Десять лет назад завершилась стройка двух веков

12 августа Кронштадт и весь Санкт-Петербург отметил 10-летие со дня полной сдачи в эксплуатацию Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Комплекс защитных сооружений
с высоты птичьего полёта на фото Валерия Баязитова

12 августа 2021. На КЗС вспоминают события 10-летней давности

Подробные материалы о Дамбе (так кронштадтцы называют КЗС) в нашей газете (ещё в «Рабочем Кронштадте»)публиковались с самого начала её строительства –
с 1979 года мы вели подробную летопись стройки. С начала 2000-х (уже в «КВ») появилась знаковая рубрика – «Стройка двух веков». Необходимость в этой – весьма пессимистичной, надо сказать, – рубрике (ведь по планам стройка должна была завершиться в 1993-м), отпала только 12 августа 2011 года. В этот день состоялось торжественное открытие автодорожного тоннеля под судопропускным сооружением С-1 и был подписан акт ввода в эксплуатацию всего Комплекса защитных сооружений
Санкт-Петербурга от наводнений, что и ознаменовало собой окончание строительства КЗС – конец стройке двух веков.

Первый юбилей КЗС

Полуденный выстрел из орудия Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, произведённый Генеральным директором КЗС Борисом Дайтером в этот знаменательный день – 12 августа, открыл праздничные мероприятия в честь десятилетия эксплуатации Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Далее торжественная часть продолжилась на площадке судопропускного сооружения С-1.
Почётными гостями праздника стали: вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Георгиевич Дрегваль, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Никита Евгеньевич Стасишин, главы администраций районов Санкт-Петербурга, руководители смежных и подрядных организаций, представители строительной отрасли и работники КЗС.
Впечатляющей частью торжественного мероприятия стали плановые испытания и маневрирование затвором судопропускного сооружения С-1. В присутствии почётных гостей плавучий затвор успешно перекрыл судопропускной канал, продемонстрировав готовность к работе по предотвращению наводнений.
26 нагонных наводнений остановил КЗС за 10 лет безаварийной работы, предотвратив тем самым значительный материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций, обеспечив стабильное экономическое развитие Санкт-Петербурга и подтвердив таким образом свою высочайшую эффективность.

1979–2011

Великая стройка, начатая в 1979 году, приостановленная в 1990-м, возобновлённая в 2003-м, получившая реальное ускорение в 2006-м, была успешно завершена 12 августа 2011-го года.
Комплекс защитных сооружений строился 32 года. Общий объём инвестиций составил 109 млрд рублей.
Сегодня Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, который кронштадтцы именуют Дамбой (есть в этом имени некая основательность) – грандиозное и в техническом отношении сложнейшее сооружение XXI века, которое не имеет аналогов во всё мире. Это «Морские ворота» Северной столицы. Автомагистрали, проложенные по гребню защитных дамб, стали надёжными транспортными артериями Кронштадта, и в нашем городе уже выросло поколение, которое не знает, что такое жить по-настоящему на острове, как это: добираться в Питер на паромах и электричках и постоянно быть отрезанными от Большой земли.
Из Кронштадта ушла островная романтика, и… выросли цены на квартиры.
Если в эпоху паромов и метеоров из маленькой квартирки в Петербурге можно было перебраться в большую в Кронштадте и получить ещё доплату впридачу, то теперь такой обмен просто нереален, жить в нашем городе стало комфортно и приятно. И те, кто в наше время жалуется на транспортные проблемы, просто не представляют себе, что это такое – настоящие проблемы.
Дамба – это не только свободная дорога на северный и южный берега, это ещё и огромный стимул для развития города. Ну а завершение строительства КЗС – это, конечно же, одно из самых главных событий в рейтинге перемен, произошедших в нашем городе в новом тысячелетии.
Кольцевая автодорога 12 августа 2011-го обрела законченность – была, наконец-то, действительно закольцована.
И любой водитель уже буквально со следующего дня после открытия последнего участка КАД получил возможность проехать 119 километров вокруг города и вернуться обратно.
Уже 1 сентября 2011 года по маршруту Кронштадт (Гражданская улица) – Ломоносов (Привокзальная площадь) пошёл социальный автобус № 175…
Закончилась целая эпоха в жизни нашего города-острова, окончательно потерявшего свой островной статус.

Анна Макарова
Фото из архива «КВ»
и с сайта Дирекции КЗС

«Есть в этом технологическая красота»

10 лет назад, 12 августа 2011 года, в торжественном открытии КЗС принял участие Владимир Владимирович Путин, благодаря которому «замороженная» стройка была разморожена в 2003-м, бывший тогда премьер-министром, председателем Правительства России. Выступая на церемонии открытия, он сказал:
– Когда я приехал сюда в 2005 году, у меня возникло чувство, что восстановить стройку невозможно. Потому что это была огромная свалка железобетона и железного лома. И всё-таки решение было принято.
Действительно, с момента официального возобновления стройки, она, по словам Владимира Путина, «шла ни шатко, ни валко», и только 2006-й год стал настоящим годом ускорения строительства. Курировать стройку, которая фактически началась заново, было поручено главе Министерства регионального развития Дмитрию Козаку; постоянный контроль за ходом работ осуществлял лично Владимир Владимирович Путин; с этого времени было организовано чёткое финансирование строительства; средства, необходимые для завершения дамбы и КАД, закладывались в федеральный бюджет.
В 2008 году, прибыв на торжественное открытие ключевого объекта Комплекса защитных сооружений – судопропускное сооружение С-1, Путин назвал дамбу «самым сложным объектом в стране».
Перед торжественной церемонией открытия в 2011-м Владимир Путин осмотрел центр управления КЗС, где ему рассказали о том, что за экологическим состоянием вокруг дамбы призваны следить 30 очистных систем. Экологии – особое внимание.
А когда Путину продемонстировали действие затворных механизмов на С-1, он, не скрывая своего восхищения, отметил:
– Достойно Петербурга. Грандиозное сооружение. Есть в этом технологическая красота!

Олег Довганюк, глава администрации Кронштадта:

– Для Кронштадта строительство КЗС означало большие переменыи новое развитие города. С появлением дамбы Кронштадт потерял свой островной статус, жители смогли добираться в-Петербург по автомагистралям. В строительстве КЗС участвовало не одно поколение кронштадтцев, для строителей дамбы предназначались первые дома в новом микрорайоне – 19-м квартале. Сегодня КЗС – грандиозное и в техническом отношении сложнейшее сооружение, которое не имеет аналогов во всём мире. Это 11 защитных дамб, 6 водопропускных и 2 судопропускных (С-1 и С-2) сооружений, скоростная автомагистраль с 2 развязками и 7 мостами, а также автомобильный тоннель. В ближайшем будущем в рамках модернизации транспортной инфраструктуры Кронштадта будет построена новая развязка КЗС.

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: