Елена Викторовна Горлатова: «Что останется после юбилея?»

DSCF2836С 1873 года — Кронштадтское реальное училище (КРУ). С 1918 года – Третья трудовая школа. В 30-х годах – образцовая школа. Номер 425 (по ленинградской нумерации) появился в 1941 году. Один из выпускников реального училища — Пётр Капица — стал известным физиком, лауреатом Нобелевской премии. В 1986 году школе было присвоено его имя. Сегодня в 425-й школе имени
П. Л. Капицы 25 классов, в которых обучаются 626 учеников и преподают 44 педагога. Со 2 класса здесь изучается английский язык и экономика, последняя, правда, с 2013 года — на платной основе. В 10-11 классах учащиеся выбирают различные профили обучения: социально-экономический, универсальный, естественно-научный, информационно-технологический. Учащиеся традиционно показывают высокие знания
по физике и биологии.

е вШкола № 425, носящая имя нобелевского лауреата по физике Петра Леонидовича Капицы, в 2013-2014 учебном году празднует 140-летний юбилей. Целый год. Почему так долго, рассказала директор школы Елена Викторовна Горлатова, которая руководит данным образовательным учреждением 16 лет.

– Елена Викторовна, юбилей учреждения или предприятия – это часто способ привлечь внимание к проблемам, получить подарки и финансирование, сказать «спасибо» хорошим людям, что, наверное, для многих приятно, но для руководителя юбилей – это довольно-таки хлопотно и утомительно. Почему Вы решили праздновать 140-летие целый год?
– Юбилей у старинной школы каждые пять лет. Торжество для взрослых, торжество для детей. Бодро, ярко, хорошо. А что остаётся потом? Как правило, только фотографии, и те – в компьютере. Мы решили устроить такой юбилей, чтобы и у детей, и у школы осталось на память что-нибудь особенное. Поэтому провели ряд конкурсов: школьных стенгазет, сочинений, рисунков и стихов. Именно к 140-летию заказали дневники для учащихся, значки, медали, кружки, календари и магниты. Всё самое лучшее и интересное останется в школьном музее. Мы договорились с выпускниками, чтобы они делали на один фотоальбом больше и передавали его в музей. И, надеюсь, оставлять фотоальбом в школьном музее станет традицией каждого выпуска.
Значок ученика школы вручили каждому в Музее истории Кронштадта во время посещения выставки «От реального училища до наших дней», посвящённой нашей школе.
– Отличительный знак ученика школы, дневник ученика – это понятно. А медали? Кто получит памятные медали?
– Пока изготовлено только 20, и мы думали, что медали будут вручаться ученикам, их родителям и педагогам за особые заслуги в общественной жизни школы. Однако теперь, когда отменили золотые и серебряные медали за отличные успехи в учении, мы собираемся принять своё положение о школьной медали и вручать её лучшим ученикам. Возможно, в Санкт-Петербурге придумают медали собственного образца. Успехи в учёбе – это всё-таки самое важное и самое ценное.
– В школе № 425 серьёзно работает школьное научное общество – «Академия школьных наук». Я не зря потратила больше часа рабочего времени, прослушав порядка десяти докладов секции «Химия и биология» на V ученической научно-практической конференции «Науки юношей питают» в прошлом году. На основе работы Ольги Кузнецовой «Кронштадтский вестник» рассказал даже, почему не стоит купаться в Финском заливе…

– Учителя работают вместе с учениками с самого начала года, но тему для исследования ребята выбирают сами. В конце января, 29-го, состоится школьная конференция, лучшие работы будут рекомендованы для участия в районной конференции. В этом году районная научно-практическая конференция посвящена юбилею Кронштадта, поэтому на неё будут отобраны работы, как-то связанные с нашим городом. Учитывая то, что Кронштадт – родина многих учёных и многих открытий, нас ждёт много интересного. С прошлого года в исследовательскую работу включилась также начальная школа, её возглавила учитель начальных классов Мария Фёдоровна Земан.
– Ваша школа известна в Кронштадте как экономическая. Социально-экономический профиль по-прежнему востребован?
– До недавнего времени экономика преподавалась со второго класса. Именно за развитие экономического профиля мы дважды были удостоены миллионного гранта, как победители конкурса школ, внедряющих инновационные образовательные программы. Однако ситуация изменилась. Год назад нам рекомендовали привести свои учебные планы в соответствие с Федеральным государственным стандартом России. И теперь экономика в начальной школе может преподаваться только с согласия родителей и на платной основе. Ввести экономику в учебный план мы можем только с 9-го класса – элективный курс. Интерес к экономике пошёл на спад, и эта специальность больше не пользуется прежней популярностью среди родителей и учеников. Растёт интерес к физике. Естественно-научный профиль набирается каждый год и активно развивается. Наши ребята показывают высокие результаты в области биологии, физики, химии. Только в прошлом году четыре ученика поступили в педиатрическую академию – туда, где сдают химию и биологию. А в ФинЭк никто не поступал, хотя некоторые и пошли на экономические отделения в других вузах. Несмотря ни на что, экономические знания пропагандировать будем. Ведь они очень помогают сдавать обществознание, где 25 процентов вопросов связаны с экономикой, и нашим учащимся на эти вопросы отвечать легче, чем другим. Выпускники рассказывают, что знания по экономике, полученные в школе, помогают им в вузе.
– Развивать естественнонаучный профиль актуально и для страны, и идеологически – всё-таки не так много школ, в которых учились будущие нобелевские лауреаты?
– Да, идея вырастить будущего нобелевского лауреата вдохновляет. Мы держим связь с Институтом физических проблем в Москве, где есть музей Капицы. Подарим им свои юбилейные экспонаты, они, вероятно, поделятся своими. Надеемся наладить тесное сотрудничество с физическим факультетом Петербургского университета.
– Идея – это здорово, а материально-техническая база и кадровые ресурсы имеются?
– Конечно. У нас работают замечательные педагоги, и мы неплохо «упакованы», несмотря на то, что капитального ремонта, которого мы так ждём и после которого школы оснащаются по последнему слову науки и техники, у нас пока не было. Но в год 140-летия школы № 425 районные власти пообещали, что капремонт будет. Огорчает, что, несмотря на то, что зарплата учителя выросла, молодежь всё равно не хочет работать в школе. Думаю, потому что быть учителем – это очень ответственно, и требуется невероятно много усилий, чтобы соответствовать критериям, по которым в баллах оценивают работу учителя: рабочие программы писать, интерактивные технологии применять, иметь сайт, публиковать свои работы, добиваться качества знаний, обеспечивать внешнюю экспертизу своей деятельности, соблюдать кодекс педагога и так далее. Педагог столько всего должен… Но нигде не написано, что он должен ещё и уделять внимание детям. За внимание к ребёнку баллы не предусмотрены, а родители хотят именно внимания и индивидуального подхода к своим детям.
– И всё-таки четыре выпускника прошлого года поступили в педагогические вузы…
– Поступили. Будем ждать их возвращения в родную школу.
– Елена Викторовна, а вечер встречи выпускников, который традиционно проводится в феврале, будет чем-то отличаться от других?
– Всех секретов раскрывать не буду. Но концерт для выпускников наши ученики уже готовят. А вот учителей в этом году ещё ждёт сюрприз: нам удалось договориться с Театром Балтийского флота, который поставит одноактную пьесу специально для нашего 140-летнего юбилея. В роли учителей – Пушкин и Чехов, а завуча по воспитательной работе – Макаренко, и все они оказались в нашей школе, в XXI веке.
– Благодарю Вас за беседу. Новых впечатлений от вечера встречи выпускников, новых экспонатов в школьный музей и новых учителей, которые будут продолжать дело воспитания будущих нобелевских лауреатов! С юбилеем!

Надежда РЫБАКОВА
Фото автора

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Надежда РЫБАКОВА


Редактор отдела социальной жизни, заместитель редактора

Имя:

Эл.почта: