ЕГЭ – некоторые итоги и размышления

По словам начальника отдела образования администрации Кронштадтского района Елены Рыкиной, пока нельзя назвать точные цифры и делать какие-то выводы о том, как прошёл в Кронштадте Единый государственный экзамен. Можно говорить о каких-то личных впечатлениях, анализировать данные, но окончательные выводы будут сделаны не раньше конца августа.

Что же, мы готовы подождать, а пока о том, как прошёл экзамен по русскому языку и литературе, рассказывает учитель школы № 425 Ирина Валентиновна Звонцева.
– В целом я довольна своими ребятами. Конечно, все мы волновались: и дети, и учителя. Для детей экзамен – это стресс, который начинается ещё при входе в школу, когда идёт проверка с металлоискателем, стоит полицейский, много незнакомых людей. Мы настраивали ребят, объясняли, зачем это нужно, но волнение всё равно присутствует.
Я беспокоилась за самых сильных ребят – медалистов: очень надеялась, что они подтвердят свои высокие оценки. Их три человека из моего выпуска. Они молодцы, всё сделали хорошо. По 95 баллов у Насти Смагиной и Сони Гавриловой, 90 баллов ещё у одной выпускницы, получившей медаль – у Ольги Кузнецовой. Порадовала результатом в 92 балла Настя Гарцева. Я, конечно же, переживала и за слабых учеников. Здесь тоже всё нормально – все ребята набрали баллы для получения аттестата. При сдаче экзамена всегда есть элемент случайности: может попасться трудный текст, а может – лёгкий. Кто-то и знает материал, но не смог побороть волнение – всякое бывает.
В этом году в ЕГЭ по русскому языку были внесены изменения – я считаю, правильные. Не было того, что мы называем «угадайкой» – то есть когда нужно просто выбрать правильный ответ из нескольких вариантов. Убрали и слишком специальные задания, которые вряд ли понадобятся ребятам в будущем. Сочинения по литературе дети писали ещё в декабре – это был в некотором роде пробный экзамен. Итог: зачёт или незачёт. Ребята справились. Здесь можно было проявить более глубокие знания и общий уровень культуры. Начитанные выпускники могли использовать примеры не только из отечественной, но и из зарубежной литературы. Для будущих гуманитариев есть вероятность, что их сочинение будут дополнительно оценивать в вузе, там возможна оценка по 10-бальной шкале, так что блеснуть знаниями имеет смысл. К сожалению, при всех позитивных изменениях сегодняшняя система сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе предполагает в большой степени использование литературных произведений не как чего-то самоценного, а как пример для подтверждения какой-то мысли, тезиса. Эмоциональное воздействие, личное отношение к произведению не требуется. Поэтому и учитель невольно превращается скорее в тренера по подготовке к экзамену. А ведь у него высокая миссия – воспитание чувств на материалах литературных произведений. Такая вот дилемма: учить детей мыслить или натаскивать их к экзамену. Если же говорить о том, насколько оценки отражают реальные знания учеников, то это 50-70%. А о глубине понимания и творческом прочтении речи нет. Да, дети сегодня мало читают, об этом говорят учителя и родители. Падает уровень грамотности. В интернете, общаясь в сети, ребята пишут без знаков препинания, игнорируют правила правописания, что тоже вредно. Всё это беспокоит общество. Но формат ЕГЭ, на мой взгляд, проблему усугубляет. Я – оптимистка по натуре, хочу верить в лучшее, надеюсь, что мнение учителей услышат «наверху».
«Наверху» тоже размышляют о ЕГЭ-2015. Напоминают, что ЕГЭ этого года разительно отличается от экзаменов десятилетней давности, которые подвергались дружной критике. Ушло понятие «тесты», когда нужно было выбирать – или угадывать – верный ответ. Остатки тестов обещают окончательно убрать в следующем году. По математике ввели разделение на базовый и профильный уровни.
И профильный уровень оказался многим не по зубам. При сдаче русского языка многие выпускники не могли понять, чего от них хотят в части С – не все сообразили, как нужно выделить проблему в тексте.
А при сдаче иностранного языка появилась возможность узнать, может ли выпускник хоть что-то сказать на иностранном языке. Правда, непонятно, как результат этого экзамена будут сравнивать с результатами прошлых лет. В 2015 году лучше сдали физику и хуже – информатику. И это тоже предстоит осмыслить. А всего в России Единый государственный экзамен в этом году сдавали 725 000 человек из 85 регионов. За ходом экзамена следили около 20000 наблюдателей. Минимальный балл не смогли набрать 1,5 % школьников.

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: