Эрмитаж в гостях у Музея истории Кронштадта
О подводной археологии и экспонатах со дна моря коллегам рассказал экскурсовод Евгений Вавилов
Во время пандемии сотрудники Эрмитажа не только снимают онлайн-прогулки по музею, но и поддерживают другие культурные организации России благодаря проекту «Эрмитаж в гостях у коллег». Просматривая онлайн-экскурсии, мы можем отправиться в Музей мостов в Петербурге, Музей мирового океана в Калининграде, Омский музей изобразительных искусств имени Врубеля, центр «Эрмитаж–Урал» в Екатеринбурге, «Эрмитаж–Казань» и другие музеи. 19 ноября Эрмитаж побывал в Кронштадтском музее на Ленинградской, где размещается экспозиция «Подводная археология».
Вера Яровикова, заведующая сектором по связям с общественностью Информационно-культурного центра музея истории Кронштадта, рассказала о том, как проходила прямая трансляция экскурсии:
– Коллеги из Эрмитажа приехали к нам не в первый раз. Такие трансляции из залов разных музеев пользуются большой популярностью, особенно в период ограничений из-за пандемии. В прямом эфире мы видели около 300 просмотров, и отзывы нас порадовали. Вёл виртуальную экскурсию научный сотрудник музея Евгений Вавилов.
Надеемся, что после размещения ролика в Инстаграме его увидят уже тысячи человек. Мы и раньше работали в этом формате, проводили онлайн-экскурсии по Кронштадту, рассказывали
о Якорной площади. Но размещение в Инстаграме в проекте Эрмитажа, конечно, добавит нам аудитории.
Вот что рассказал Евгений Вавилов:
– В этой реэкспозиции части музея размещены интересные экспонаты. Это посуда, но её происхождение чрезвычайно любопытно. Она была произведена в 1852–1856 годах в Англии – эта информация сохранилась на клейме. И поднята в 2019 году с глубины 60 метров в районе острова Гогланд. Посуда находилась в трюме и на палубе торгового кеча – это небольшое судно каботажного плавания, которое затонуло во время шторма по причине неисправности. Экипаж надеялся спрятаться за островом, пытаясь укрыться от шторма. Они отдали якорь, но, видимо, сорвало стопор, потянуло цепь.
И мощный удар выбил брашпиль, повредив обшивку. Судно затонуло вместе с экипажем. Подняли эти артефакты со дна сотрудники Центра морских исследований Российского географического общества. И передали в наш музей.
Особенность посуды, представленной в экспозиции, в том, что это деколь, перенос рисунка с помощью принта. Англичане ещё с конца 18-го века освоили производство такой посуды и поставляли её по всему миру. Эти предметы везли в Петербург и, вероятно, в Кронштадт. Англичанам удалось добиться изготовления тонкого фаянса. Фарфоровая посуда была очень хрупкой и дорогой, а такие сервизы были и красивыми, и прочными, так что их использовали в обычной жизни, и они пользовались большим спросом. По словам Евгения Вавилова, кобальтовый принт интересен ещё и тем, что технологии не позволяли создавать абсолютно одинаковые изделия. В наше время это делает каждый предмет уникальным, что ценят коллекционеры по всему миру. Представлена в экспозиции
и посуда с ручной росписью.
Воды Балтики, обладающие особыми свойствами по консервации артефактов, помогают сохранять органику. В экспозиции два любопытных предмета, которым более 300 лет! Они были подняты с торгового судна «Архангел Рафаил». Удивительно, что, несмотря на название, судно везло контрабанду. Отлично сохранился кафтанчик юнги петровского времени. Его носил юноша, который погиб во время ноябрьского шторма. Судно было повреждено льдами. Специалистам Российского географического общества, обнаружившим «Архангела Рафаила», пришлось потрудиться: они вымыли 100 кубометров грунта – донных отложений. Евгений Вавилов показывает шляпу, сделанную на голландский манер. Её носил кто-то из моряков. Прекрасно сохранилась и псалтырь, напечатанная в 1692 году на льняной бумаге великолепного качества в обложке из кожи натурального тиснения.
В планах музея – расширенная экспозиция артефактов, поднятых со дна Балтики. Среди них – чулки, перчатки, двупалые варежки – около 350 предметов пока хранятся в запаснике музея. Эта уникальная коллекция расскажет о жизни на корабле, о том, как осваивали моря, как вели торговлю в давние времена. Предстоит ещё большая работа по подготовке экспозиции.
Евгений Вавилов отметил, что и в наши дни, в сложных условиях пандемии, музей работает для посетителей, соблюдая все меры безопасности:
– Человека формирует история родного края и то, что его окружает. Не стоит закрываться на все замки, стараясь отгородиться от жизни – она ведь не останавливает своего течения. В музее проводят экскурсии, конечно, в другом формате, для небольших групп. Сегодня мы можем больше узнать о своей стране, своём городе.
Галина Маркина
Фото автора
Написать комментарий: