КRONLIWOOD

К открытию выставки
«КиноКронштадт» в Музее истории

В этом году Кронштадт с полным правом может отпраздновать несколько юбилеев, связанных с историей отечественного кинематографа.
Первыми фильмами, снятыми в Кронштадте стали два документальных сюжета, созданных в 1913 году режиссёром и оператором Фёдором Карловичем Бремером. Будучи первым начальником лаборатории Научного отдела ателье «А. Ханжонков и Ко» в Санкт-Петербурге, Бремер стоял у истоков отечественного документального и научного кино. Именно тогда и именно им были сняты две ленты: «Кронштадт» и «Открытие памятника адмиралу Макарову в Кронштадте в Высочайшем присутствии». Эти ленты демонстрировались в синематографах Российской империи как отдельно, так и в составе полнометражного документального фильма «Балтийская эскадра», а также вошли в киножурнал хроники.
Принято считать, что премьера «Открытия…» состоялась 21 ноября (4 декабря) 1913 года, когда
А. А. Ханжонковым был устроен специальный кинопоказ для императора Николая II. Однако «Кронштадтский Вестник» анонсировал демонстрацию фильма об открытии памятника вице-адмиралу С. О. Макарову в кронштадтском кинотеатре «Нью-Стар» на Осокиной площади ещё 12-16 августа (25-29 сентября н. ст.) 1913 года. А 15 августа опубликовал довольно критичную заметку с анализом: «Гвоздем серии картин, с 12 по 16 августа, служит картина «Открытие в Кронштадте памятника адмиралу С. О. Макарову», картина заинтересовавшая кронштадтцев злободневностью темы. Недостаток ея в том, что она слишком бледно воспроизводит на экране событие, так что нельзя уловить многих моментов, а в некоторых частях получается почти сплошной, белый свет. Этот недостаток, конечно, нужно отнести на счёт фирмы, изготовившей фильму (так в оригинале, в женском роде — К. Е.). Получается какое-то неполное впечатление…».
Впоследствии Кронштадт становился объектом наших кинодокументалистов неоднократно. Другой вопрос, что эти ленты не так известны и, к сожалению, не очень востребованы зрителем, хотя именно они хранят реальное, а не придуманное, время, отражая реальные события, пусть даже через субъективную оценку их авторов.
Можно восхищаться художественным фильмом режиссёра Виктора Аристова «Порох» (1985), понимая, что в действительности было не совсем так или даже совсем не так. Это художественный фильм. А где-то, надеюсь, в глубоких запасниках, всё-таки сохранились документальные кадры, снятые в Кронштадте в ноябре — декабре 1941 года группой фронтового режиссёра Политуправления КБФ Владимира Гребнёва. В составе группы, кроме самого Гребнёва, работали оператор Климов и ассистент оператора Еропкин. Группа отсняла в Кронштадте несколько боевых эпизодов, разгрузку торпед и снарядов, «дуэль артиллерии с Петергофом», людей на улицах — много чего попало в объектив наших хроникёров.
Первым художественным фильмом, в котором наш город стал местом действия, на сегодняшний день можно считать немой фильм «Синие воротники», снятый в 1929 году режиссёром Борисом Шписом. В фильме рассказана история мальчишки, мечтавшего о морских плаваниях и ставшего, в конце-концов, курсантом военно-морского училища. К сожалению, фильм не сохранился.
Впоследствии наш город более 80 раз становился местом киносъёмок: как просто «некий» город, так и как конкретно Кронштадт. Достаточно вспомнить фильм-легенду режиссёра Ефима Дзигана «Мы из Кронштадта» (1936). Снимали у нас и Ленинград, и Санкт-Петербург, и Сталинград, и Берлин, и Мурманск, и Североморск. И каждый режиссёр находил на наших, не замусоренных рекламой, улицах свою эпоху, в основном, встречая благосклонность немногочисленных жителей.
Редкое исключение, пожалуй, составил фильм Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Так совпало, что съёмки проходили в День независимости России — 12 июня 2006 года. Город был украшен национальными флагами. И именно в этот день по улицам города, рядом с Морским собором, под развевающимися нацистскими знамёнами маршировали, пусть и киношные, но вражеские гитлеровские войска…
В этом году мы широко отметили 90-летие со дня рождения замечательного кинорежиссёра Л. И. Гайдая. Мало кто знает, что свой первый полнометражный художественный фильм он снял в Кронштадте. И это была не комедия! Благодаря жительнице нашего города Валентине Михайловне Попелховой, участвовавшей в 1956 году в массовках фильма «Долгий путь», Музей истории Кронштадта смог вытащить эту картину практически из небытия. В основу сюжета фильма были положены произведения писателя В. Г. Короленко, жившего в Кронштадте в 1876-1877 годах под надзором полиции. Это рассказы «Ат-Даван» и «Чудная», описывающие события 1865 года. Мы же в этой цветной картине можем увидеть, как выглядел наш город в середине 1950-х (публикуем два кадра из этого фильма).
Как в любом другом городе, у нас рождаются, живут и работают многие актёры и режиссеры. В 1937 году в Кронштадте в семье командира-подводника, будущего Героя Советского Союза Анатолия Коняева родился сын Виталий, которому прочили блестящее военное будущее. Но он стал Народным артистом России, сыграв в театре и в кино более 150 ролей. Знаковыми, безусловно, были «Чистое небо» (режиссёр Павел Чухрай, 1961) и «Тишина» (режиссёр Владимир Басов, 1962).
Также как Коняев, стал актёром и выпустившийся в 2002 году из Кронштадтского морского кадетского корпуса Данила Козловский. Фильм «Легенда № 17» с его участием (режиссёр Николай Лебедев), где актёр сыграл главную роль — Валерия Харламова — сегодня бьёт все рекорды отечественного кинопроката.
В нашем городе живут кинорежиссёр Вадим Кауров и актёр Аркадий Коваль. На большом экране можно увидеть и молодых кронштадтцев — Евгению Алёшину, Арсения Семёнова (на снимке), Владимира Студеновского, Романа Притулу.
И это вселяет надежду, что богатая кронштадтская история, история самого города и его жителей, будут иметь продолжение в жизни отечественного театра и кино. И не только в качестве натурного фона.

Евгений КОБЧИКОВ ,
Марина КОРНИЛОВА
Фото из архива музея и
с сайта «Театр «Мастерская»

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: