Поиск всегда освежает

MG_5447Эскиз пьесы «Саня, Ваня, с ними Римас» играли на Большой сцене. Зрители тоже сидели на сцене. Герои парили на фоне оргомного полумрака – неизвестности

В Театре Балтийского флота – событие! 25 мая в стенах ТБ Ф закончила работу режиссёрская лаборатория. Молодые режиссёры представили три эскиза будущих постановок. Зрители усердно голосовали за самый перспективный. Будем надеяться, что в следующем театральном сезоне он появится на афишах кронштадтского театра.

Какова польза эксперимента?

Режиссёрская лаборатория – это совместный проект Министерства культуры и Государственного Театра Наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова, в рамках которого в малых театрах России проводятся творческие мастер-классы для актёров, и силами приглашённых режиссёров создаются эскизы спектаклей, которые в дальнейшем дорабатываются и пополняют репертуары театров. Практика показала, что на сегодняшний день проведение режиссёрской лаборатории – наиболее эффективный способ обновления театральной афиши. И привлечения в театр новой публики, всегда жаждущей новых постановок, а тут получающей возможность увидеть не одну, сразу несколько историй, а также поучаствовать в их превращении в настоящие спектакли. В конце каждого показа (вход на них абсолютно свободный и бесплатный) зрителей просят проголосовать, выбрав один из трёх предложенных вариантов: играть ли эскиз таким, как он есть; продолжить работу над эскизом или забыть всё, как страшный сон.

Игра на трёх площадках

Итак, местом проведения такой творческой мастерской в этом году стал Кронштадт, Театр Балтийского флота.
Лаборатория начинается с того, что театр получает пачку текстов – пьес современных авторов. Отбираются те истории, над которыми будут работать приглашённые режиссёры. Худрук театра – в кронштадтском случае Михаил Смирнов – распределяет роли. А потом за три-четыре дня «в состоянии хорошего стресса», как говорит арт-директор Лаборатории театральный критик Олег Лоевский, в условиях интенсивной работы актёры под руководством незнакомых режиссёров создают рабочие эскизы, которые и представляют публике.
Художественным советом Театра Балтийского флота было просмотрено 50 современных текстов, присланных организаторами лаборатории. Из них отобрали три пьесы: «Фронтовичка» Анны Батуриной, «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира Гуркина и «Жанна» Ярославы Пулинович. И началась работа. По правилам лаборатории на создание эскизов постановщикам было отведено всего несколько репетиционных дней, которые к тому же прерывались увлекательными уроками. То есть мастер-классами по речи и движению. Их провели прибывшие в Кронштадт вместе с режиссёрами педагог Школы-студии МХАТ и Московского театрального колледжа Олега Табакова Марина Гарсия Солано и преподаватель по сценическому движению кафедры пластической выразительности ВТУ им. Щукина Владимир Гончаров.
Постепенно творческий поиск занял всё пространство Театра Балтийского флота. На трёх имеющихся сценических площадках актёры ТБФ, а также приглашённые им в помощь студенты Университета культуры и искусства создали три эскиза. На Малой сцене режиссёр Александр Хухлин, выпускник РАТИ-ГИТИС (мастерская Сергея Женовача) работал над пьесой Анны Батуриной «Фронтовичка». В репетиционном зале Кирилл Сбитнев, выпускник Петербургской Академии театрального искусства (мастерская Григория Дитятковского) создавал эскиз по пьесе Ярославы Пулинович «Жанна». А в Большом зале под руководством Александра Созонова (ученик Кирилла Серебренникова, Школа-студия МХАТ) актёры готовили эскиз по пьесе Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас». То, что получилось, показали зрителям 24 и 25 мая.

Когда солдатские сапоги к ногам приросли

Первым публике был представлен эскиз пьесы «Фронтовичка». В этом спектакле на одной площадке встретились и профессиональные актёры ТБФ, и студенты СПбГУКИ и дети – воспитанницы балетной студии «Кронштадтские акварели». Маленьким балеринам Арине Ирхиной, Саше Старовойтовой, Кате Сычёвой и Анжелике Гомелюк выпало сыграть девочек послевоенной поры, занимающихся в хореографической студии при провинциальном ДК. Именно в этот ДК приходит работать Мария Небылица, только что вернувшаяся с фронта.
«Фронтовичка» порадовала идеальным попаданием актёров в роли и дала возможность Наталье Ермолаевой, играющей главную героиню, раскрыть драматическую грань своего таланта.
Нерв пьесы в том, что прошедшая войну молодая и красивая Мария не может начать жить снова, по-мирному, по-женски. Она преподаёт хореоргафию и при этом всё время ходит в тяжёлых солдатских сапогах. Не потому что дефицит обуви. Это символ. Рёжиссёр всего лишь одним этим знаком показывает: она ничего не забыла, она всё ещё сержант Перепелица. Война разучила её быть женщиной, лишила её личного счастья (ребёнка, любимого), запретила быть слабой, нежной. Эти тяжёлые, раздражающие глаз сапоги с трудом снимает с неё влюблённый в педагога хореографии юноша-аккомпаниатор. И только тогда героиня даёт волю чувствам, падая в объятия к когда-то предавшему, но всё ещё любимому мужчине…

Жанна и мальчик
по вызову

Второй показали историю из жизни бизнес-вуман – сценический набросок по пьесе «Жанна» оказался очень тяжёлым, мрачным, нервным полотном, перенаселённым бытовыми подробностями и вещами на сцене, которая заранее была чётко поделена на два мира. Столкновение мира богатых и бедных, героев и лузеров, так популярное в разговоре об эпохе 1990-х, лежит на поверхности пьесы. Но главная борьба идёт у каждого героя в душе. Одни предаются разврату. Другие пытаются выжить, не предав себя и друг друга.
Такие мелодрамы (описывающие примерно это же лихое время) уже есть в репертуаре театра. Есть и похожие роли у занятых в этом эскизе актёров. Несмотря на то, что работу Ольги Бережной (Жанна) и Александра Козлова (Виталий Аркадьевич) оценили высоко, эта постановка вызвала наибольшее расхождение во мнениях.

Лёгкая, текучая
и музыкальная

Герои третьего эскиза выходят на сцену и на глазах у публики, не таясь, облачаются в образы, тем самым с первых секунд действия приглашая нас вместе создать (вспомнить или выдумать) некий идеальный мир – например, довоенный.
Пьеса «Саня, Ваня, с ними Римас» принадлежит перу Владимира Гуркина. Актёр и драматург известен благодаря фильму «Любовь и голуби», в основу которого легла одна из его первых пьес. История о довоенной и послевоенной жизни небольшого села, показанная в пьесе «Саня, Ваня, с ними Римас» – последняя работа драматурга.
Итак, первые сцены актёры ведут, глядя в зал, не играют, а показывают того или иного героя. Но чем дольше идёт спектакль, чем сильнее закручивается пружина действия, тем меньше зазор между актёром и персонажем. Меньше современного, будничного, например, в одежде. И это не потому что эскиз. Таков режиссёрский приём. И если в начале истории Иван носит джинсы и футболку актёра Владимира Хасанова, то в последней сцене перед зрителем возникает сам Иван Краснощёков, бывший партизан, седой и помятый, неверный муж, вернувшийся к жене Саше, которая всю войну ждала, ждала, да вдруг собралась замуж за другого…
Постановка охватывает все пространство освобождённого от кресел Большого зала. Зрители сидят на сцене. Перед ними три плана. Ближний – бытовой. Средний – некий промежуток, переход (недаром лестница приставлена и ведёт в тьму оркестровой ямы). И дальний – символический. Там, шурша по паркету косами, косят траву. Там, уходя на войну, муж одной из героинь сажает дерево. Там в дымке от разбрызганной из обычных пульверизаторов воды парятся герои, облачаясь в белые одежды, которые сразу же навевают печальные мысли о том, что скоро некоторым из них придётся уйти… в царство мёртвых.
Режиссёр продумал всё до мельчайших подробностей, населил сценическую ткань множеством символов и при этом не утяжелил постановку. Она удивительно лёгкая, текучая и музыкальная. Благодаря актёрскому ансамблю.
Да, в заглавии пьесы названы три героя – они и должны быть главными. Но этот спектакль (практически готовый спектакль) представил чеховскую «группу лиц без центра». Семь актёров и каждая работа яркая, наполненная, глубокая. Всего за четыре дня!
Театральная весна 2014 поистине пробудила Театр Балтийского флота. Он расцвёл. И готов радовать нас новыми премьерами.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото Марата ТКАЧА

DSC_0178Галина Ткач и
Гульназ Насырова

MG_4693Артур Федынко и
Наталья Ермолаева

MG_5034В постановке «Фронтовички» заняты «Кронштадтские акварели»

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: