У вас «особый» ребёнок

Кто же такой «особый» ребёнок? Это ребёнок, который имеет в своём развитии ряд отклонений от нормы, возникших в результате повреждений центральной нервной системы (во время беременности или родов, либо на генетическом уровне).

Не корите себя

За 15 лет своей педагогической деятельности и непосредственной работы с детьми раннего возраста, могу сказать, что за последние годы в семьях всё чаще и чаще стали появляться дети с различными отклонениями в психическом и физическом развитии, с тяжёлыми нарушениями речи. Появление такого ребёнка ставит перед родителями неожиданные проблемы и вопросы. Почему же так случилось именно с нами? Что будет с нашим малышом? Как его воспитывать и учить? Во-первых, дорогие родители, ни в коем случае не корите себя и друг друга в случившемся, не впадайте в депрессию или панику, не замыкайтесь и, конечно, не отстраняйтесь от ребёнка! Он не такой, как вы ожидали? Но ребёнок родился, и он теперь ваш, и как он будет расти и развиваться, во многом теперь зависит только от вас — близких ему людей.

Как воспитывать?

Очень важно правильно его организовать. Это значит не впадать в крайности. Первая, когда ребёнку не уделяют должного внимания, и он растёт, как сорная трава, предоставленный самому себе. Или начинают требовать от него невозможного: ругают и наказывают за то, что он не может что-то выполнить в силу своего диагноза. Это бывает тогда, когда родители не понимают или не хотят принимать ребёнка таким, какой он есть. Вторая крайность, когда начинают чрезмерно жалеть и баловать, оберегая его от всех трудностей, стремясь всё выполнять за него, внушая этим ему, что он больной, слабый, немощный. В результате такого воспитания дети становятся беспомощными, эгоистичными, безвольными и заметно отстают в своём развитии. С самого раннего возраста (от 1 года до 3 лет) с ребёнком, имеющим как небольшие отклонения от нормы, так и тяжёлые, необходимо систематически и упорно заниматься. Занятия не просто пойдут ему на пользу, но и облегчат жизнь родителям, несмотря на то, что реальные результаты могут появиться нескоро. Важно всё время любить и поддерживать своего малыша, признавать и ценить его индивидуальность, как дома, так и в обществе, независимо от его способностей.

Разговаривайте!

Нужно общаться с ребёнком с первых дней его жизни, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью со спокойной интонацией. Весь период младенчества (от рождения до года) с ним необходимо всё время разговаривать. Будем мыть ручки, где твоя ручка? Будем умываться, возьмём мыло и так далее. Хороша здесь какая-нибудь песенка или потешка. У «особых» детей может быть затруднено понимание речи, задержка в лепете, в умении подражать говорящему. Задержка речи бывает и у здоровых детей до 2-4 лет и происходит это потому, что с ними совсем не разговаривают!
Имитируйте поведение младенца: повторяйте его звуки, выражение лица. Используйте «детскую речь». Говорите медленно с длинными паузами, нараспев. Используйте монолог в форме диалога: обращаясь к малышу с каким-нибудь вопросом и подождав немного, отвечайте за него. Повторяйте за ребёнком любые вокализации (протяжные гласные звуки нараспев), слоговые цепочки. Чётко произносите звуки с выделением («б-б-б», «а-па»).

Тормошите ребёнка, часто поглаживайте, прижимайте к себе, пощипывайте губки, щёчки, называя их. Произносите его имя с разной интонацией, находясь то с левой, то с правой стороны от него. Обучайте слоговым дорожкам с чёткой артикуляцией губ перед лицом ребёнка («ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма»). Учите узнавать предметы, отвечающие на вопросы: «Что это?», «Кто это?».
Формируйте указательный жест, а при общении с ребёнком используйте жесты, подкрепляющие слова (например, «Дай!» — нужно быстро сжать и разжать пальцы протянутой руки; «На!» — протягиваете руку с предметом; «Спасибо!» — кивок головой; «Нет!» — поворачиваете голову влево, вправо).
Помните, что жестовому языку должен учиться обязательно взрослый. Развивать выдох (дуйте вместе на кусочки ваты, бумажку, задувайте свечки). Занимайтесь развитием мелкой моторики пальцев рук (рисуйте пальчиками, ватными палочками, кусочками губки и комментируйте то, что рисуете: «Это дорожка (или забор)», «Кап-кап-кап, дождик».
Стимулируйте речевую активность — при одевании, кормлении, купании, приготовлении пищи ведите «параллельный разговор».
Интерес и речевую активность вызывают заводные игрушки, ребёнок может начать подражать их движениям, лепетать: мя, мяу, кси так далее. Здесь родители помогают малышу, повторяя слоги той игрушки, которую завели: курочка — «ко-ко-ко», лягушка — «ква-ква-ква», корова — «му-му-му».
Работайте с альбомом семейных фотографий: листайте страницы, рассматривайте фото, называйте, кто на них изображён; просите малыша показать, где на фото мама, папа и другие члены семьи. В книге попросите показать, где на картинке собачка, кот, мишка и так далее.

Где найти поддержку
и помощь?

Родителям «особого» ребёнка кажется, что они остались один на один со своими проблемами. Но это не так! Поверьте, в вашем окружении обязательно найдутся люди, которые знают, что значит растить малыша с отклонениями в развитии. Поговорив с ними, вы узнаете много важного: от адресов реабилитационных центров до адресов детских садов и контактных телефонов специалистов. У мам и пап, которые дружат с интернетом, есть много возможностей! На сайтах и в сообществах немало интересной и полезной информации, там же можно пообщаться с родителями особых детей, обсудить проблемы и найти решение. В частности, в группе реабилитационного центра Кронштадта «Забота, помощь, милосердие» и в группе «Лучики» в социальной сети «ВКонтакте» можно познакомиться с работой отделения раннего вмешательства, задать интересующий вопрос специалистам. Дорогие родители, наберитесь терпения, упорства и целеустремлённости в воспитании и развитии своих малышей!

Татьяна Моисеенко,
учитель-дефектолог

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: