70 лет спустя…
Подводно-поисковая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» отыскала на дне Финского Залива без вести пропавшую
в 1943 году советскую подводную лодку С-9но
Опытный офицер штаба, приходя утром на службу, никогда не загадывает, во сколько и где закончится его рабочий день. Так и я, в один из майских дней, получив задачу от начальника штаба военного округа, убыть на борту гидрографического судна «Сибиряков» на поиски советской подводной лодки, без вести пропавшей в суровые годы Великой войны, был не особо удивлён. Правда, и особо оптимизма не высказал. На носу был парад на Дворцовой, информационным обеспечением которого в силу служебных обязанностей я занимался, а тут необходимо выходить в море с какими-то гражданскими ребятами, со сроком возвращения 8 мая, к параду. Как всегда, предпраздничная показуха, подумал я тогда.
Оказавшись на борту гидрографического судна Ленинградской военно-морской базы «Сибиряков», я понял, что ошибался. Члены 9-й подводно-поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы», среди которых мне посчастливилось оказаться, шли в море не за праздничным пиаром. На счету у команды, возглавляемой гражданином и патриотом Константином Богдановым, на тот момент было уже две найденные и идентифицированные, считавшиеся без вести пропавшими, советские подводные лодки, Щ-212 и Л-24, а также множество других кораблей и судов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Участники экспедиции вышли в море на поиски советских подводных лодок Щ-320 и С-9, без вести пропавших в 1942 и в 1943 годах.
Проведя многомесячную кропотливую работу как в российских, так и в немецких архивах, участники экспедиции, сравнив данные, смогли предположительно очертить район поиска места гибели подводников.
По предварительным сведениям, скорее всего, наши лодки могли подорваться на немецком минном заграждении «Зееигель» (морской ёж), выполняя задание командования Балтийского флота найти свободный от мин проход в южную часть Балтийского моря.
Поиски следов подводных лодок С-9 и Щ-320 неоднократно предпринимались как в советское время силами ВМФ РФ, так и в последние годы силами поисковиков-энтузиастов. Но, Балтийское море умеет хранить свои тайны, и до 7 мая 2013 года судьба лодок оставалась неизвестной.
Символично, что и наша поисковая экспедиция стартовала от Восточной Усть-Рогатки Кронштадта, практически с того самого места, откуда уходили в свой последний поход советские подводники.
От Военно-морского флота РФ подводно-поисковую экспедицию возглавил заместитель командира ЛенВМБ капитан
1 ранга Дмитрий Алексеев. Из Москвы принять участие в экспедиции приехал представитель Управления Министерства обороны РФ по увековечению погибших при защите Отечества полковник запаса Андрей Таранов. Почётными гостями экипажа ГС «Сибиряков» стали ветераны ВМФ и журналисты федеральных телевизионных каналов.
Общее руководство участниками экспедиции и гостями осуществлял идейный вдохновитель и главный куратор экспедиции, депутат Государственной Думы, генерал армии Николай Ковалёв. Именно благодаря ему участникам экспедиции удалось оперативно решить все вопросы, связанные с проведением поисковых работ у морской государственной границы России, так как Николай Дмитриевич до 1998 года руководил Федеральной службой безопасности России.
Вечером 6 мая 2013 года ГС «Сибиряков» вышел в море и направился в район острова Гогланд, где в предварительно очерченном районе проводил гидроакустическое сканирование дна специальный катер, на борту которого находился основной костяк подводно-поисковой экспедиции.
В течение недели, с 1 по 7 мая, команда катера провела площадное сканирование дна в районе, где было выставлено минное заграждение «Зееигель», координаты которого имелись у поисковиков, благодаря изучению немецких военных архивов.
Современный многолучевой эхолот, с помощью которого производилось обследование дна, позволяет получить картину морского дна с разрешением в несколько метров, однако такая работа требует многократного прохода поискового судна над районом поиска и требует много времени. Именно поэтому, несмотря на использование самой современной поисковой техники, участники экспедиции смогли за неделю провести обследование только нескольких квадратных километров морского дня, и если бы в расчёты поисковиков при работе в архивах закралась ошибка, то экспедиции пришлось бы возвращаться ни с чем, и вновь приступать к подготовительным работам.
Так было в 2010 году, когда участники экспедиции так и не смогли отыскать в болгарских водах Чёрного моря подводную лодку С-34, но не в этот раз. В этом году участников экспедиции ждала Победа.
Рано утром 7 мая 2013 года ГС «Сибиряков» прибыл в район проведения поисковых работ и сразу же получил доклад с поискового катера о двух найденных подводных объектах, находящихся юго-восточнее острова Гогланд на глубине около 55 метров.
Руководители экспедиции Николай Ковалёв и Константин Богданов принимают решение направить к первому объекту, чьи очертания совпадают с обводами корпуса подводной лодки, водолазов. Томительные минуты ожидания, и с морского дна звучит победный доклад: «Найдена подводная лодка, проводится видеофиксация объекта».
После возвращения водолазов на борт, в кают-компании «Сибирякова» участники экспедиции, ветераны ВМФ и историки, просматривая кадры подводной съёмки горячо спорили о типе найденной субмарины. Но характерные обводы ходовой рубки и сетевого прорывателя не оставили сомнений — найдена С-9 капитана 3 ранга Александра Мыльникова, без вести пропавшая осенью 1943 года. Найдена 70 лет спустя.
Руководство экспедиции принимает решение зафиксировать координаты гибели ПЛ С-9 на морской карте и провести предусмотренный воинскими уставами ритуал памяти. Звучат залпы салюта, на воду опускается венок, священнослужители Русской Православной Церкви, присутствующие на борту, проводят молебен по павшим морякам.
После этого официальный представитель Управления Министерства обороны РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества полковник запаса Андрей Таранов заполняет карточку воинского захоронения, куда вносит имена всех членов экипажа С-9. С этого момента корпус погибшей подводной лодки С-9 считается братской могилой и неприкосновенен в соответствии с международным законодательством. Место упокоения советских подводников отныне находится под защитой российского законодательства.
Дав прощальный гудок, ГС «Сибиряков» уходит к месту обнаружения второго подводного объекта. Снова принимается решение опустить водолазов и провести подводную телевизионную съёмку.
Но никто из участников экспедиции не ожидал услышать со дна доклад руководителя водолазной группы: «Мы нашли. Это огромный парусник, лежит на ровном киле». Найденным парусником оказался линейный корабль «Лефорт», погибший при загадочных обстоятельствах осенью 1857 года. Но это уже другая история…
Андрей КРАСНОБАЕВ,
капитан 3 ранга,
пресс-служба ЗВО.
Остров Гогланд- Кронштадт-Санкт-Петербург.
Справка «КВ »
Общественно-патриотическая акция «Поклон кораблям Великой Победы» проводится с 2005 года инициативной группой НКО «Разведывательно-водолазный клуб» под патронатом депутата Государственной Думы, генерала армии Николая Ковалёва. Проект поддерживает Министерство обороны России, командования Балтийского и Черноморского военно-морских флотов РФ, Федеральная пограничная служба РФ. Данная инициатива получает благословения священников Русской Православной Церкви. В результате многолетней подводной поисковой работы в акваториях Чёрного, Балтийского и Баренцева морей было идентифицировано более 10 погибших во время Великой Отечественной войны кораблей, проведены несколько международных экспедиций с участием российских, украинских, белорусских, болгарских и финских водолазов. Так в 2009 году была проведена Российско-Болгарская экспедиции по увековечению памяти экипажа подлодки Л-24 в территориальных водах Болгарии. В 2012 году в акватории Финского залива состоялась российско-финская подводно-поисковая экспедиция, посвященная памяти 53 членов экипажа лодки П-1 «Правда», погибшей в сентябре 1941 года в районе банки Кальбодагрунд.
Написать комментарий: