Жизнь и судьба Николая Новожилова

Есть в Кронштадте особый мужской типаж. Отблеск дальних походов и пережитых приключений лежит на их лицах. Седые усы и чудом сохранившийся не северный загар выделяют их в уличной среде. Как правило, это бывшие моряки. И сразу видно – вот человек с биографией. Таков и Николай Николаевич Новожилов. Родился он в Белоруссии, в партизанском отряде.
Нерядовое начало жизни – появиться на свет в лесу, в партизанской землянке. Да и семья Новожиловых создавалась не под марш Мендельсона. Мать была из репрессированных и сосланных в Сибирь крестьян. Накануне войны ей разрешили вернуться на родину, в Белоруссию и поступить в мединститут. Война накрыла её в Витебске. А по дороге домой, под Минском, куда девушка шла, чтобы в лихую годину быть рядом с родными, увидела раненого бойца. Немцы ещё не успели построить достаточно лагерей для пленных, поэтому предлагали разобрать их местным жителям. Вот так и нашла себе мужа и отца своих сыновей. Вместе они попали в отряд, который позже стал партизанской бригадой. Четыре года прожили родители Николая в лесу, помогая фронту в борьбе с врагом.

Дело случая

Случай играл не последнюю роль в жизни нашего героя. И с морем Николай встретился случайно. «В нашем дворе было много бывших фронтовиков, но моряков среди них не было, – вспоминает Новожилов. – Я с детства чувствовал в себе командирскую жилку, поэтому решил поступать в училище имени Фрунзе: там готовили командный состав для флота. Парень я был крепкий, занимался борьбой, любил подраться, поэтому считал, что смогу командовать. Позднее, правда, понял, что для командира нужны другие качества».
Карьера молодого лейтенанта Новожилова начиналась, по его словам, странно. Самым ярким эпизодом того времени было «утыкание» снаряда при испытании артиллерийской установки. Закончиться всё могло очень печально. Николай Николаевич вспоминает, что все разбежались, а он остался «изучать момент». Потом матросы украли на КМОЛЗе 100 литров спирта, за что пришлось отдуваться опять же ему. Старший товарищ тогда сказал: это переживёшь, значит, все переживёшь. Но впереди еще много чего было!

Весь мир на ладони

В конце 60-х видеть мир могли, пожалуй, только моряки. Мимо проплывали берега и страны: Франция, Германия, Египет, Алжир, Сенегал, Куба. Впрочем, почему проплывали – во многих странах советские моряки сходили на берег и могли видеть все красоты «загнивающего» Запада. А ещё – они несли образ Страны Советов, для чего с судна на судно кочевали ансамбли и оркестры. Если корабль шёл куда-то с дружеским визитом, на борту обязательно находились артисты. Так было и во время посещения Острова свободы. На Кубу моряки попали после того, как, по словам Новожилова, «погоняли» американские подлодки в Карибском море. 21 декабря, как раз в день рождения Николая Николаевича, на корабль прибыл Фидель Кастро. В это время в районе швартовки судна находились несколько автомобилей, и в каждом сидело по Фиделю: лидер пережил около ста покушений, поэтому требовались двойники. Визит был рассчитан на 40 минут, но народный вождь провёл на судне почти четыре часа – он любил общение с народом. Можно сказать, сбылась детская мечта Новожилова: он очень хотел живьём увидеть героя революции. Именинник получил огромный торт, а матросы – по бутылке рома. Впрочем, ром был тут же изъят, иначе имидж Страны Советов мог бы быть изрядно подмочен. Фидель снял с себя «стечкина» и отдал на хранение Николаю. Тот запер его в сейфе. Запомнилась и охрана команданте – крепкие были парни. Им налили по рюмочке, и тут же их заменили: охрана должна быть трезвой, как стекло.
Память хранит самые яркие моменты – такое уж у неё свойство. Будни сливаются в один длинный день, но на флоте ярких страниц больше, чем в жизни рядового обывателя.
Не только на флот, но и в КПСС Новожилов попал, по его словам, случайно. Очередные ученья прошли успешно. Политработник написал: молодой коммунист Новожилов сбил цель с первого залпа. Николай удивился: я ещё даже не кандидат! Тут же собрали партячейку и утвердили кандидатом.
О службе на флоте за нашего героя говорит звание капитана 1 ранга, в котором он ушёл в отставку, и награды, в том числе и орден «За службу Родине в Вооружённых Силах», а также подарки от Главкома ВМФ: часы, бинокль и кортик.
Такой же орден был у замполита Валерия Саблина, с которым Николай Новожилов вместе служил полтора года на большом противолодочном корабле «Сторожевой».
Но это отдельная история….

Галина Маркина

Далее (весь очерк поностью) – о мятеже на «Сторожевом», о службе командиром кораблей: «Спешный», «Бдительный», флагмана Балтийского флота «Октябрьская революция», о депутатской деятельности, о шахматном клубе и о том, что «бывших моряков не бывает», – можно прочесть в электронной версии «КВ» по ссылке: https://kronvestnik.ru/museum/14788

Вечная память

Не стало Николая Николаевича Новожилова – капитана 1 ранга, председателя первого Муниципального совета в Кронштадте, Почётного жителя города. ..
Светлая добрая память…
Давайте перелистаем «Кронштадтский вестник» и вспомним этого замечательного человека. «КВ» писал о нём много раз. И как о председателе самого первого Муниципального совета (первый совет был соучредителем «КВ»), и как о руководителе клуба «Белая ладья»,
и как о Почётном жителе Кронштадта. Мы рассказывали о его жизненном пути, о службе в ВМФ, о самых значимых событиях в непростой жизни моряка. Один мятеж на «Сторожевом» чего стоит!
Море, шахматы и депутатская деятельность… А ещё доброта и юмор.
Он очень помог «Кронштадтскому вестнику» в конце 90-х, в очень непростой для газеты момент, и мы это помним, и благодарны.
Был абсолютно незлопамятен. Хотя мог бы и обидеться – в лихие 90-е газета, тогда ещё «Рабочий Кронштадт», была очень задиристой и зачастую, как выясняется теперь, по прошествии времени, неправой. Он нас простил и зла никогда не держал. Упокой, Господи!
Сегодня – вспоминая Николая Николаевича – мы публикуем отрывок из очерка Галины Маркиной «Жизнь и судьба Николая Новожилова», опубликованный в нашей газете в июле 2014 года.

Анна Макарова
Фото Александра Шеина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: