Светлая память

Последние аплодисменты Владимиру Ладанову

ladanovВ день вёрстки номера на кронштадтском городском кладбище Театр Балтийского флота провожал в последний путь своего коллегу, друга, дорогого члена этой небольшой театральной семьи – Владимира Ладанова. Его не стало 30 января. Молодой, в мае актёру исполнилось бы 43 года, он теперь навсегда останется для своих зрителей таким, каким они видели его на театральных подмостках. О том, что осталось за кулисами, корреспонденту «КВ» рассказали актёры ТБФ. Театр Балтийского флота в трауре.

Весной 2014 года в рамках режиссёрской лаборатории, состоявшейся в театре Балтийского флота, в поставленном за три дня эскизе спектакля «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимир Ладанов играл Петра Рудакова. В переломный момент судьбы его герой, уходя на войну и оставляя в родном селе жену и детей, сажал дерево, а потом будучи уже гостем с того света, невидимым призраком, нестираемым воспоминанием, под этим же (уже выросшим) деревом наблюдал за послевоенной жизнью своей дочери, соседей, друзей. В белой домотканой рубахе, с крестом на груди, какой-то нездешний, он казался зрителям, сидящим на сцене, таким далёким там, в центре освобождённого от кресел большого зрительного зала. Это было его пространство – пространство вечности… Именно эта сцена сразу же всплыла в моей зрительской памяти, когда трагическая новость о смерти Владимира пришла и в нашу редакцию.

Михаил Смирнов, художественный руководитель Театра Балтийского флота:
– Это был увлекающийся и разносторонне развитый человек театра. Он занимался режиссурой, сценографией, всегда помогал выдумывать разные трюки и фокусы, необходимые для спектаклей. Он вообще любил выдумку и ценил юмор. Всегда брал на себя сочинение театральных капустников. В последнее время увлёкся сочинением детской сказки, и вся труппа старалась это его увлечение всячески поддерживать. Впервые я увидел Володю в роли Медведенко в спектакле «Записные книжки Тригорина» и сразу обратил на него внимание как на содержательного, вдумчивого, талантливого артиста. Мне бесконечно жаль, что Володя ушёл от нас. Больно и горько.

Труппа театра Балтийского флота потеряла очень хорошего актёра. Владимир Ладанов был органичен в самых разных жанрах: и в комедии, и в драме, и в детской сказке. Никогда не наигрывал. Не тянул на себя. Выручал. Великолепно импровизировал. Всё время что-то придумывал: от театральных трюков до декораций и бутафории. Мастер с золотыми руками. И великолепный партнёр, что
в актёрской среде ценится на вес золота.

Владимир отдал Кронштадту 20 лет жизни. Если быть точной, осенью было бы 20. Приехал сюда в 1995-м. Из Тамбова. За плечами полученное в Тамбовском филиале Московского государственного института культуры актёрское образование и год работы в местном театре. Молодой, энергичный, он легко влился в труппу. И впервые вышел на сцену ТБФ в образе гриба Лисички в любимой до сих пор юными театралами сказке «Жили-были две лисички».

Светлана Соловьёва, актриса:
– Я Володю очень любила. Он был мне близок и на сцене, и вне её. Талантливый, искренний, с удивительным чувством юмора, которое не раз выручало в работе, он мог буквально одним словом помочь на сцене. В нескольких спектаклях мы работали в паре и на сцене у нас сложились почти семейные отношения. Он всегда был удивительно органичен.

А далее последовало участие в классической комедии Александра Островского «Богатые невесты», с которой театр ездил в Петербург на фестиваль «Балтийский дом». Мощная работа в спектакле по пьесе Артура Миллера «Все мои сыновья» – у Владимира Ладанова роль Джорджа Дивера. Ещё одна драматическая роль – Михеев в военной драме Бориса Вахтина «Синяя-синяя речка». В финале спектакля его герой, погибший на Великой Отечественной войне, являлся своей жене Полине (которую играла Светлана Соловьёва) с того света. «Я буду всегда к тебе приходить и всегда с тобой разговаривать…» произносил он. И, слушая, как читает Ладанов этот заключительный монолог, не стесняясь, ревели не только дамы в зале, но и актрисы за кулисами.

Наталья Ермолаева, актриса:
– Таких тактичных и деликатных людей я почти не встречала. А ещё он умел совершенно по-детски удивляться, особенно людям. О его таланте и абсолютной честности на сцене говорить излишне. У него всегда было много идей, очень интересных, режиссёрски-разработанных, но он не мог себе позволить предложить другим что-то, пока у него самого не будет полной картинки в голове, от и до. Очень будет не хватать его чувства юмора и отзывчивости.

Коронной, любимой, виртуозно сыгранной стала для Владимира Ладанова роль изворотливого слуги Моски в комедии шекспировского современника Бена Джонсона «Вольпоне и наследники». Спектакль этот был построен на дуэте двух Владимиров – Ладанова и Филиппова. Последний играл скрягу, капризного старикана Вольпоне, хозяина Моски. Спектакль, поставленный предыдущим художественным руководителей ТБФ Юрием Николаевым, был сыгран на разных подмостках, с ним часто гастролировали, как несомненная удача театра он был перенесён на новую сцену после переезда. Одним словом, эту комедию Филиппов и Ладанов играли в течение 15 лет, не позволяя себе замедлить ритм, снизить остроту шуток. Теперь, когда одного из них не стало, спектакль обречён на смерть. Без Ладанова-Моски это будет уже не тот легендарный «Вольпоне».

Иван Осипенко, звукооператор:
– Прекрасный актёр на сцене и добрейшей души человек в повседневной жизни. Всегда был добрый, понимающий и очень скромный.

В современном репертуаре актёр был также востребован. В списке ролей – герой-любовник Саша в комедии Бориса Вахтина «За что ты меня не любишь?»; Он в первой из трёх новелл гротескового спектакля «Прелести измены» по пьесе Валентина Красногорова; Михаил в комедии того же автора «Любовь до потери памяти»; Виталик – муж главной героини в спектакле по пьесе Юрия Полякова «Женщины без границ»; Медведенко в вольной интерпретации «Чайки» Антона Чехова, созданной Теннесси Уильямсом, – «Записные книжкиТригорина»; увалень и мамин великовозрастный сынок Петер в комедии Франца Крёца «Без меня меня женили». А вот в постановках молодого художественного руководителя театра Михаила Смирнова Владимир Ладанов выйти на сцену так и не успел, хотя репетировал роль Малыша Бобби (спектакль по пьесе Мартина МакДонаха «Калека с острова Инишмаан») и Сотникова (спектакль «Заплутавший на войне человек» по мотивам повести Василя Быкова «Сотников»).

Вне сцены это был добрый, светлый, одинокий и уставший человек. Несмотря на болезнь, в последние годы Владимир активно постигал новые для себя роли. Заочно учился на режиссёра в Российском университете театрального искусства (ГИТИС) и был на хорошем счету у мастеров курса, народных артистов России Михаила Левитина и Михаила Филиппова. До диплома оставалось два года… Летом 2014-го Владимир начал сочинять стихотворную сказку в японском стиле и сумел вовлечь в этот процесс труппу ТБФ. Актёры с удовольствием репетировали, уже был готов реквизит: японские веера, парики, кимоно… Какова будет судьба этой постановки? Автору этих строк актёр и режиссёр Владимир Филиппов обещал, что доведёт её до премьеры и выпустит этот спектакль в память о своём друге – Володе Ладанове.

Владимир Филиппов, актёр и режиссёр:
– Вова не был премьером, не лез в лидеры. Скромный, тихий, тактичный. В сказках отлично импровизировал. Как мы там с ним хулиганили на сцене! Отличный партнёр, это вам каждый скажет. Рядом с ним ничего не страшно… А ещё он был необыкновенно смешливый. Это верный признак душевной доброты. 15 лет мы играли вместе в спектакле «Вольпоне и наследники». Теперь придётся этот спектакль снять. Потому что я не буду играть его с другим. Ни с кем не буду играть. Или пусть вводят сразу двух актёров…

Из всего репертуара Театра Балтийского флота Владимир Ладанов особенно любил спектакль «Бесприданник», хотя там никогда не играл.

На следующий после смерти Владимира день, в воскресенье, 31 января, на сцене ТБФ шла как раз эта комедия. Те, кто был в зале, не дадут мне соврать – актёры играли великолепно,
на одном дыхании, искромётно. Для Володи. В течение 15 минут длились аплодисменты.

4 февраля совсем другие аплодисменты были слышны на кронштадтском кладбище. Благодарные и прощальные. Такова традиция. Актёра провожают, аплодируя. И пусть земля ему будет пухом.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото Марата ТКАЧА и из архива театра

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: