Новый учебный год – время перемен и открытий

Наш разговор с Еленой Евстафьевной Рыкиной, начальником отдела образования администрации Кронштадтского района, начался с воспоминаний о её школьных годах.

– Я окончила школу № 427, в которой училась все десять лет. И вспоминаю её с огромным удовольствием. Это всегда была большая и дружная семья, здесь знали каждого ребёнка – конечно, это и особенность маленького города на острове. Кстати, эта традиция сохраняется и сегодня. Огромное спасибо нашим учителям! С годами осознаёшь острее – было единение ребят, мы до сих пор встречаемся каждый год – классы «А» и «Б» – у нас было два класса выпускных. И ещё важно – нас хорошо учили, так готовили к выпускным экзаменам, что, не посещая никаких подготовительных курсов, а в те годы это было непросто в связи с нашим островным положением, мы легко поступали в вузы и техникумы.
– А если сравнить вашу школу 70-х – 80-х годов с сегодняшними? У Вас получается бывать в школах?
– К сожалению, редко бываю. Большая нагрузка. Но, конечно, видишь, где и как работают педагоги, нам и родители в соцсетях подсказывают. Мы знаем лучших учителей. Уроки посещают наши методисты. Мы видим итоги проверочных работ – российских и региональных, по ним ориентируемся, где и что нужно исправить, на что обратить внимание.
– Недавно я услышала такую аббревиатуру – ШНОР. Это что-то новенькое в оценке качества преподавания?
– Это расшифровывается как «Школа с низкими образовательными результатами». Учитываются результаты проверочных работ. У нас такое получилось в прошлом году в школе № 425. Выбор проверки может затронуть любой предмет и любую возрастную категорию. ШНОР – это на один год, это повод посмотреть, подумать, поискать узкие места. Что мы и сделали, в результате в этом году показали хорошие результаты. Так что школу исключат из этого перечня.
– Школы, они ведь очень разные, с разными возможностями, традициями, да и набор детей разный.
– Мы не отбираем детей. Но в 422-й школе есть отбор в математические классы, есть определённые критерии, ведь в этой школе более сильные дети углублённо изучают математику. Но в остальном мы стараемся создать равные условия для всех учеников. В школах разный состав учителей. Должны быть и опытные преподаватели с большим стажем, но и молодёжь. Важно и методикой преподавания владеть, и видеть новые тенденции, ведь мир меняется очень быстро.
– Что нового ждёт учеников и учителей в этом году?
– Появился в школьной программе «Разговор о важном». Разработаны темы для всех школ, они размещены на российских сайтах. Это и память
о Беслане, и тема блокады Ленинграда, и история родного города. Для нас – история Кронштадта. Сотрудники информационно-методического
центра встретились с руководителями всех музеев Кронштадта. Создали программу для разных возрастных категорий детей. Например, для начальных классов продумали экскурсию по «Острову фортов». Это погружение в историю Кронштадта.
То же и с Парком «Патриот», Музеем истории Кронштадта, Музеем госпиталя имени Семашко.
А вот частные музеи, с ними говорить сложно, они хотят проводить платные экскурсии, что и понятно, у них нет бюджетного финансирования. Ещё мы разработали программу для 8-х классов и в конце года проведём конкурс «Умники и умницы», а накануне Дня Кронштадта обязательно проведём ставшие традиционными «кронштадтские» уроки. Кстати, в своё время для дошкольников была разработана подобная программа, и она дала отличные результаты. Патриотизм начинается с малой родины, а Кронштадту есть чем гордиться.
– А чем может гордиться наше образование?
– Например, оценками по информатике. Средний балл ЕГЭ по России был в этом году 59,5, а у нас 64,4. Школа № 422 в прошлом году выиграла грант 10 млн. рублей на развитие информационных и инженерных технологий. Они сделали интересную программу дополнительного образования, бросили клич по всем школам, чтобы ребята могли приходить во второй половине дня и заниматься по программе «инженериум». А в этом году коллектив школы в рамках этого проекта готовит дополнительные программы. Это выравнивает возможности развития способных и увлечённых ребят из разных школ. В прошлом году их было 27 человек. С ними работает Александр Викторович Чуйко, очень интересный преподаватель. В этом году два его ученика получили сертификаты, которые помогли им при поступлении в вузы по специальности «информационные технологии».
– Какое будущее у школы имени академика Капицы? Она сейчас на ремонте. А что впереди?
– Хочу отметить помощь Комитета по образованию и нашей районной администрации. Мы вошли в серьёзный проект. 1 сентября 2023 года школа № 425 должна открыться. Нами сформирован огромный перечень суперсовременного оборудования. Новые лаборатории дадут возможность углублённого изучения ряда предметов – химии, биологии. Мы в этом году должны обучить всех педагогов методике и работе на современной технике. Сначала – теория, а к весне оборудование будет установлено, так что начнётся и практика.
– Тут не обойтись без молодых кадров.
– Да, мы установили контакт с университетом имени Герцена, будем рассказывать выпускникам о нашем новом оборудовании, приглашать их к нам. Надеемся на помощь администрации района в решении проблемы с жильём.
– Сейчас во ФГОСы включено понятие «функциональная грамотность»? Несколько слов об этом, пожалуйста.
– Речь идёт о том, что теоретические знания должны быть привязаны к реальной жизни. А теория и реальная жизнь меняются стремительно. И учитель должен за ними успевать. Иначе нельзя. Нужен свежий взгляд на предмет, который учитель преподаёт. На официальных платформах Минобразования созданы очень хорошие базы методичек. Надо их смотреть и заниматься самообразованием.
– Учителя жалуются на загруженность бумажными делами. Тут не до самообразования порой.
– С этим тоже имеются подвижки. Для учителя теперь есть лишь два обязательных документа: это учебная программа и журнал учёта успеваемости. Причём учитель не обязан вести оба журнала, он может выбрать тот, что ему удобнее. От классного руководителя требуется ещё план воспитательной работы и журнал внеурочной деятельности. Ну, а у завуча бумаг действительно больше.
– Будет ли изменён порядок аттестации учителей? Некоторые сетуют, что подготовка к ней отнимает много сил и времени.
– Учителя проходят аттестацию раз в пять лет. Я прохожу её раз в три года. Нужно постоянно соответствовать времени. Дети часто спрашивают не «что», а «почему», «в чём смысл этой информации, зачем мне это знать?» У опытных учителей старой закалки сформирован образ «правильного» ученика. Но дети уже другие. На мой взгляд, учителю нужен диалог с учениками, потому что они в чём-то разбираются лучше нас. И признаться в этом не стыдно. Ученикам нравится этот процесс, они чувствуют себя в чём-то экспертами, особенно, если это касается информационных технологий.
– Вот только читать эти дети не любят. А ведь чтение формирует грамотность. Сейчас некоторые комментарии в сетях просто стыдно читать, настолько они безграмотны.
– Есть такая проблема, и с этим нужно работать. Пример: в 425-й школе организовали «бук-кроссинг», то есть обмен книгами. Я на перемене видела там читающих детей. Пусть они читают то, что им по возрасту, интересно. Будут читать – и позже возьмут в руки классику.
У нас есть прекрасные учителя литературы. В 427-й это Галина Борисовна Титова. Она использует разные приёмы, например, создание особой атмосферы при чтении стихов, проводит литературные вечера. А «бук-кроссинг» – это замечательный опыт, надо бы его перенять и другим.
– В 19-м квартале я не раз замечала группы подростков, которым явно нечем заняться и некуда пойти. Они по вечерам зависают даже в «Пятёрочке». В центре Кронштадта та же проблема – группы подростков от нечего делать безобразничают на детских площадках. Вроде бы есть спортивные секции, клубы, есть музыкальная и художественная школы, а вот мест, где они бы могли свободно общаться, нет.
– Это тема. Надо думать. В Петербурге есть такие пространства, я бывала в одном кафе, там ничего особенного нет, но можно выпить кофе, пообщаться. Есть полки с книгами, экран для просмотра видео. Там приятная атмосфера. Я согласна, что нужно создавать такие помещения
в Кронштадте.
– Горячая тема – телефон на уроке. Вроде бы принято решение – изымать телефоны.
– Отбирать мы не можем, можем объяснять и убеждать. Что и будем делать. Телефон не должен мешать самому ученику, а уж другим детям
и учителю тем более.
– Есть вопрос от родителей. Раньше таблицу умножения дети учили в 1-м классе, сегодня учат в 3-м. С чем это связано?
– По всем программам первоклассников постепенно подводят к пониманию того, что умножение – это сложение одинаковых слагаемых. С помощью умножения легко и быстро можно сосчитать одинаковые предметы в различных ситуациях. Здравомыслящий учитель не задаёт на лето учить таблицу умножения, даже до пяти. У учителей есть целая методика постепенного усвоения таблицы умножения. Не стоит загружать первоклассника сотней примеров из таблицы умножения и требовать выучить их за лето. Важно вместе с ребёнком провести наблюдения, выявить математические закономерности.
С 1 сентября 5-е классы будут учиться по обновлённым Федеральным государственным стандартам. Там больше конкретики для учителей, а в следующем году это уже будет вся начальная школа и 5-е, 6-е ,7-е, 8-е классы. В 2024 – 2025 годах на эти ФГОСы перейдут все остальные классы.
– Время диктует необходимость перемен. Что ещё ждёт учеников и их родителей?
– Министерство образования намерено повышать роль психологической службы в школах. Ребёнок должен знать, к кому он может обратиться со своими проблемами. Пока школьный психолог должен с этим разбираться один. Но сегодня есть возможность менять штатное расписание, создавать службу, подключать наш районный психологический центр, Центр «Контакт».
Для детей, у которых сложности в учёбе, должны быть созданы индивидуальные маршруты сопровождения. Может быть продумана специальная образовательная программа, назначен тьютор, который будет вести этого ребёнка. Ведь тьютор – это специалист, который ориентируется не на объёмы учебной программы, а на потребности ученика. В результате после 9-го класса тот получит документ об образовании общего образца.
– Вы ответили на многие важные вопросы, но у родителей наверняка возникнут новые, ведь учебный год только начался. Думаю, мы постараемся ещё не раз встретиться и на них ответить. А пока детям, учителям и всем работникам системы образования – успехов и новых открытий!

Беседовала Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: