Вся правда о скромном учителе лепки, или У Вениамина Георгиевича — юбилей!
В. Г. Сидоренко.
«Грустные птицы».
Медаль, бронза, 1987,
находится
в Государственном
Русском музее
В галерее ДХШ им. Аникушина 1 декабря открылась выставка работ педагога детской художественной школы, доктора искусствоведения, Заслуженного художника России Вениамина Георгиевича Сидоренко. Экспозиция «Рисунок. Скульптура. От наброска до произведения» приурочена к празднованию 75-летнего юбилея автора и представляет разные грани таланта большого художника,чаще всего скрывающегося под маской скромного учителя лепки. Все, кто уже посетил выставку, смогли познакомиться с Вениамином Георгиевичем не только как с монументалистом, но и как с автором многочисленных медалей, камей, монет, памятных досок, скульптур малой формы. Но главный акцент создатели выставки сделали на увеличенных в несколько раз графических набросках, эскизах и рисунках, показав таким образом юному поколению, что и скульптору обязательно быть хорошим рисовальщиком.
35 лет преподаёт
в ДХШ
Вениамин Георгиевич Сидоренко родом из Сибири (родился в городе Ишиме). Приехал в Кронштадт по распределению. В 1978 году. Молодому скульптору, выпускнику Ленинградского художественного училища им. В. А. Серова несказанно повезло: остаться практически в Ленинграде, с которым было так много связано ещё со времён службы в армии, стать частью коллектива молодой и уже отлично себя зарекомендовавшей на тот момент художественной школы Кронштадта – о таком можно было только мечтать.
«Как ни странно, но он у нас задержался. Видимо, мы нашли общий язык», – говорит директор ДХШ им. Аникушина София Михайловна Кувайкина.
С Вениамином Георгиевичем она знакома уже 35 лет. И благодарна мастеру за то, что всё, чего он достиг за эти годы творческой деятельности в Кронштадте, было сделано без отрыва от занятий с юными художниками. Дети могли наблюдать, как создаются скульптуры: будь то парадный портрет Петра I (установленный в 2004 году на Кроншлоте, он был создан «по образу и подобию» того монумента, что был отлит ещё в 1804 году по проекту Растрелли) или скульптура Гавриила Романовича Державина (одна из последних на сегодняшний день крупных работ, созданная для петербургского Музея Г. Р. Державина и русской словесности). Иногда, считает директор ДХШ, на ученика лучше воздействует пример учителя, работающего бок о бок с учеником, чем сотни разъяснений и объяснений.
«Важной частью своей преподавательской работы считаю эстетическое воспитание детей в рамках школьной программы, – однажды написал сам Вениамин Георгиевич, анализируя свой педагогический метод. – Уроки скульптуры стараюсь организовать так, чтобы пробудить интерес к предмету, сделать всё возможное, чтобы ученики стремились овладеть первоначальными навыками пластического мастерства. Главная задача – воспитать уважение к профессионализму в творческом процессе создания скульптурных произведений».
Единственный Заслуженный художник
в Кронштадте
Немногие дети, обучающиеся у Вениамина Георгиевича Сидоренко, знают, кем на самом деле является их скромный педагог по лепке. А преподаёт им человек уникальный — член Союза художников России с 1981 года, Заслуженный художник России с 2005 года (единственный с таким званием в Кронштадте), постоянный участник всероссийских и зарубежных выставок, автор установленных в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Туле памятников, бюстов, мемориальных досок.
Работы Вениамина Георгиевича Сидоренко в станковой композиции, медальерной пластике и глиптике (искусстве резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням) находятся в собраниях лучших музеев страны: 8 работ — в коллекции Государственного Эрмитажа, 12 работ – в Русском музее, 5 – в Государственной Третьяковской галерее, а также среди экспонатов музея
А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, художественных музеев Ярославля, Сочи, Екатеринбурга, Барнаула. За границей тоже знают о талантливом кронштадтском скульпторе — в Музее русского искусства в Париже (Франция), в Доме российско-японской дружбы в Саппоро (Япония), в музее Нанохана-хол в Сумото (Япония). Работы Вениамина Сидоренко находятся и в частных собраниях на территории Германии, Италии, Финляндии, Швейцарии, Люксембурга, США.
Основными темами в медальерной пластике и скульптурных произведениях Вениамина Георгиевича Сидоренко являются исторический портрет, античные и библейские сюжеты, представленные в авторской трактовке. Особое место в творчестве скульптора занимает работа над образом Пушкина. За серию медалей, посвящённых «солнцу русской поэзии», он был награждёнПушкинской медалью к 200-летию со дня рождения поэта (в 1999 году). Созданный несколько раньше (в 1996 году) портрет Александра Даниловича Меншикова для музея-заповедника в Ораниенбауме был отмечен медалью Фонда Светлейшего князя А. Д. Меншикова. Сам же скульптор наиболее значительным этапом в своём творчестве считает участие в воссоздании горельефов на стенах Храма Христа Спасителя в Москве (в 1998-1999 годах).
В кругу коллег
и учеников
В 2000-х годах Вениамин Георгиевич Сидоренко выполнил четыре горельефных композиции на тему «Война 1812 года» для Государственного Музея-усадьбы Остафьево, создал для этого же музея три медали, посвященные Н. М. Карамзину, А. И. Вяземскому и
П. П. Вяземскому, изготовил мемориальную доску с портретами Николая II и Рамы V короля Сиама, установленную на флигеле Большого Петергофского дворца. За творческие достижения и активное участие в культурной жизни города был награждён медалью «300 лет Санкт-Петербургу» и орденским знаком «За заслуги перед Кронштадтом».
Однако творческие люди ценят тёплые слова коллег и благодарные — учеников, чуть больше, чем награды и медали. На выставке, открывшейся в 75-й день рождения скульптора, было сказано много тёплых слов. Поздравить юбиляра приехали друзья, коллеги, медальеры и художники. Пришли и выпускники ДХШ, некоторые из которых выбрали своим делом скульптуру – вдохновлённые на уроках Вениамином Георгиевичем Сидоренко.Теперь в Союзе художников они выставляются наравне со своим мастером и учителем.
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото из архива ДХШ
В. Г. Сидоренко в кругу учеников — выпускников
ДХШ им. Аникушина
Выпускники
об уроках
В. Г. Сидоренко
Анастасия Бажанова: «На уроках лепки мы абсолютно всё делали сами. Вениамин Георгиевич лишь задавал процессу нашего обучения нужное направление. Нам позволялось творить и искать. Этот педагог никогда не был участником твоего личного творчества, он лишь давал объективную оценку работе и говорил, что стоило бы сделать иначе для лучшего воплощения замысла. Такой подход к преподаванию мне до сих пор кажется замечательным: каждый из нас прошёл свой маленький путь скульптора под чутким руководством выдающегося мастера».
Елизавета Садкова: «Он всегда давал свободу творчеству. Лепили так, как получалось, у кого-то лучше, у кого-то хуже. Он только направлял. А ещё он много шутил с нами… Помню, как он при нас лепил бюст Петра I, именно тогда мы и узнали, что Вениамин Георгиевич — не просто преподаватель лепки, а заслуженный скульптор…»
Никита Еремеев: «Он относился к нам, как к равным, тихо и спокойно объяснял и уходил к себе в мастерскую, которая находилась рядом, и в которую мы любили заглядывать. Видели, как он или рисовал что-то, или набирал пластилиновую массу на каркас… А мы сидели, думали, иногда шумно думали, — для него это всё было нормой, творческой атмосферой. Но иногда он нас и на ключ мог закрыть, пока порядок в аудитории не наведём. Помню, подойдёт, подскажет и в самую точку. Каждого он мог понять с полуслова и каждому позволял проявить себя в той теме, что была интересна. И у всех всё получалось».
Екатерина Покуришкина: «На его занятиях царила удивительная атмосфера, просто неповторимая. Сейчас, будучи сама художником и преподавателем, я понимаю, как это сложно — уделять абсолютно каждому ребёнку на занятии столько тепла и внимания. А Вениамин Георгиевич с этой задачей справлялся легко. И всегда с пониманием относился, если что-то не получалось, старался помочь, очень мягко подкорректировать»
В. Г. Сидоренко.
«Грустные птицы».
Медаль, бронза, 1987,
находится
в Государственном
Русском музее
В. Г. Сидоренко.
«Пушкин — отрок».
Медаль, бронза, 1996-1999. Находится в Эрмитаже
Написать комментарий: