Время читать

Дыханьем, звуком и огнём

dudkinaМы по большей части ленивы и нелюбопытны – приходится в этом признаться. И спасибо тем, кто нас будоражит, куда-то зовёт за собой, кто ищет и находит, и нам подносит на блюдечке. В этом случае я имею ввиду сотрудников кронштадтских библиотек. И среди них – Любовь Вениаминовну Лимонову, заведующую филиалом ЦБС. Её вкусу можно довериться безусловно. Признаюсь, что несмотря на филологическое образование и симпатию к бардовской песне, Любови Лимоновой я обязана открытием имён поэта Бориса Рыжего и барда Натальи Дудкиной. Встреча с творчеством Дудкиной состоялась в конце марта, в филиале ЦБС на улице Аммермана.

На запад, на север, на юг
Мотали мы трассы России.
Но если б вы только спросили,
Что в душу запало мою,
Тогда бы ответил вам просто:
Не храмы да рощи вдали,
А женщины на перекрёстках,
Менявшие жизнь на рубли.
Глядят с ожиданьем в очах,
Стоят, обнаживши колени,
Спасают семейный очаг
Кормилицы русских селений.
Их судьбы одну за одной
Забьёт, как патроны в обойму,
На самое горькое дно
Колёсами фур дальнобойных.
Мне трассой до Питера мчать,
И будет вдоль всех её точек
Валдайский звенеть колокольчик
Вдоль бездны российских обочин
И цену свою назначать.

Вспомнились 90-е годы, когда была написана песня. Да что там 90-е, и сегодня немногим лучше живёт российская глубинка. А поёт об этом изящная женщина с нежным голосом. О себе говорит слегка иронически, в третьем лице:

«Родилась на Урале, росла в Калуге, училась в МГТУ им. Баумана, проживает в Москве. Замужем. Воспитывает дочь и двух кошек на высоких принципах авторской песни в собственном исполнении.

Песни начали появляться лет с двенадцати, но архивных записей раннего периода, cлава Богу, не сохранилось. С авторской песней познакомилась, учась в институте. Правда, к тому времени не только слушала, но и исполняла на школьных вечерах песни Александра Дольского «Алёнушка» и Вадима Егорова «Я вас люблю, мои дожди» с неизменным успехом, под грифом «народные».

Позже принимала посильное участие в работе клуба авторской песни города Калуги, где терпеливо изучала творческое наследие великих (Окуджавы, Визбора, Никитина, Кима, Берковского, Егорова и Мирзаяна преимущественно).

Помимо трудов на ниве авторской песни работала мастером по электроснабжению в солнечном Забайкалье, руководителем кружка в Доме пионеров, инженером в СТАНКИНе, корреспондентом в Издательском Доме «Коммерсантъ».

Сегодня для Натальи её песни – главное занятие. «Дом» – одна из самых известных и популярных.

Мне сегодня снился дом,
Где всё так, как я хочу,
Приручать чужое счастье
Мне уже не по плечу.
Снится дом который год,
Но мечта – вода в горсти:
Ведь не даёт Господь того,
Что не сможешь унести.

Наталья – счастливый человек со сложившейся судьбой. Любимая семья и свой дом, который, наверное, похож на тот, о котором мечталось. Хотя что мы знаем о счастье и о мечтах? Только то, что нам скажет поэт. А поэт – это человек с неспокойной душой. Но он, в отличие от нас, счастлив тем, что может выразить свои чувства стихами и музыкой. И ощущает высокое родство, как в песне «Таруса», где Наталья прикасается к судьбе Марины Цветаевой.

Там наша раненая роща.
Забыть её, конечно, проще,
Как позабыли мы в бреду,
Что не прогресса жадный росчерк
На небе начертал звезду.
И не железными руками,
А грозовыми облаками,
Дыханьем, звуком и огнём
Творилось это чудо мира,
Где нет ни капищ, ни кумира,
И чудо днесь сокрыто в нём.
Мой друг, поехали в Тарусу.
Там та же грязь и те же трусы,
Но есть высокие черты
Непроданной российской Музы
И неразорванные узы
Любви, добра и красоты.

Поэт не подчиняется конъюнктуре, он кожей, нервом чувствует, где болит. Наталья пишет песню «Постсоветский вальсок» как дочь обеих стран – России и Украины. Это про развал СССР, это – про «трещину, прошедшую через сердце поэта».

В неуютной и хмурой Москве
Узнаю я по лицам измученным
Иностранок хохляцких кровей
С их украинской мовой тягучею.
Это сёстры мои, это боль,
Соль твоя, обнищавшая житница.
Как я с детства гордилась тобой,
Полукровка, российская жительница.

Сегодняшний день добавил боли в эти строки. Настоящее чувство, талантливое слово порой даёт для понимания жизни больше, чем газетные строки или слова телевизионных комментариев.

На вечере поэзии в библиотеке песни Натальи Дудкиной звучали в видеозаписях. А ещё – читали её стихи. Тонко, мастерски это делали Татьяна Аникеева и Любовь Лимонова.

– Собственное сердце при этом, конечно тратишь, иначе невозможно, – говорит Любовь Вениаминовна, – но силы тебе возвращаются удесятерёнными, когда ты видишь, какую работу проделали произнесённые тобою слова, как загораются или наполняются слезами глаза у слушателей. О, это магия! Ничто другое так не вдохновляет, как воспоминания об этих минутах единения, когда ты дышишь с залом в одно дыхание. Говорю об этом не похвальбы ради, а как раз для того, чтобы выразить признательность моим дорогим слушателям, ведь без них ничего бы не вышло.

Прощаясь, верные члены неформального клуба любителей поэзии благодарили Любовь Лимонову за ещё одно открытое имя – «будем слушать, читать, искать песни Натальи Дудкиной». Библиотеки находят новые способы воздействия на читателей, привлечения людей к слову: напечатанному или звучащему – не так важно. Важно, что лавине массовой культуры, попсы всех видов и способов доставки к нашему сознанию, успешно противостоят настоящие работники культуры – кронштадтские библиотекари. Спасибо им!

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: