У стен есть уши, а у столбов — носы. О современном искусстве в городской среде.

Десяток новых скульптур появилось этим летом в Кронштадте. Отлитые из цемента изображения человеческих носов и ушей выросли на стенах, столбах и заборах нашего города благодаря американскому художнику Майклу Битцу, который с 10 по 22 июля жил и работал в кронштадтской арт-резиденции Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), что на Якорной, 2-Б. Чтобы поговорить об этих и других объектах современного искусства, культурный обозреватель «КВ» Серафима БЕЛЕВИЧ встретилась с сотрудником арт-резиденции, художником Михаилом А. Крестом.

Чем пахнет улица Комсомола

— Это малобюджетные формы искусства, доступные для молодых художников-экспериментаторов, — рассказывает Михаил. — Они не портят внешний облик зданий, чем кардинально отличаются от граффити, паразитирующих на фасадах домов. К тому же появление их в Кронштадте заранее было согласовано с районными властями и Музеем истории Кронштадта.
Мы идем по улице Комсомола. И считаем,… нет, не слонов, а носы. Неделю назад было больше, сетует Михаил. Наверное, сбежали. В эту абсурдную игру нас втянул Майкл Битц, американский художник, преподающий в одной из художественных школ Бруклина. Он доказал, — а точнее, показал, — что у стен есть не только уши, но и носы. Знал ли Майкл о том, что у петербуржцев свои отношения с разгуливающими по городу носами, или нет; прочел ли, собираясь в Россию, повесть Николая Гоголя «Нос» — история современного искусства об этом умалчивает. Зато известно, почему с его легкой штатовской руки носы в Кронштадте массово принялись бродить именно по улице Комсомола.
— Там всегда вкусно пахнет, — передал Михаил слова Майкла.
Теперь догадайтесь, что за часть тела американец прилепил на фасад дома, в котором жил изобретатель радио (здание на углу улиц Лебедева и Аммермана)…

Возвращение в дупло

С улицы Комсомола сворачиваем в Советский парк. Не доходя до Якорной площади, Михаил обращает мое внимание на крепкий зеленый дуб — там еще один новенький арт-объект. Смотрю: кусочек меха выглядывает из дупла, другой — свисает с ветки. Экспонат «Белочка» появился в начале лета. При его создании художница Дарья Правда использовала степлер и старую лисью шубу.
Носы и уши, кусочки меха и прочие малые формы — все эти незаметные вкрапления современного искусства в незаметных местах есть ничто иное как яркий пример стрит-арта, искусства, находящегося в тесном взаимодействии с городской средой. У них нет ни табличек, ни подписей. Как называются такие объекты, и кто их автор, при желании можно прочесть в интернете. Но это не суть важно. Основным элементом этих произведений является отклик людей, их внутренняя работа с объектом. Обнаружение такого арт-объекта вызывает у случайно ставшего зрителем человека легкий шок, удивление, побуждает его прочесть художественное послание, включить фантазию, задуматься и посмотреть на окружающую жизнь по-новому. Не случайно большинство помещенных в городскую среду объектов имеет ярко выраженный притчевый характер.

Реакция входит в концепцию

Посмотреть на работу художника приходит зритель спонтанный, им может быть случайный прохожий — не заранее собирающийся посетить вернисаж эстет, а не подготовленный к восприятию такого искусства среднестатистический житель города. Его никто не приглашает на встречу с искусством — искусство он находит сам, нецеленаправленно. И поэтому его реакция, если он все-таки случайно сталкивается с арт-объектом в городской среде, будет более непосредственной. Она также входит в концепцию многих произведений современного арта. То, как реагирует зритель, иногда даже важнее и интереснее того, на что он реагирует. Эмоции частенько документрируются. Но у кронштадтских носов и ушей камеру ставить не стали, а зря. Большинство творений Майкла Битца уже отколото на память… По нечетной стороне улицы Комсомола мы с Михаилом насчитали всего три уцелевших носа. А вы?

Якорная, 2-Б

Кто следующий приедет творить в Кронштадт из-за границы, станет известно после официального открытия сезона резидентских программ в сентябре. Пока в Государственный центр современного искусства уже поступило более 20 заявок от художников из разных уголков мира. Новое руководство петербургского филиала ГЦСИ обещает, что проживающие в арт-резиденции художники будут активнее работать с городской средой. Улицы и парки будут примерять роль галерейных площадок. Так объекты современого искусства, появляясь в среде, для выставок не предназначенных, расширяют не только наше сознание, но и варианты использования того или иного места в городе. Так что, если верить Михаилу, в скором времени у нас появится еще несколько объектов современного искусства. Которые не будут бесполезно вытеснять воздух… Гуляйте внимательнее по улицам.
Ну а мой спутник, автор нашумевшей в позапрошлую зиму четырехметровой сосульки, уже второй год мечтает возвести в Обводном канале наливной рукотворный айсберг. Поможет ли Михаилу погода, узнаем зимой. Если «да», то будет повод лишний раз пройтись мимо резиденции Центра современного искусства, которая расположена по адресу Якорная площадь, 2-Б.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора и из архива ГЦСИ

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: