«Как автор, удивлён, но счастлив»

Разговор с драматургом Даниэлем Орловым после премьеры

 В зрительном зале автор Даниэль Орлов (в центре), режиссер Андрей Корионов (справа) и художник спектакля
Николь Кламперт (слева). Фото Серафимы Белевич

В Драматическом театре Балтийского флота событие: 16 декабря на Малой сцене состоялся премьерный показ спектакля «Ведро» (16+) по пьесе Даниэля Орлова – известного писателя, который живёт в Кронштадте. Постановка, созданная режиссёром Андреем Корионовым на сцене нашего флотского театра – второе сценическое воплощение «Ведра» в России!

Такого точно не было в Драматическом театре Балтийского флота последние лет 15! Чтобы на премьере спектакля присутствовал не только автор постановки, но и драматург! Пьеса Даниэля Орлова «Ведро» – победитель конкурса «Автора – на сцену!». Для писателя, создателя романов «Саша слышит самолёты», «Чеснок», «Зона рискованного земледелия» – это дебют в новом жанре. И дебют очень удачный. Зрители давно ждали новый спектакль. Билеты на три первых показа были проданы в рекордные сроки. В зале аншлаги! А что же на сцене?
Действие пьесы происходит в 1972 году в дачном доме под Ленинградом, где на юбилей хозяйки собрались члены большой семьи. Среди них прокурор, контр-адмирал, неудавшийся музыкант, постаревший актёр, молоденькая балерина… В первой сцене перед зрителем дачная веранда. Почти идиллия под большим абажуром за круглым столом. Этот стол объединяет родных людей. А потом, когда внутри семьи начинается деление на своих и чужих, превращается в символичное поле боя, в арену для выяснения отношений… Два с половиной часа герои говорят со зрителем о семейных ценностях: о самопожертвовании, искренности, прощении и любви. Вспоминают прошлые обиды и мечтают о счастье, если не для себя, то хоть для своих детей.
После премьеры корреспондент «КВ» задал Даниэлю Орлову несколько вопросов.
– Даниэль, признайтесь, каково это – идти по городу и видеть на афишах свою фамилию, название своей пьесы?
– Я достаточно спокойно отношусь к этому, но не скрою – приятно. Приятно прежде всего то, что столько талантливых людей посвятили своё время, чтобы показать мою работу зрителю.
– На афише жанр спектакля определён как «история одной семьи». Согласны? Как Вы определяете жанр пьесы?
– Пьеса «Ведро» – это классическая русская семейная драма, выросшая из традиций театра конца девятнадцатого века. Но, конечно же, туда привнесены комедийные, гэговые элементы. Зрителя надо любить и позволять вздохнуть. Так поступали Чехов и Островский, а позже Вампилов и Володин – великие продолжатели русской драматургической школы.
– Вы присутствовали на репетициях? Андрей Корионов советовался или консультировался с Вами в процессе работы над постановкой?
– Я лишь раз пришёл по приглашению Андрея на репетицию.
У актёров возникли вопросы по характерам и мотивациям персонажей. Труппа собралась на сцене, а я сидел на первом ряду и отвечал. Рассказывал о том, как видел прототипов моей пьесы в собственном детстве, какое это было поколение, что тогда вообще происходило, какое было время. То есть я немного расширил для них рамки пространства пьесы и показал, откуда можно черпать. Кажется, всё не зря. После я посмотрел одну-две сцены и понял, что этому режиссёру я доверяю безоговорочно. Андрей – очень думающий и самостоятельный мастер, ведающий, что хочет.
– Что ощущал автор на премьере спектакля, сидя в зрительном зале? Вам хотелось что-то доработать в представляемой истории?
– Это был метафизический ужас. Я переживал за актёров: боялся, что забудут текст. На самом деле, они – большие молодцы и профессионалы. Свои же произведения нужно уметь отпускать. «Ведро» – вещь законченная. Можно улучшать до бесконечности, но я против этого. Надо оставить некую степень свободы режиссёру и актёрам.
– Вы часто ходите в театр? Что Вас может заманить в зрительный зал?
– Раньше ходил очень часто. Прекрасно представлял себе репертуар ленинградских театров. Теперь я заново полюбил театр, но хожу в основном на премьеры коллег, и когда приглашают знакомые режиссёры. Мне видится, что в насквозь цифровом мире у театра появилась новая задача. Он несёт уникальное, сиюминутное, живое. Это очень ценно. Это не кино, которое превратилось в сплошной иллюзион. В театральном пространстве позволительно и даже обязательно действие психологическое, действие почти мистерическое.
– Как думаете, Театр Балтийского флота смог донести до зрителя то, что было вложено Вами в текст пьесы?
– Мне показалось, что спектакль получился. Я украдкой наблюдал за публикой. Зрители, где надо хихикали, где надо смахивали слезу. Действие очень яркое, хулиганское, музыкальное, с интересными решениями по сценографии. Как зритель, я был рад. Как автор, удивлён, но счастлив. Особый поклон хореографу спектакля Екатерине Гребёнкиной и художнику Николю Кламперту. Мне кажется, что труппа Театра Балтийского флота сделала подарок кронштадтцам накануне Нового года. После того, как «падает занавес», хочется жить. А это главное.
Без сомнения, с появлением «Ведра» на афишах ДТБФ количество поклонников флотского театра в Кронштадте значительно вырастет. Тёплый, светлый, уютный
и трогательный, но при этом немного хулиганский, как точно подметил автор пьесы, спектакль, действительно, украсил репертуар Драматического театра Балтийского флота. Поздравляем с премьерой режиссёра Андрея Корионова, художника Николя Кламперта, хореографа Екатерину Гребёнкину, актёров и всех, кто создавал спектакль «Ведро».
А что же было в ведре? И в каком переносном значении используют это слово герои спектакля? Это вы узнаете не из газеты – идите в театр!

Слово режиссёру спектакля

Спектакли Андрея Корионова идут во многих городах России: в Москве, Калининграде, Сарапуле, Уфе. Теперь и в Кронштадте! Накануне премьеры спектакля «Ведро» режиссёр рассказал о том, как создавалась постановка.
О выборе пьесы и площадки
– Когда главный режиссер Драматического театра Балтийского флота Михаил Смирнов предложил мне поставить в Кронштадте пьесу Даниэля Орлова «Ведро», я её прочитал и согласился. Мне стало интересно поработать с материалом и посмотреть, как эта история будет тут восприниматься. Я решил ставить на Малой сцене, которая ближе по духу этой пьесе, намного уютнее и лучше оснащена.
О времени на сцене
– «Ведро» – историческая пьеса. Да, это странно, но пьеса, действие которой происходит в 1970-х – уже историческая. Бывают пьесы, где время действия условно и не важно. Тут важно. В тексте есть привязки к Великой Отечественной войне, воспоминания о блокаде Ленинграда, отсыл к социальным процессам, которые происходили в СССР в 1970-х. Поэтому она нами решена в том времени, в котором написана.
О декорации
– В процессе работы я говорил с актёрами о том, что в пьесе существуют некие чеховские мотивы. Это же мы с художником Николем Клампертом попытались заложить в визуальный ряд спектакля. Если у кого-то из зрителей наш яблоневый сад вызовет ассоциации с чеховским вишнёвым садом, я буду не против…
О жанре спектакля:
– Считаю, что определение жанра – это уже анахронизм. Одножанровый театр ушёл в прошлое. Наш спектакль многожанровый. Это история одной семьи. В процессе развития действия мы проходим несколько разных фаз… А заканчивается всё свадьбой.
Режиссёр Андрей Корионов – обладатель диплома фестиваля «Реальный театр» (Екатеринбург, 2009), участник внеконкурсной программы XVI фестиваля «Золотая маска» – «Маска плюс» (Москва, 2010), лауреат специальной премии «Золотого софита» (Санкт-Петербург, 2016). В Петербурге работал на сцене театров «Суббота», «Мимигранты», «Приют комедианта», ставил в Театре имени Ленсовета, в «Таком театре», «Театре за Чёрной речкой». Преподаёт в РГИСИ.

Сцена из спектакля «Ведро». Фото Серафимы Белевич

Создатели «Ведра»: режиссер спектакля, художник
и драматург в окружении актёров. Фото Евгении Серко

Серафима Белевич

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: