Хочет ли публика экспериментов?

«Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса (РГИСИ) –
лидер фестиваля «Вешалка» 2017! Желаем Вере Зиновьевой (Аманда),
Дарине Одинцовой (Лаура), Сергею Якушеву (Том)
и Алексею Копылову (Джим) яркой актёрской судьбы


Светлана Соловьёва в роли итальянской домохозяйки
в спектакле «Я жду тебя, любимый!»

Сразу два больших театральных марафона завершились в Кронштадте на прошлой неделе. Шестой фестиваль театральных школ «Вешалка» и вторая в жизни Театра Балтийского флота «Режиссёрская лаборатория». Шесть дипломных спектаклей зрители могли посмотреть с 24 марта по 28 апреля на сцене Дворца молодёжи. И ещё четыре – на Малой сцене в Театре Балтийского флота. В идеале это должна была быть десятка ярких, экспериментальных, зажигательных постановок, ведь их непосредственные творцы – молодёжь, студенты, выпускники творческих вузов. В первом случае («Вешалка») – студентами являются актёры. Во втором («Режиссерская лаборатория») – студенты – постановщики спектаклей. Что же получилось у тех и у других? И как воспринял это кронштадтский зритель? Нужны ли ему театральные эксперименты? Готов ли он к такому театру? Вопросов за эту театральную весну у культурного обозревателя «КВ» накопилось больше, чем ответов.

Три из шести

На «Вешалке», как обычно, аншлаги. Проект давно не нуждается в рекламе. В интеллигентных кронштадтских компаниях ходить на «Вешалку» – хороший тон. За шесть лет проект действительно занял свою нишу и воспитал своего зрителя.
Фестиваль театральных школ задумывался как смотр лучших актёрских сил молодого поколения. Будущие звёзды петербурского театра и кино тут делают свои первые шаги на большой сцене. Хотелось бы верить, что это привлекает публику.
А не бесплатный вход.
Поклонники нашлись у каждого спектакля.
И всё же в этом году по-настоящему задорных, молодых, лихих постановок мы увидели край-не мало. Две от силы. Где же театральность, поиск новых ракурсов, эксперимент? Из показанного на шестой «Вешалке» хочется говорить лишь о трёх постановках. Вот был необычный взгляд на Островского у Марии Лавровой в спектакле «Как Миша Бальзаминов счастья искал» – питерская такая, мрачная, фантасмагоричная история про маленького человека. Когда показали второго «Бальзаминова» в постановке Евгения Ганелина – первый сразу перешёл в разряд экспериментов, потому как второй, хотя и был хорош и местами очень потешен, за рамки просто крепкого дипломного спектакля не вышел.
Прорыв – «Стеклянный зверинец», очень точно, филигранно поданный молодым режиссёром Николаем Мишиным и сыгранный студентами Юрия Красовского – признанного мэтра Театрально академии на Моховой. Это несомненная удача, лидер фестиваля! Идеальный баланс взятого у автора и привнесённого режиссёром. Точное попадание в атмосферу пьесы благодаря музыке, пластическому рисунку, световой партитуре.
И сильные актёрские работы!
Что вызвало больше всего вопросов? «Земля Эльзы», представленная студентами Педагогического университета имени Герцена. Это самый неоднозначный спектакль «Вешалки» 2017. Одни зрители выходили из зала в полном восторге, растроганные пьесой о нежном чувстве между двумя пенсионерами. Другие говорили, что постановка недоработана, что пьеса не раскрыта, что актёрам не веришь, и чем кончилась представленная история, они не поняли. Зачем земля на сцене (отличный ход, но совершенно не использованный режиссёром Яном Тимаковым)? Почему героиня – седая старушка, а герой – молодец в костюме? И была ли свадьба? Ведь его выезд на мопеде в партер и её побег со сцены к нему в полумрак – прочитывается как выход, уход в другой мир…

Что самое острое в меню?

Задуманная худруком Театра Балтийского флота Михаилом Смирновым совместно с Российским государственным институтом сценических искусств «Режиссёрская лаборатория» хоть и существовала отдельно от «Вешалки», но с фестивалем театральных школ связана. Потому как тоже представила выпускные спектакли – постановки молодых режиссёров. В течение нескольких месяцев они работали с актёрами ТБФ, и когда показали, стало ясно, что это совершенно другой – смелый, по-настоящему молодой театр.
Да, это был театр острый, откровенный, хулиганский, философский, эпатажный, живой и ищущий свой путь. Актёры явно соскучились по эксперименту. А вот хочет ли эксперимента публика? Как воспримет кронштадтский зритель откровения героини Светланы Соловьёвой в спектакле «Я жду тебя, любимый!»? И поймут ли театралы со стажем, помнящие ещё «Якорную площадь» на афишах ТБФ, всю фантасмагорию постановки
о моряках-подводниках «Погружение»?
Пока первые показы «Режиссёрской лаборатории» прошли, в основном, при своей публике – к сожалению, афиш по городу не было ни одной, а вот, когда приезжает Петросян, его портрет появляется и на дверях «Лакомки», и в окнах «Гостиного двора». Но не будем о грустном.
Самое радостное, что случилось в рамках «Режиссёрской лаборатории» – родилась яркая, стильная, философская сказка «Не ёжик», интересная и малышам, и подросткам. Это история про семейные ценности и доверие к друзьям, про то, что такое индивидуальность, про поиск себя. Прекрасные костюмы. И супер-роль у Алексея Милкова. В роли Ёжика – от образа девочки-принцессы отдыхает Наталья Ермолаева. Поздравляем режиссёра Валентина Зорко
с удачным дипломом.
Самое острое в меню «Режиссёрской лаборатории» – спектакль «Я жду тебя, любимый!». Работа Светланы Соловьёвой и Алексея Ермолаева под руководством режиссёра Олега Христолюбского требует боевого настроя. Не для меланхолических барышень. Потому как хулиганство. Смелое скольжение на грани пошлости. Стёбно и максимально откровенно. С этой постановкой надо быть крайне осторожным – при неправильном употреблении вечер может быть испорчен.
Самый спорный спектакль – заявленная история о моряках-подводниках «Погружение». Её ждали с особым чувством. И она больше разочаровала, чем порадовала. Драматургическая канва Анны Сафроновой, основанная на реальных рассказах, как-то не срослась с небытовым, абсурдистским видением темы, которое избрала режиссёр Юлия Каландаришвили. В итоге зритель весь спектакль разгадывает ребус: где, когда и при каких обстоятельствах происходит история или всё существует только в расшатанном сознании моряков-подводников…
Где случилось настоящее «погружение» – погружение в текст, в атмосферу, так это в последней из показанных постановок – «Медный всадник». Игорь Хонин посадил зрителей по периметру пространства, отданного на растерзание стихии. Всё по-настоящему. Песок, дым, вода, тяжесть гирь. Настоящая ярость, смывающая всё на своём пути. Яркая работа молодой Алёны Болдиной, виртуозно перевоплощающейся из одного образа в другой.

Заполнение зала покажет

Итак, какой театр ближе вам? Любите ли вы эксперименты? Готовы к ним? Похоже, что нет. Зритель (тот, что валом идёт на «Вешалку») хочет хорошую историю, понятную
и трогающую за душу. Или Театру Балтийского флота активнее надо работать над рекламой своих постановок, которые становятся всё более интересными. Когда спектакли «Лаборатории» войдут в репертуар, заполнение зала покажет, готова ли кронштадтская публика к театральным экспериментам.

Серафима Белевич

В Театре Балтийского флота (Заказ билетов: 311-23-63)

6 мая, 19.00 – спектакль по пьесе А. Сафроновой «Погружение».
7 мая, в 12.00 – сказка по пьесе А. Богачевой «Не ёжик».
13 мая, в 19.00 – комедия В. Красногорова «Любовь до потери памяти».
14 мая, в 12.00 – сказка по пьесе В. Зимина «Жили-были две лисички».
27 мая, в 19.00 – спектакль по пьесе Дарио Фо «Я жду тебя, любимый!».
28 мая, в 12.00 – сказка по пьесе А. Богачевой «Не ёжик».

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: