко, скульптор и преподаватель Художественной школы имени М. К. Аникушина написал очень красивые и подходящие к данному сюжету стихи:
…Я мешаю чудо-краски,
Тку рисунок кружевной,
И владеет, словно в сказке,
Аполлон моей рукой.
И летает луч зеркальный
По холсту во всей красе.
И звенит букет
хрустальный
Весь в серебряной росе…
По мнению Софии Михайловны все преподаватели ДХШ прежде всего должны быть художниками, мастерами своего дела, людьми творческими, артистами.
Всегда желаю моим коллегам, чтобы они учили своих воспитанников мыслить, превращали их в творцов. Воспитывали светлую личность.
Многие педагоги сегодняшней художественной школы – ученики Софии Михайловны. Среди них: Римма Ремишевская, Нина Филюта, Екатерина Григоренко и автор этих строк, который уверен, что и в дальнейшем школу, созданную Софией Михайловной, ждёт процветание и множество интересных творческих событий.

Ольга ГАВРИКОВА
Фото из архива ДХШ

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: