Зиночки, браво!
Основная режиссёрская удача новой постановки Михаила Смирнова – клонирование Зины. Вместо одной, имеющейся в пьесе Василия Шкваркина, Зины-соседки в спектакле «Чужой ребёнок», которым открылся 86-й сезон Театра Балтийского флота, на подмостках возникли сразу три прекрасные девицы. Стильные красавицы, скучающие в провинциальной глуши, вечно сующие свои очаровательные носики в чужие дела, любящие посплетничать, поахать и поохать. Эта троица неразделима, неразлучна. А потому обращаются к ним только во множественном числе – Зиночки.
Пьеса Василия Шкваркина «Чужой ребёнок», поставленная художественным руководителем ТБФ Михаилом Смирновым, претерпела значительные изменения. В итоге, как показали два уже сыгранных в октябре спектакля, репертуар кронштадтского театра пополнился лёгкой, красочной, ироничной и музыкальной комедией. Фонтанирующий источник позитива
и отличного настроения.
Сцена Театра Балтийского флота превращена в танцплощадку. Под шлягеры советской эпохи в лёгкой рок-н-рольной обработке танцуют стиляги, отдыхающие на загородных дачах.
Ни слова о сюжете
Несмотря на то, что текст пьесы «Чужой ребёнок» написан в 1933 году, архаикой здесь не пахнет. Обсуждаются вечные ценности: любовь, дружба, верность, свобода, способность к самопожертвованию, трусость и предательство, жажда славы и тихой сытой жизни… Советский драматург Василий Шкваркин написал почти детективную историю: тут и роковая ошибка, и своеобразная проверка на «вшивость», и нежданные встречи, и нелепые расставания, и эксперимент с разоблачением. Спектакль про отношения, про веру в близкого, про разницу поколений, про нежность стариков, про находчивость и смелость молодых.
В центре всего – молодая актриса! Её играет любимица кронштадтских детей, главная принцесса ТБФ, смелая шалунья, не перестающая удивлять театралов Кронштадта во взрослых комедиях, Наталья Ермолаева.
Когда актёры поют
Режиссёр Михаил Смирнов перенёс действие в послевоенные годы и добавил в канву пьесы очень много песен. Спектакль практически превратился в мюзикл. Эксперименты с вокалом, начатые в постановке прошлого сезона «Самая счастливая семья», продолжаются.
В «Чужом ребёнке» актёры также поют сами. Причём поют все! Это подкупает, даже если пение их не идеально. Это создаёт атмосферу. Да ещё какую! Ведь песни-то всем известные, советские хиты – «Король Оранжевое Лето», «Родительский дом», «Моя любовь на пятом этаже», «Ты не печалься». Поднакопившуюся пыль с них ловко смёл своими аранжировками актёр ТБФ Борис Хасанов.
Три в одном: сцена, подиум, трибуна
Декорации Валерия Полуновского просты и лаконичны: деревянный настил, гирлянды лампочек над ним и кущи с берёзками в глубине. Действие перенесено на танцплощадку. Поэтому большое количество танцев и песен в спектакле смотрится абсолютно органично. Никакой «четвёртой» стены нет, действие максимально приближено к зрителю, и история девушки Мани подаётся словно на блюдечке с каёмочкой – разыгрывается на деревянном помосте, который и сцена, и подиум, и трибуна.
В центре танцплощадки зажигают сердца
Маня – Наталия Ермолаева, и Николай – Артур Федынко
Пространство освоено
Спектакль мизансценически сложен – режиссёр мастерски заполняет всё доступное пространство. Многоплановость действия держит внимание и придаёт живость развитию сюжета. Дальний план, центр площадки, боковые колонны и даже проход в зрительном зале всё отдано истории про загадочного «чужого ребёнка».
Здесь нет прямого интерактива с публикой. Но с первых минут действия зрители включаются эмоционально, сопереживая героям, слушая знакомые песни, находясь в двух метрах от тех, кто на сцене. Это в стиле художественного руководителя Театра Балтийского театра. Театральные завсегдатаи уже знают почерк Михаила Смирного.
Прибылёва на премьере играл Борис Хасанов
Три очень милых Зиночки
Но вернёмся к Зиночкам. Не заметить и не влюбиться в них невозможно! Зиночки – это подобие древнегреческого хора и одновременно очаровательное трио из вокально-инструментального ансамбля. Играют так, будто кладут густые, жирные мазки, выбирая насыщенные цвета. Гротескно, манерно, напоказ, утрируя каждую эмоцию. В итоге – на сцене во всех отношениях яркий актёрский ансамбль: Гюльназ Насырова, Зоя Миндолина и Алёна Болдина. Последняя – актриса свежая, новая для кронштадтской публики – впервые показала себя, сделав очень сильную заявку на яркое характерное актёрское дарование. В ближайшем спектакле, 22 октября, Алёну Болдину зрители увидят в более широкой роли. Свою Зиночку она на время отдаст Галине Ткач.
Джентельменский набор
Силён и мужской состав спектакля. Перед зрителем полный джентельменский набор – ансамбль претендентов на сердце Мани. Номер 1 – несмелый, но искренне любящий студент Николай в исполнении Артура Федынко (с приходом Михаила Смирнова актёр явно «разыгрался» и отлично чувствует себя как в детских сказках, так и в современных комедиях). Номер 2 – пылкий романтик Сенечка (из зубного техника ставший матросом по воле режиссёра кронштадтского театра) – Алексей Милков играет мужчину с душой ребёнка, которому тоже хочется быть любимым и совершить свой подвиг во имя любви. Номер 3 – инженер Прибылёв: опытный сердцеед, завидный жених с портфелем дефицитной снеди и транзисторным приёмником. Этот образ – каждый немного по-своему – создают на сцене в очередь Борис Хасанов и Владимир Филиппов. Один пленяет девичьи сердца вальяжно и с шармом. Другой завоёвывает дам, уверенно и страстно нападая…
Рая – Светлана Соловьёва, Яков – Ильдар Юсупов
Родители-«отличники»
Старшее поколение в «Чужом ребёнке» с нежностью играют Николай Иштаев, Надежда Перевозчикова и Александр Козлов. Особенно трогателен папа главной героини в исполнении Николая Иштаева – интеллигент, музыкант, болезненно воспринимающий пренебрежение молодых достоянием мировой культуры. Он горячо любит свою супругу, старомодно ухаживая за ней и неловко стараясь оградить её от плохих новостей. Рядом с их единственной дочерью он, как минимум, мечтает видеть галантного корнета. Мама у Мани мыслит более прагматично.
Тема вечного противостояния отцов и детей хорошо раскрыта в новом спектакле. На радость главной героине, попавшей в незавидное положение, в ситуации, когда поклонники бросили, и подружки разбежались, самый сложный экзамен родители сдают на «отлично».
Открытие Ильдара
Под финал, на десерт то есть, о радости. Маленькой радости театрального критика. Это молодой актёр Ильдар Юсупов – открытие нового спектакля. Впервые показавший себя в роли второго плана, новичок сразу же оказался в центре внимания зрителей. Его игрой любовались. О нём говорили в антракте. Образ кавказца Якова Ильдару удалось сделать запоминающимся, ярким, колоритным. Без шутовства. Небольшой акцент, темпераментность жестов – это есть. А вот пошлого горца из анекдотов нет. Ильдару – аплодисменты и поздравления! Похоже, в Театре Балтийского флота появился новый герой. Способный взяться не только за характерные роли, но и прикоснуться к лирике (даже в этом спектакле сцены с Раей – Светланой Соловьёвой, тому прямое подтверждение). Словом, Ильдар убедил, что может сыграть и главную роль. А вот быть ему котом или принцем – это как режиссёру будет угодно.
Михаилу Смирнову браво! Театру Балтийского флота аншлагов! Актёрам интересных ролей и оваций! Театральный сезон открыт!
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора
и Марата ТКАЧА
Написать комментарий: