Тогда деревья будут большими

img14Мне вспомнился персонаж из повести Николая Носова «Незнайка на Луне» – миллиардер Спрутс, который рассуждал таким образом:
– У вас, голубчик, в этой комнате слишком много скопилось дряни… Однако убирать здесь не стоит. Мы попросту перейдем в другую комнату, а когда насвиним там, перейдем в третью, потом в четвертую, и так, пока не загадим весь дом, а там видно будет.
Прошло почти шестьдесят лет с тех пор, как была написана повесть, а наша психология мало изменилась. Мы всё так же переходим в «другую комнату» в надежде, что «там видно будет». Когда же появится экологически образованный человек, и что он должен собой представлять? Экологическая культура включает систему отношений человека и природы, а ещё – человека с человеком через природу.
Мне рассказывал один знакомый биолог, который проходил стажировку в немецком городе Киле, что там он слушал лекцию по проблемам экологии. Профессор местного университета великолепно увязывал все науки, обнаруживая в них экологическую составляющую. Так что экологически образованный и воспитанный человек – это тот, кто имеет базовые знания наук, знаком с историей и культурой своего народа. Он участвует в общих делах, которые позволяют так менять среду обитания, чтобы она не становилась вредной для здоровья человека и последующих поколений.
В этом году в нашем городе на наших глазах происходит, можно сказать, тектонический сдвиг в сторону экологии. Действует экоклуб «Зелёный Котлин». Добровольцы проводят акции по раздельному сбору мусора, который таким образом превращается в полезное сырьё для переработки. Компании вновь проявляют интерес к сбору макулатуры – «Бумажный бум» охватил Кронштадт. «Чистый берег» поддержан энтузиазмом горожан и администрацией района.

Простые вещи

Но образование и воспитание – это страна детства. Оттуда всё идёт. Воспитание ребёнка начинается в семье. И продолжается в школе. Но здесь оно зачастую носит сугубо теоретический характер. И это не мешает ребёнку послушать урок и тут же выйти из класса и начать мусорить. Важно, чтобы экологическое воспитание было встроено в модель поведения. Так было у диких племён, которые жили в гармонии с природой. Такое отношение к природе передавалось из поколения в поколение. Но встречалась и разрушительная модель поведения, когда люди сжигали леса, быстро истощали почву и переходили на новые земли. А за ними оставались пустыни. Такие племена либо вымирали, либо меняли модель поведения. Менять её в современном мире нужно прежде всего у детей. Поэтому так важны живые, интересные программы и конкурсы, которые начали проходить прямо в кронштадтских дворах. Оказывается, есть довольно простые технологии обучения детей и подростков экологическому поведению. Например, порядок
в школе можно поддерживать силовыми методами, а можно действовать, используя другие приёмы. Например, выдвинуть лозунг «Не будь первым!» Знаете, как бывает: кто-то бросил в подъезде пакет с мусором, следующий добавил, а дальше и остальные с лёгким сердцем бросают. Так вот призыв «Не будь первым!» может предотвратить эту цепочку. И тогда в сознании ребёнка отпечатается, что мусорить нельзя. И он уже будет влиять на родителей и других взрослых. Говорят, в ботаническом саду Канберры – это в Австралии – нет ни одной урны! Там написано: всё, что вы принесли с собой, пожалуйста, унесите обратно! И люди так и поступают. Почему бы не попробовать такой метод и в наших школах?

Что нас остановит?

В современном мире идёт колоссальное потребление ресурсов, например, 6% населения США потребляет 30% мировых ресурсов. Если бы все люди действовали подобным образом, нам бы понадобились шесть наших планет! Что же может нас остановить?
К сожалению, остановить человека могут только кризисные явления. Например, кризис чистого воздуха. Ведь воздух – он для всех, им дышат все слои населения. Ещё несколько лет назад воздух в Кронштадте можно было назвать чистым. Не то теперь. И одна из главных причин – резкий рост числа автомобилей. Ими забиты наши дворы. Движение по кронштадтским улицам, по Кроншоссе и КАД не прекращается даже ночью. Учёные-экологи говорят, что опасны не только выхлопы, но и та взвесь пыли, которую поднимают автомобили. Она содержит частички асбеста, пыль минералов, бактерии, грибы и вирусы. Мы это вдыхаем, и страдает наша иммунная система. Люди становятся аллергиками, начинают чаще болеть, и этот процесс нарастает. Беда ещё в том, что нет прежней системы озеленения, а транспорта стало больше в несколько раз.

Жить
в устойчивом мире

О проблемах мы наслышаны, но вот что с ними делать, как менять сознание людей, как научиться жить в устойчивом мире – здесь мы плохо ориентируемся.
И всё же в Кронштадте, как и в некоторых других городах, что-то начинает меняться, причём движение идёт «снизу». И радует, что инициативу проявляют молодые люди. Наша газета активно поддерживает все экологические акции. Пристально вглядываемся мы в деятельность экологических активистов, которые учат раздельному сбору мусора. Прошло уже пять таких акций. И администрация помогает, откликается на предложения. Три контейнера по раздельному сбору бытовых отходов в наших дворах – тому подтверждение. Кронштадтцы стали привыкать бросать пластик в отсек для пластика, а макулатуру – в другое отделение. Весной волонтёры убирали берега Финского залива и другие территории. Активисты размещали в социальных сетях объявление о том, что состоится такая акция. И люди приходили и приезжали семьями, с детьми, родственниками-пенсионерами. Так весной мы убирали прибрежную территорию в юго-западной части Финского залива.
И такая работа многих вдохновляет. Остаётся со вздохом спросить: кто же мусорит? Что там, в головах у этих людей происходит?
Социологи считают, что если 5-7% населения будут обучены и увлечены экологической идеей, то уже будет можно говорить об общественном экологическом сознании. Простой пример. На одной из экологических акций я наблюдала, как маленький мальчик сажал дерево. Лежал какой-то прутик, была ямка в земле и вода.
И вот он посадил прутик, и получилось дерево. Родители объяснили ему, что дерево вырастет большим, и он вырастет большим. Уходя, малыш оглянулся на своё дерево и сказал: это теперь мой лес! Вот вам и экологическое сознание.

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: