«…Золотое сердце России мерно бьётся в груди моей»

Есть историческая закономерность в том, что две больные кронштадтские темы – о памятнике жертвам 1921 года и памятнике поэту Николаю Гумилёву, расстрелянному в том же кровавом 1921-м, – практически закрыты одновременно. Памятник героям и мученикам Кронштадта 1921 года уже установлен, вопрос о памятнике Гумилёву можно считать окончательно решённым, даже конкурс на лучший эскизный проект проведён. И дело тут не только в 100-летнем юбилее печальных событий (были за эти годы и другие юбилеи), наверное, что-то изменилось в обществе, во власти, в нас самих, и стало просто невозможно – стыдно, обидно, больно – ждать и далее…

1

2

3

4

5

 

В Кронштадте – городе кругосветных путешествий, где так органично звучат его Капитаны»:
«На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель…»,

– нет ни памятника, ни мемориальной доски, ни улицы, посвящённых Николаю Гумилёву. Как известно, судьба поэта с нашим городом пересекалась дважды – в самом начале и в самом конце жизненного пути. Он появился на свет 15 апреля (по новому стилю) 1886 года. в Кронштадте, в семье корабельного врача (участника двух кругосветных путешествий, отдавшего 26 лет флоту на кораблях «Император Николай I», «Пересвет», «Князь Пожарский», «Варяг»). И крестили Николая Гумилёва в нашем городе, в доме, где он родился, где в младенчестве жил с родителями и братом Дмитрием по адресу: Малая Екатерининская, дом Григорьева. По ложному обвинению в причастности к Кронштадтскому мятежу он был расстрелян в 1921-м…
В «Кронштадтском вестнике» № 20 от 18 мая 2004 года было опубликовано Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 23. 10. 2001 года:
«В связи с предстоящим празднованием 120-летия со дня рождения поэта и путешественника Николая Степановича Гумилёва, учитывая его выдающиеся заслуги перед российской словесностью, принимая во внимание ходатайство ленинградской областной общественной организации «Мемориал поэта Н. С. Гумилёва», поддержанное Территориальным управлением Кронштадтского административного района Санкт-Петербурга, установить в 2006 году памятник-бюст Николаю Степановичу Гумилёву по адресу: город Кронштадт, Якорная площадь, дом 2 а…»
Как видите, и адрес уже был определён, и привязка к местности совершена, но этот памятник так и остался на бумаге. Как и все последующие инициативы. Прошло ещё 15 лет. К 130-летнему юбилею со дня рождения памятник тоже не появился. И вот в год 100-летия со дня гибели поэта приняты все официальные решения: памятнику быть. Но, к сожалению, радость от осознания, что память о Гумилёве наконец-то будет увековечена на его малой родине, для кронштадтцев омрачена итогами конкурса. Они нас, откровенно говоря, озадачили, разочаровали, возмутили, расстроили! И не только нас, кронштадтцев.

6

 

Возмущёнными комментариями итогов конкурса буквально кипит и ВК, и ФБ.
Но обо всём по порядку. 14 декабря, за день до подведения итогов, кронштадтцы – представители Общественного совета, районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Муниципального совета, редакции газеты «Кронштадтский вестник», администрации Кронштадта и общественности – посетили выставку эскизных проектов памятника Николаю Степановичу Гумилёву в Кронштадте, организованную Комитетом по градостроительству и архитектуре и с 19 ноября развёрнутую в двух выставочных залах Академии художеств. Памятник планируют установить на бульваре по улице Комсомола – от улицы Восстания до Советской улицы.
Памятника ещё нет, а новый народный топоним в Кронштадте, похоже, появился – бульвар уже называют Гумилёвским.
Среди 30 проектов, представленных на конкурс, не было ни одного, глядя на который, можно было бы воскликнуть: вот он! Наш Гумилёв! Не было ни одного, за который единогласно проголосовали бы все кронштадтцы. Ни одного, в котором автор проявил бы воспетое поэтом шестое чувство, предугадал бы, восхитил бы, был созвучен поэту: «Что делать нам с бессмертными стихами…»
Основатель акмеизма стремился к совершенству в своих стихах («акме» по-гречески совершенство) – увы, совершенного проекта или такого, который можно было бы единогласно назвать лучшим, мы не нашли. Мнения разделились. Остановились на четырёх, которые показались просто интереснее остальных. Справедливости ради надо сказать, что задача перед участниками конкурса стояла архитрудная. Как соединить воедино все грани такой многогранной личности как Николай Степанович Гумилёв? Выдающийся русский поэт, рыцарь Серебряного века, один из самых известных в мире русских поэтов (Гумилёвские общества есть во многих европейских странах, в США, Африке, Японии, Австралии), литературный критик, кумир творческой молодёжи своего времени, переводчик, путешественник, этнограф, исследователь Африки, доброволец и герой Первой Мировой войны, кавалер двух Георгиевских крестов и ордена Святого Станислава, патриот России, не принявший переворот 1917-го, но не оставшийся за границей, вернувшийся на разорённую родину в 1918-м, после боёв Первой мировой (поступок, который современники называли самоубийством). Но «патриотизм его был столь же безоговорочен, как безоблачно было его религиозное исповедание», – утверждали современники.

«Есть Бог, есть мир; они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога».
И если ранее о политических убеждениях он не заявлял, то в годину испытаний всё изменилось. Смелость его была дерзновенной.
В советском Петербурге он стал даже незнакомым, даже большевикам, как вспоминал поэт Георгий Иванов, открыто заявлять: «Я монархист», а когда его уговаривали быть осторожнее, смеялся: «Большевики презирают перебежчиков и уважают саботажников. Я предпочитаю, чтобы меня уважали».
Как такой многогранный образ сделать цельным, прочитываемым каждым из нас? Вот 2021и рассыпался он в работах конкурсантов на осколки. Был Гумилёв – воин. Был утончённый поэт. Был путешественник в походной одежде, опирающийся на копьё – его оружие на охоте в Африке. Был Гумилёв с Ахматовой. Даже изысканный жираф «бродил» по выставочному залу. Были работы, напоминающие о самых ярких страницах биографии («Здесь нет поэта Гумилёва. Здесь есть офицер Гумилёв»). И отсылащие к стихам. В одном из таких проектов – отсылка сразу к нескольким произведениям, здесь и «Конквистадор в панцире железном…», и «Волшебная скрипка» («…Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка»), и даже о «Записках кавалериста» можно было вспомнить, глядя на работу анонимного автора (все проекты на конкурсе анонимны) – по-видимому, влюблённого в творчество Гумилёва (фото 6). Были работы как фотографические портреты и были совсем неузнаваемые…
Итоги подвела начальник организационного отдела администрации Кронштадта Юлия Борисовна Левина:
«Наибольший интерес общественности вызвали четыре рабочих эскиза памятника:
1. Архитектурно-скульптурная композиция, увековечивающая образ Николая Степановича Гумилёева средствами монументального искусства. Отвага и мужество человека, переплетённые с романтической доблестью и ранимостью олицетворяют образ поэта в военной форме на центральном камне. В композицию заложены три важных составляющих человеческой жизни – Любовь, Поэзия и Смерть (фото 5). 2. Динамичная композиция, олицетворяющая короткий, кровавый, оборванный путь Гумилёва – талантливого поэта, знаменитого путешественника, отважного воина, смело идущего навстречу судьбе. (фото 1).
3. Камерный вариант памятника – Гумилёв-мечтатель, задумчиво сидящий на парковой скамье слева и созданная им буря – необузданная стихия – справа, как символ изменчивости жизни (фото 3)
4. Камерный вариант – сидящий в парке поэт, погружённый в размышления и задумчиво смотрящий вдаль (фото 4).
В целом, представители общественности пришли к выводу, что установленный в Кронштадте памятник должен отвечать следующим требованиям: образ Н. С. Гумилёва должен быть узнаваем в ипостаси поэта; образ должен быть увековечен полномасштабно, монументальной скульптурой, рассчитанной на восприятие с больших расстояний, а не в виде скульптурного бюста».

Мы так привыкли к памятнику-бюсту, созданному скульптором Алексеем Архиповым, бывшим все эти годы борьбы за увековечивание памяти поэта с нами – кронштадтцами, что почти уже видели его установленным недалеко от того места, где родился Гумилёв. Но по условиям конкурса предоставлять уже готовую работу было нельзя, к тому же Положение требовало фигуру в полный рост. И Архипов представил другой свой проект (фото 2 на 9-й стр.).
Но каково же было удивление аб солютно всех, кто причастен к этой долгой истории, когда было оглашено решение экспертной комиссии. Несмотря
на требование в Положении, – создать монумент в полный рост, победу присудили бронзовому бюсту «в античном стиле», как охарактеризовал его председатель комиссии. Автор работы – Екатерина Пильникова. По плану высота памятника – 2,9 метра. Постамент разделяет вертикальная полоса. На левой части – надпись «Офицер», на правой — «Поэт».
«Будет бюст – будет грусть» – написал в обсуждении итогов в группе «Гумилёвское общество» в ФБ один из комментаторов. Обсуждение в соцсетях идёт очень бурное. «Он сам себе памятник. Нерукотворный. А достойных рук пока не находится, чтобы создать!». «Лучше вообще никакой памятник не ставить, чем этот!». И так далее… Всем, кто в теме, советуем ознакомиться. К сожалению, газетная площадь не позволяет процитировать здесь не только все комментарии, но даже и самые яркие из них.

Ирина Гуреева-Дорошенко, руководитель общественной организации «Мемориал поэта Николая Гумилёва во Всеволожске»:
«Мы были так поражены результатами конкурса на лучший эскизный проект памятника Николаю Степановичу, что второй день не можем прийти в себя. Решили всем петербургско-кронштадтским и всеволожским сообществом почитателей Гумилёва собраться во вторник в Кронштадте, обсудить свалившееся на наши головы «несчастье» и подписать заявление в адрес губернатора Беглова. Вчера весь вечер и сегодня практически целый день звонил телефон. Возмущению нет предела!»
Ольга Медвед, модератор группы «Гумилёвское общество»: «От Гумилёвского общества я уже направила письмо протеста о решении «жюри» по памятнику Николаю Гумилеву в «Российскую газету» и в администрацию Кронштадтского района. Письмо губернатору Санкт-Петербурга сейчас готовится. Очень надеемся и на вашу активность. Будем благодарны отдельным людям и организациям, которые встанут на защиту чести и достоинства поэта Николая Гумилёва, и не позволят поставить этот бюст вместо памятника в полный рост в Кронштадте, в месте рождения великого русского поэта».
Глава Кронштадта Олег Довганюк назначил встречу всех заинтересованных лиц на 12 января 2022 года.

Анна Макарова
Фото Инны Шитовой

Мы попросили высказать своё мнение одного из самых ярких и страстных почитателей Гумилёва, доброго друга «КВ» – калужского поэта
Дмитрия Кузнецова и отправили ему фото всех 30 вариантов памятника.
Дмитрий Кузнецов:
«Я всё внимательно посмотрел. Что сказать… К сожалению, чего-то безусловно выдающегося (на мой взгляд, конечно) я не увидел. Мышление у скульпторов либо клишированно-советское, либо (в худшем случае) с претензией на авангард. Как ни странно, при всей моей нелюбви к соцреалистическим тенденциям в монументальном искусстве, я для себя выделил вот эту работу. Мне здесь понравилось (очень понравилось!) лицо Николая Степановича, выражение лица, взгляд… Понравилась «внутренняя музыка» (если так можно сказать) этой скульптуры… Не понравилась нарочитая акварельность, изломанность, хаотичность линий… Но я – не искусствовед. Это исключительно мои ощущения от увиденного».
Такой же выбор сделала и Ирина Гуреева-Дорошенко, руководитель общественной организации «Мемориал поэта Николая Гумилёва во Всеволожске». А по словам Ольги Медвед, у этой работы – третье место в народном голосовании в Гумилёвском обществе.

Проект памятника Гумилёву, который набрал наибольшее количество голосов, и в двух Гумилёвских группах в ФБ, и в зале Академии художеств, и среди почитателей поэта в Кронштадте. Это, по словам Ольги Медвед, «приз зрительских симпатий» – первое место:
«Гумилев идёт против ветра, как он любил, по линии наибольшего сопротивления, по красной линии, в конце обрыв – это обрыв его жизни и судьбы. Из всех представленных работ многие сочли, что этот динамичный вариант – лучшее из того, что выставили».

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: