Плавучий маяк… «уплыл»
Плавучий маяк «Ирбенский» покидает Кронштадт.
С 1962 года служил в Ирбенском проливе. С 2009-го был списан и брошен. С 2015-го является экспонатом Музея
Мирового океана
Плавучий маяк на Морском заводе. Корабелы Кронштадта дали гарантию, что после ремонта «Ирбенский»
смело может выходить в море
Единственный оставшийся в России плавучий маяк «Ирбенский» (1962 года постройки) вышел из гавани Кронштадта 23 июня, чтобы совершить, возможно, последний в своей жизни морской поход. Теперь его адрес: Калининград, Набережная исторического флота, Музей Мирового океана. Переход завершился благополучно – и в ночь с 29 на 30 июня буксир «Тур» доставил необычный музейный экспонат к месту его новой стоянки.
Вести из Калининграда
Ярко-рыжий «Ибренский» с маячной мачтой на борту с 2015 года является экспонатом Музея Мирового океана. Это шестое историческое судно, входящее в музейную флотилию. «КВ» связался с Калининградом, чтобы узнать, как чувствовало себя судно во время транспортировки.
– Во время похода «Ирбенский» вёл себя хорошо и практически не принял внутрь корпуса ни литра забортной воды, – сообщил Алексей Шуткин, заместитель гендиректора музея по флоту и общим вопросам. – Все погодные неожиданности мудрый капитан буксира «Тур» переждал под прикрытием острова Саарема, а когда ветер поутих, продолжил путь без приключений. Встречали судно ночью. У нас мост тоже разводят только ночью. На набережной собрались неравнодушные жители Калининграда и сотрудники музея во главе с директором.
Морзавод сделал дело
«Ирбенский» смог счастливо преодолеть 560 миль (более 1000 километров) только благодаря комплексу восстановительных мероприятий, проведённому судоремонтниками Кронштадтского Морского завода.
В док для осмотра, ремонта и покраски плавучий маяк, более 20 лет проведший в запустении и фактически брошенный в гавани Ломоносова, был поставлен в конце ноября 2016 года. В ходе докового ремонта было проведено тщательное обследование корпуса судна и всей донно-забортной арматуры, обеспечивающей живучесть плавучего маяка. Корпус был очищен и заново покрашен, проведён ремонт винто-рулевой системы. Палубы судна в местах со сквозной коррозией были укреплены. Восстановлена герметичность всех иллюминаторов, дверей и люков корабля. В помещениях машинного отделения зафиксировано оборудование и механизмы. Прибывшие из Калининграда сотрудники Музея Мирового океана нашли маяк в достойном виде, в свою очередь, специалисты завода дали гарантию, что после проведённого ремонта «Ирбенский» смело может выходить в море.
Что будет на борту?
– Проекта переоборудования внутренних помещений ещё нет, – сообщил Алексей Шуткин. – Это дорогостоящий проект, и его за один день не сделаешь. Из 12 жилых кают, возможно, оставим две-три для команды, одну – для музейных смотрителей. Будет обустроена каюта капитана, радиорубка, маячная рубка. Может быть, оборудуем каюту для желающих остановиться на «Ирбенском». В трюме маяка имеются четыре отдельных помещения с высокими потолками, их мы могли бы объединить и отдать под экспозицию. Дело в том, что тема маяков до сих пор не отображена в Музее Мирового океана.
Как заверил заместитель гендиректора музея по флоту и общим вопросам, лампа над «Ирбенским» гореть будет. Конечно, линзы требуют реставрации. Но музей намерен восстановить световой сигнал, который в лучшие годы был виден за 12 морских миль (22,23 км). В отличие от звукового сигнала, когда-то настолько мощного (слышимость на 7,4 км вокруг), что включать его в черте города – значит доставлять неудобства жителям окрестных домов.
– Сроки создания экспозиции и открытия судна для публики зависят от финансирования, – слова Алексея Шуткина. – Если Министерство культуры помогать не будет, ремонт будет долгим. Музей также надеется на региональные власти.
Почему он от нас ушёл?
Пока судно было ещё в Кронштадте, корреспондент «КВ» попытался выяснить, почему Музей Мирового океана не оставил «Ирбенского» в Петербурге, как ледокол «Красин», или в Кронштадте – такие идеи тоже когда-то обсуждались.
– В Калининграде стоянка судна бесплатная, а в Петербурге аренда места очень высока, – ответил Алексей Шуткин. – Ледокол «Красин», например, стоит на участке, переданном музею в безвозмездное пользование. С «Ирбенским» – другая история.
Замгендиректора музея по флоту посетовал, что в Петербурге нынче всё очень дорого: ремонт, аренда причала, вывоз мусора. По его подсчётам, доковые работы на «Ирбенском» (это около 10 млн. рублей) можно было бы, будь судно в Калининграде, свести до 2 млн. – именно столько стоил ремонт другого музейного корабля, рыболовного судна СРТ-129, который на 4 метра короче «Ирбенского».
В итоге музей забрал последний существующий в России плавучий маяк в Калининград, где собирается продолжить его восстановление уже своими силами. Как это у них получится, покажет время. А у кронштадтцев теперь есть лишний повод поехать в самый западный город нашей страны – посмотреть на свет «Ирбенского».
Серафима БЕЛЕВИЧ
Написать комментарий: