Сколько в Ростроповиче Паратова
Школьники, участвующие в конференции, говорили также о музыке и литературе. А ещё- о поступках и судьбах, гениях и злодействах. Особенно много на эти темы рассуждали участники секции «Кронштадт в архитектуре и искусстве». С докладами выступили четыре ученика 6-го «Б» и 6-го «В» классов.
Дмитрий Ключников делал сообщение на тему «Петровский док». Докладчик был элегантен и академичен. Он демонстрировал либо большой опыт по части публичных выступлений, либо врождённые к ним способности. Свою речь Дмитрий начал словами «Я хотел бы представить исследовательскую работу, проделанную мною в области…», и в этой примерно стилистике была выдержана и вся последующая семиминутная лекция. В помощь автору были компьютерные технологии — с которыми он управлялся столь же элегантно и непринуждённо, как и с непростыми лексическими оборотами.
Дмитрий сделал экскурс в историю дока, уделив внимание не только технической, но и социальной стороне процесса. Последнюю он обрисовал, используя цитаты из донесений непосредственных руководителей строительства вышестоящему начальству, отчего картина получилась зело выразительная: «Голодные матросы и солдаты подобны голодному зверю…» Докладчик упомянул начальника работ Иоганна Людвига фон-Потт Любераса: человека, сумевшего достойно воплотить в жизнь амбициозный замысел Петра, получившего за свои заслуги орден Андрея Первозванного — и умершего вскоре, как полагали современники, «от чрезмерного напряжения всех душевных и физических сил».
Второй выступающий, Иван Тарасов, рассказал слушателям о кронштадтском Летнем саде. Особое внимание он уделил домику Петра. Когда Иван сообщал аудитории о том, что «яблоневый сад, разбитый царём по соседству с домиком не сохранился, потому что яблони живут не больше сотни лет» от старательного, ученического, полудетского доклада вдруг повеяло повзрослой
чеховской грустью. В Иване не наблюдалось академизма — в этом лекторе подкупала эмоциональность и живой интерес к предмету. После окончания конференции автор этого материала и автор доклада о Летнем саде немного побеседовали — в том числе о том, почему так получается — царь строит маленький домик, а рядом никакой не царь Алексашка Меньшиков возводит роскошный дворец. И триста лет спустя такие же вот совсем никакие не цари строят себе, любимым — дворцы. Иван высказал несколько любопытных соображений насчёт неискоренимого стремления выходцев из социальных низов к внешним признакам преуспеяния, а также выразил уверенность в том, что, случись царю Петру воскреснуть и увидеть, в каком запустении находится Летний сад, он даже думать бы не стал, а казнил бы виновных — и всё.
Следующей выступила Полина Григорьева. Она избрала темой «Праздник древонасаждения в Кронштадте». К изложению материала Полина приступила красиво. То, как она двигалась с указкой возле видеоэкрана, сделало бы честь профессиональной ведущей прогноза погоды, которая рассказывает телезрителям о перемещении по просторам страны облаков, циклонов и тайфунов. Первое прекрасное впечатление, произведённое докладчицей, в последующем было подкреплено её дельной речью, её уверенной манерой и явной симпатией к гимназистам и реалистам, благодаря почину которых безобразный овраг, «самое грязное место в Кронштадте», превратился со временем в дивный парк. Своя минорная нота прозвучала и в этом докладе — и была еще пронзительнее предыдущей. Нота возникла, когда Полина процитировала слова Николая Второго: «Посадка скверов есть дело государственное». Сама по себе правильная, мысль немедленно даёт ответвления в виде других мыслей: о дальнейшей судьбе государя, его семьи, его страны. О судьбе Кронштадта. Ах, какие уж там скверы… Какие молоденькие липы и дубки… Большевиков нужно было сажать, большевиков. Лучше сажать, качественнее. Не пролилась бы годы спустя в овражный парк кровь флотских офицеров.
Автором последнего, четвёртого доклада стала Анастасия Чёрная. Героиней она выбрала Галину Вишневскую. Настя — её доклад будет признан лучшим — перечислила основные этапы жизненного пути великой певицы. Женщины, чьё лицо, фигура, темперамент были словно специально вылеплены для древнегреческой трагедии, и судьба оказалась подстать. Чтобы осмыслить такую персону, нужна личность масштаба актрисы Аллы Демидовой, но и в этой детской попытке была своеобразная прелесть. Настя добросовестно осветила основные эпизоды, этапы, факты из жизни своей героини — детство, война, блокада, начало пути к оперному Олимпу — и собственно восхождение, но во всей этой исполненной драматизма, яркой, нищей, роскошной, ужасной, прекрасной жизни был момент, который Настю особенно пленил, она его рассмотрела со всех сторон. Это прогулка в Пражском саду, во время которой Ростропович бросил будущей жене и любви всей жизни Вишневской под ноги свой блестящий белый плащ. Чтобы любимая женщина ступила не в грязь. А на этот плащ.
Что тут скажешь. На фоне всяческих социальных ужасов белые плащи смотрятся особенно эффектно. И вне зависимости от социального строя, яблони, к сожалению, долго не живут. И ничего с этим поделать нельзя. Но это не значит, что яблони не нужно сажать — обязательно нужно. Как нужно прививать детям потребность думать и про эти яблони, и про эти плащи, и про людей, которые их носили. Думать, почему судьбы этих людей сложились так, а не иначе. Почему так сложились судьбы городов — в том числе родного Кронштадта. В этом смысле в 425-й школе всё делают правильно. Прививают. Пробуждают.
Екатерина МАРКИНА
Фото автора
Написать комментарий: