Морскойзавод.Его настоящее и будущее

Статья_ВестникМы стоим у Южной стенки гавани на территории Морского завода.
– Смотрите, вот швартуется корабль. Это военный сухогруз. Мы будем ремонтировать его дизельный двигатель, – говорит Кирилл Корнилов, начальник дизельного цеха. Мы направляемся в этот цех, возрождённый руками рабочих и инженеров завода, предмет гордости заводчан. В первую очередь его и показывают гостям Морского завода.

SANYO DIGITAL CAMERAКирилл Корнилов, начальник дизельного цеха

Сегодня в рабочем состоянии ещё пять цехов: газотурбинный, корпусно-доковый, слесарный, технический и малярный. До былого величия заводу ещё далеко, но 740 рабочих мест для Кронштадта – это серьёзно. Правда, как рассказал ВРИО директора завода Анатолий Белоев, не все места заняты кронштадтцами. На заводе вахтовым методом работают жители Архангельска и Северодвинска. В руководстве предприятия много петербуржцев, они ездят на работу в Кронштадт. Сегодня завод может обеспечить работой ещё сто человек.
Напомним, что в начале 2000-х завод пережил трудные времена. Началась процедура банкротства. С 2005 года на заводе было введено внешнее управление. Это не принесло результатов, и в 2008 году производство было остановлено. Два года предприятие находилось в состоянии пациента, который «скорее мёртв, чем жив». В 2010 году на завод пришло новое руководство. ИО директора был назначен Анатолий Белоев.
«Кронштадтский вестник» тогда писал: «Начали с ремонта портовых и мостовых кранов, батопорта, инженерных коммуникаций и кровли. В июне приступили к ремонту кораблей. В числе первых на стапели встало военно-учебное судно ЛенВМБ «Перекоп».
Возрождённое предприятие с трудом набирало рабочих. Кадровый голод существует и сегодня.
– Заводу нужны квалифицированные рабочие и инженеры, – говорит ВРИО директора Анатолий Белоев. – К сожалению, за годы лихолетья потеряна преемственность поколений. Здесь ведь были уникальные династии! Вон у заместителя начальника дизельного цеха Германа Смирнова на заводе работал ещё прапрадед, семьями работали. Когда завод закрывали, остались долги по зарплате. Конечно, люди об этом помнят. Есть проблема и с подготовкой молодёжи. Местное ПТУ выпускает поваров и парикмахеров, и мы никак не можем договориться, чтобы там появилась группа ребят для работы на нашем заводе. Мы-то готовы всячески поддержать ПТУ, предоставить базу для обучения и практики, но пока вопрос не решается. А ведь было бы хорошо, если бы молодые люди сначала учились, а потом работали в родном городе.
Молодёжь – это будущее завода, а его опора – старые кадры. Николай Борисович Марьин – слесарь-ремонтник. На завод пришёл в 1967 году. Мы разговариваем с ветераном в уютной комнате отдыха цеха по ремонту дизелей. Только что закончился обеденный перерыв, и рабочие со словами: «Борисыч, отвечай на все вопросы за нас, а мы за тебя поработаем», уходят. Николай Борисович рассказывает, что в 1990-х увольнялся с завода, работал на форте Кроншлот. Министерство обороны наградило добросовестного работника медалью «300 лет Балтийского флота». Три года назад вернулся. Можно было бы и отдыхать – непрерывного стажа 44 года, но пенсия маленькая, да и привык работать в коллективе, дома скучно. В бригаде примерно поровну новичков и ветеранов. Приходится и работать, и учить. Он верит, что завод встанет на ноги, он искренне этого хочет, ведь здесь когда-то работало почти всё мужское население Кронштадта. Он помнит, как по заводскому гудку просыпались, а потом в толпе товарищей шли на свой завод.
У этого поколения несколько иное, чем у сегодняшней молодёжи, отношение к заводу. У Германа Юрьевича Смирнова это история семьи. Дома хранится фотография 1889 года. На ней прапрадед Николай Соколов, работник Пароходного завода. Любопытно, каким был завод в то время.
В летописи, изданной к 155-летию предприятия, читаем: с 1887 по 1903 годы завод освоил ремонт на всех классах и типах кораблей. Важнейшим видом работ было изготовление судовых механизмов и новых предметов по вооружению и снабжению судов флота. В рамках этого раздела первыми шли эскадренные броненосцы. Большие работы были проведены на ледоколе «Ермак», первом в мире ледоколе арктического класса, способном форсировать тяжёлые льды. Его замыслил знаменитый адмирал С. О. Макаров. Здесь же был оснащён и всем известный крейсер I ранга «Аврора».
Сам Герман Юрьевич учился в ЛВВМУ им. Ленина, закончил службу в 1999 году капитаном III ранга. Сейчас зам. начальника цеха, но тельняшку носит до сих пор. А ещё гордится дедом и бабушкой, которые пережили блокаду. Соколова Мария Ивановна всю войну работала в литейном цехе Морского завода. Герман Смирнов тоже верит, что у завода есть будущее.
Об этом же говорит и ВРИО директора Анатолий Белоев:
– Мы надеемся войти в федеральную целевую программу и получить деньги на восстановление завода. К осени закончим разработку программы развития предприятия. Сейчас мы имеем устойчивый рост производства. Если в 2011 году он составил 700 млн. рублей, то в 2012 уже 1 млрд. рублей, в 2013 – 1,3 млрд. рублей, прогноз на нынешний год – 1,6 млрд. рублей. Основная сфера деятельности завода – ремонт судов Военно-морского флота. Так что более 90% наших заказов поступает от Министерства обороны. Ремонтируем газотурбинные установки для военных кораблей, но несколько лет не было заказов для флота. Так что стали работать для Газпрома. В прошлом году был заказ из Алжира, а нынче выиграли конкурс, будем ремонтировать двигатели для Тихоокеанского флота. Эти двигатели делали на Украине, в Николаеве. Сейчас там сложная ситуация, так что, возможно, у нас работы прибавится.
Сейчас для Балтийского флота мы ремонтируем две подводные лодки. Одна из них уже проходит швартовые испытания. Это большой объём работ, ведь мы сдаём лодку, что называется, «под ключ». Для работ, связанных с ремонтом вооружения, привлекаем контрагентов. Завод готов принимать большой объём заказов и от коммерческих организаций. В этом году запланирован ремонт четырёх ледоколов для ФГУП «Росморпорт».
Кронштадтский морской завод начал свою историю 3 марта 1858 года как государственный механический пароходный завод. Его оборудование состояло из новейших механизмов и станков. Здание завода было воздвигнуто по чертежам архитектора А. С. Кудинова и представляло собой обширный комплекс квадратной формы с двумя проездами внутри и разветвлённой сетью рельсовых дорог для перевозки грузов между мастерскими. И сегодня старые стены завода впечатляют своей мощью и чистотой стиля. Постройки советского времени уже просто функциональны. В одной из них и находится возрождённый цех № 20 по ремонту дизелей и компрессоров. Начальник цеха Кирилл Корнилов с гордостью показывает стенды для испытания дизелей и дизель-генераторов. На нескольких установках проходят проверку дизели разной мощности – от 8 до 630 квт. А суммарная мощность всех устройств равна 1 мегаватт. В цехе есть современная покрасочная камера, так что изделия выходят к заказчику полностью готовыми. Вот и только что причаливший к Южной стенке военный сухогруз где-нибудь через месяц получит новенький, свежепокрашенный, тщательно проверенный на стенде двигатель и дизель-генератор.

На заводе в первую очередь обеспечивают госзаказ – ремонт дизелей для Российского флота, но работают и для коммерческих структур: дизельные установки нужны в добывающей отрасли, на стройках, на объектах связи. Кирилл Валентинович – потомственный инженер, опытный специалист-испытатель, он преподавал в Ленинградском высшем военно-морском инженерном училище им. Ленина, работал в ЦНДИ. Сегодня занимается производством, выводит его на самый передовой уровень. В цехе можно ремонтировать и испытывать на стендах не только отечественные установки, но и двигатели, произведённые за рубежом. А ещё Корнилов гордится тем, что всё здесь сделано руками заводчан, что за время простоя завода всё же не утрачены навыки качественной работы, есть прекрасные мастера и бригадиры, такие как бригадир Геннадий Викторович Денисенко.
Но старые специалисты всё равно со временем покинут завод, нужны будут свежие головы и молодые руки. Директор предприятия Анатолий Белоев надеется, что в ПТУ Кронштадта всё же откроют класс по подготовке рабочих для Морского завода. По его словам, есть договорённость с главой администрации Кронштадта Терентием Мещеряковым о передаче Морзаводу одного из находящихся на реконструкции жилых домов. Это будет коммерческое жильё. Его получат приглашённые на завод квалифицированные рабочие и инженеры. Город и завод тесно связаны общим прошлым и будущим.
Хочется верить, что спираль истории вновь развернётся в нужном направлении. Российский флот станет прирастать кораблями, а Кронштадтский морской завод будет, как и в старину, востребован, а также оснащён по лучшим мировым стандартам.

Галина Беляева

АВБелоевВРИО директора завода Анатолий Белоев

Из летописи завода

Поздней осенью 1703 года посреди Финского залива, на захлёстываемой волнами отмели, рядом с болотистым островом Котлин Петром Великим был заложен Кроншлот – первый форт Кронштадтской крепости, на два столетия ставшей важнейшей военно-морской базой русского флота, торговым портом. Ремонтные работы на кораблях начались на Котлине ещё при закладывании крепости. К 1724 году в порту Кронштадта базировался флот из 32 линейных кораблей, 16 фрегатов и почти сотни гребных судов. Ежегодно в порт прибывало около сотни торговых судов из Европы. На петербургских верфях строили корабли, а до ума доводили в Кронштадте. Становление в Кронштадте основной ремонтной базы русского флота на Балтике связано с именем императора Николая I. Начало его царствования было ознаменовано небывалым развитием отечественного кораблестроения.

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: