Созвучие музыки и души

В наше суетливое, зашумленное время так дорого обрести хоть ненадолго островок искренности, теплоты и тихой радости. Вот таким островком является для нас, детей и родителей, хоровая студия «Созвучие» в ДДЮТ «Град чудес».

Седьмого апреля, в праздник Благовещения, у нас была очередная встреча в музыкальной гостиной. Мы говорили о колыбельных – этой настоящей материнской поэзии. Первые слова, с которыми сталкивается ребёнок, приходя в мир, это речь матери, её ласковый разговор, колыбельная.

Колыбельная песня – гениальный сплав мелодии, ритма, плавного движения и слов – отражает оптимальное для каждого возраста соотношение воздействий, необходимых для нормального физического, психического и умственного развития ребёнка. Поэтому она является частью самой древней педагогики пестования, рождённой любящим и мудрым сердцем матери, совокупным опытом народа. Женщина в этих несложных напевах находила также выход своим чувствам и получала умиротворение. Интересно, что ритм колыбельной соответствует сердечному ритму.

Через пение ребёнок получал и первые уроки музыки. Дети, которым поют колыбельные, раньше начинают гукать, у них раньше развивается гортань.

Колыбельная матери знакомит ребёнка с окружающим миром, своим местом в нём, научает понимать заботы семьи, назначение отдельных предметов.

То есть в воспитательную задачу входило построить модель мироздания и дать ребёнку важнейшие пространственные и смысловые ориентиры.

Хорошо известно, что дети, вообще лишённые словесного – любого – общения до года, страдают неспособностью выражать свои чувства словами, у них беднее запас не только
слов, но и образов. Упущенное до года время не компенсируется, и такие люди остаются немного Маугли. Но самое печальное, что отсутствие словесного контакта и ласки в этом возрасте, подрывает доверие к миру, ведёт к повышенной тревожности.

Собственно, эту же мысль, но музыкальными средствами, мы и хотели донести во время нашей встречи, показав красоту этого творческого жанра. Мамы и бабушки (М. А. Восканьян, Н. А. Братчикова, Т. С. Родзевич) пели колыбельные, сочинённые композиторами, и говорили тёплые слова, рождённые из своего опыта. Дошкольники на удивление внимательно слушали. Потом сами спели несколько песенок, очень ладно и с вдохновением. За что в конце праздника получили по булочке-жаворонку. Пели выпускники студии и старшеклассники. Александр Павленков исполнил колыбельную собственного сочинения.

Надо сказать, что педагоги студии умудряются ненавязчиво решить главную проблему обучения: понудить к труду и не угасить при этом творческое начало в ребёнке. И дети благодарно раскрываются и приносят плоды, всякий в своё время. Нередко любовь к музыке помогает выбрать профессию: Ксения Попова стала студенткой колледжа культуры и искусств, Анастасия Бунь – студенткой университета имени Герцена, Александр Павленков увлечён историей, но и музицирует он с удовольствием, Дария Пылыпива, несомненное дарование, чтобы ни выбрала, не остановится в своём музыкальном развитии, так как её пение приносит радость и ей, и другим людям.

Студия существует с 1991 года, тихо и мужественно делая своё благородное дело. Хоровое пение воспитывает музыкой и словом, приучает детей слушать друг друга, будит творческое мышление. Хочется поблагодарить руководителей студии: Ольгу Юрьевну Кузнецову (хормейстер), Лилию Анатольевну Павловскую (концертмейстер), Наталью Яковлевну Балабанову (педагог по классу фортепиано), Елену Ивановну Каримову (сольфеджио и музыкальная литература) не только за профессионализм, но и за материнское отношение к нашим детям.

Марина Восканьян

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: