Кронштадт – театральный город?

5_7Y3Iooz_YМеждународный день театра ежегодно отмечается 27 марта. Однако в этом году театральная весна в Кронштадте придёт на два дня раньше – 25 марта стартует самый масштабный театральный проект, существующий в нашем городе – фестиваль театральных школ Санкт-Петербурга «Вешалка». А значит, уже завтра, в пятницу, у любителей театра праздник. На несколько недель Кронштадт вновь становится театральным городом. Так ли это? Культурный обозреватель «КВ» Серафима Белевич постаралась нарисовать полную картину под названием «Театральная весна в Кронштадте».

На календаре – театральная весна

Понятие «театральная весна» вошло в культурную жизнь Кронштадта года три назад. Да, не первый год на разных площадках города в одно и то же время – в разгар весенних школьных каникул – расцветают сразу несколько театральных проектов.
На сцене ДДТ «Град чудес» показывают свои спектакли воспитанники театральных студий «Маска» и «Арлекино». В этом году к ним прибавилась ещё одна, открывшаяся при Дворце культуры, – молодой коллектив «Мы». На базе детского сада-школы № 662 третий год проходит фестиваль семейных театров «Гнездо». «Вешалка» – фестиваль театральных школ Санкт-Петербурга, бесспорно, является главным украшением театральной весны в Кронштадте. Это самый долгожданный и любимый островной публикой проект. К тому же это единственный ежегодный проект в Санкт-Петербурге, которым культурная столица отмечает День театра. И это событие проходит в Кронштадте! Причём в 2016-м – в пятый раз! В этом году театральную тему неожиданно подхватил и Музей истории Кронштадта – 27 марта в здании на Якорной откроется выставка, посвящённая творческому наследию Народного театра Кронштадтского Дома офицеров «Под знаком НТ – Возвращение». Ну и, конечно, у нас есть самый родной и близкий театр – Театр Балтийского флота, который ежегодно готовит своему зрителю сюрпризы в виде премьер и неожиданных творческих экспериментов.
Итак после перечисленного можно ли назвать Кронштадт – театральным городом?
Хорошая тема для круглого стола, на который культурный обозреватель газеты с удовольствием пригласила бы театральных педагогов, актёров и режиссёров Театра Балтийского флота, администраторов всех привозных постановок, что идут на сцене Кронштадтского Дворца молодёжи, а также постоянных зрителей «Вешалки» и тех, от кого зависит хроническое отсутствие на улицах Кронштадта афишных тумб и стендов под размещение афиш… Когда-нибудь так и сделаю.

Билеты в Театр Балтийского флота покупайте заранее

Нужен ли театр в городе? Нужен. Судя по тому, что на спектакли Театра Балтийского флота купить билет за 25 минут до начала уже нереально. Прошли те времена. Сейчас зрители билеты бронируют заранее. А это уже о чём-то говорит. Постановки молодого худрука ТБФ Михаила Смирнова пользуются популярностью. Особенно сказки.
Театрального зрителя никогда не бывает много. Он никогда не бывает в большинстве, – говорит режиссёр Михаил Смирнов. – Как правило, это тот пласт людей, которые рефлексируют, сомневаются, ставят перед собой сложные вопросы, ищут на них ответы, для которых всегда в жизни есть что-то неизведанное, новое, незнакомое, и они открыты этому. Такие люди, конечно же, есть в Кронштадте!
И в районной администрации они тоже есть. Хотел бы я, чтоб их было больше? Конечно!
– Что надо сделать, чтобы Кронштадт стал театральным городом?
– Нужно выпускать больше премьер! – считает художественный руководитель Театра Балтийского флота. – Ставить как можно больше разных спектаклей, которые могли бы привлечь разного зрителя. И конечно, нужна дополнительная информационная поддержка.
Нельзя упрекнуть труппу ТБФ в простое. В этом сезоне театр выпустил две премьеры, показал себя на фестивале военных театров России «Звёздная маска» в Москве, отметил юбилей и продолжает активно участвовать в жизни города. Сейчас Михаил Смирнов репетирует комедию положений советского драматурга Василия Шкваркина «Чужой ребёнок», а Фёдор Копосов приступил к постановке классической итальянской комедии «Хитрая вдова» Карло Гольдони.

Когда о театре говорят
в краеведческом музее

Театр всегда держался на энтузиазме. Причём чем беднее был театр, тем изобретательнее, выразительнее был его художественный язык. Тут можно вспомнить Народный театр Кронштадтского Дома офицеров. В 2016 году режиссёр Юрий Орнатский, руководивший Народным театром с 1975 по 1995 годы, передал в Музей истории Кронштадта архив когда-то популярного и любимого кронштадтцами театрального коллектива. Папки с афишами, фотографиями, программками, самодельными журналами, которые выпускали студийцы, – на основе этого материала под руководством Екатерины Казаковой была продумана экспозиция «Под знаком НТ – Возвращение», открытие которой намечено на воскресенье, 27 марта.
– Такой выставки в музее ещё не было. Особенность её в том, что мы хотим рассказать о театре не через информацию, а через атмосферу, – говорит Екатерина Казакова, начальник Центра музейной педагогики. – Каждый, кто придёт, сможет почувствовать себя и актёром, и режиссёром, и бутафором…
Выставка «Под знаком НТ – Возвращение» открывает серию театральных выставок. Впереди отдельные экспозиции о театре Дворца культуры, о Театре Балтийского флота.
Это одна из страниц истории Кронштадта, которая ещё совершенно не изучена, – признаётся Екатерина Казакова. – Пока нет систематизированного материала по культурной жизни в Кронштадте. А тут к нам в руки попадает такой богатый материал – архив Народного театра. Начать рассказ можно было с любого кронштадтского театра, но мы выбрали Народный…

Школа + театр

Любовь к театру легко привить в детстве. Ходите с детьми в театр, смотрите и обязательно обсуждайте просмотренное.
В этом году ученики школы- детского сада № 662 впервые пришли к актёрам Театра Балтийского флота для беседы. Посмотрели сказку и постарались выразить то, что поняли. Эксперимент удался, и в будущем режиссёр Михаил Смирнов хотел бы теснее сотрудничать со школьниками.
Театр Балтийского флота уже не первый год ведёт работу с учащимися 425-й школы: это и просмотр с обсуждением спектакля «Заплутавший на войне человек» по роману «Сотников» Василя Быкова, и творческие вступления артистов перед школьниками, и встречи-лекции, посвящённые творчеству какого-то драматурга с участием актёров. Хотелось бы, чтобы и другие школы Кронштадта так же заботились о театральном воспитании своих учащихся.

Игра в театр укрепляет
семейный иммунитет

Фестиваль семейных театров «Гнездо», проходящий на базе школы-детского сада № 662, – проект пока молодой и камерный. Информация о нём расходится по знакомым, хотя участвовать могут все желающие. Что делают участники? Готовят и показывают мини-спектакли, читают стихи и поют песни. Главное, чтобы в этих показах участвовало как можно больше родных людей. Такая вот новая форма досуга, укрепляющая семейный иммунитет. Ради этого и придумано «Гнездо».
– Идея фестиваля живёт. Преодолевает свои трудности. Требует эмоционального вложения. Но дети ждут, люди хотят, ищут материал, – рассказывает педагог, режиссёр, идейный руководитель фестиваля семейных театров Юрий Орнатский.
26 марта, в 12.00, в актовом зале 662-й детского сада- школы состоится третий театральный семейный праздник. Изюминкой этого года станет выступление петербургской семьи с кукольным представлением.
– Жизнь нас всех разъединяет, а я хочу, чтобы люди объединялись. Вокруг театра.
С помощью театра. А театр не только объединяет, но и облагораживает…

«Вешалка»
смогла вырастить свою публику

Говорить, что любовь к театру прорастает сама собой – рано. Любое театральное событие надо организовывать. На первый фестиваль «Вешалка» в 2010 году зрителей отправляли по пригласительным билетам. Применили психологическое воздействие: раз мне подарили билет, то приду.
В прошлом году пригласительных уже не было, а зал был полон. На «Вешалку» шли, её ждали. Потому что за несколько лет фестиваль смог вырастить в Кронштадте свою публику.
Изюминка проекта, придуманного творческим объединением «Культурная столица», такова: дать молодым актёрам – выпускникам творческих вузов – показать широкому зрителю своё мастерство, а зрителю подарить возможность встречи с искусством отличного петербургского качества. И всё совершенно бесплатно.
– Благодаря нашему фестивалю, Кронштадт, как минимум, стал известен театральной общественности Санкт-Петербурга, – говорит Алексей Матвеев, руководитель «Культурной столицы». – За пять лет на острове побывали около сотни известных театральных деятелей, почти тысяча молодых актёров. «Вешалка» стала новой культурной традицией. Но для того, чтобы Кронштадт стал, действительно, важным театральным центром, необходимо поддерживать таковой статус ежедневно и круглогодично интересными событиями и масштабными проектами, а не только в День театра.

Серафима БЕЛЕВИЧ

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: