«Спасибо, что учили нас!»

Нина Адамовна Константинова родилась в семье финнов, её девичья фамилия Нярвянен. Ингерманландцы были коренным населением Ленинградской области СССР. После 1926 года они учитывались советской статистикой как финны. На 1939 год в СССР насчитывалось 143 607 финнов. Семья жила в деревне Поги Ленинградской области. Мама работала в колхозе, отец – на железной дороге. Семья обитала в бараке, как и другие семьи железнодорожных рабочих. Жизнь была нелёгкая. Нина Адамовна вспоминала, что в школу ей пришлось идти в залатанном сарафане. Но она была смышлённым и старательным ребёнком и училась хорошо: «До семи лет я говорила только на финском, но быстро выучила и русский язык».

Юбиляршу поздравили Борис Николаевич Бриль
и Дмитрий Анатольевич Веретельников

«В сорок первом, сорок памятном году прокричали репродукторы беду…» Началась война. Нина Адамовна вспоминает, что немцы куда-то увели мужчин, и о судьбе отца они больше ничего не узнали. А в 1942 году Нина с братом (он был старше на три года) стали сиротами: умерла мать. Немцы угоняли мирных граждан в Германию и Финляндию. Но сначала дети оказались в Эстонии, в фильтрационном лагере: «Многие были грязные, обовшивевшие. Поэтому прошли сначала санобработку».
В лагере они пробыли две недели.
В Финляндии ребят разобрали финские семьи. Нина Адамовна вспоминает, что относились к ним по-доброму. Так они с братом прожили полтора года.
Репатриация ингерманландцев в СССР – процесс организованного возвращения в конце 1944 – начале 1945 годов на территорию Советского Союза ингерманландцев, имевших советское гражданство и переселившихся в период Второй мировой войны на территорию Финляндии. Всего было репатриировано около 60 тыс. человек, из которых большинство были ингерманландцами. Вместе с ними прибыли представители других национальностей. Местами репатриации были северные области РСФСР – Псковская, Великолукская, Калининская, Новгородская и Ярославская. Возвращение же на территорию исконного проживания – в Ленинградскую область – было разрешено только репатриантам нефинской национальности, Нина Адамовна вспоминает, как на вопрос, хочет ли она вернуться домой, ответила: «Дома нет, его сожгли немцы. Я хочу остаться здесь». Ей было 14 лет, брату – 17. Вернулись в Советский Союз. Сироты попали в детдом, в Вологду. Нина была шустрой и трудолюбивой девочкой, что помогало ей выстоять в нелёгкой послевоенной жизни. Она хорошо окончила школу и поступила в Ленинградский университет: «Мне легко давалось изучение языков, я любила английский и хотела быть переводчиком. Но то, что мы находились на оккупированной территории, накладывало отпечаток, так что я стала преподавателем, о чём после никогда не жалела».
В Кронштадт Нина приехала вслед за мужем. Сначала работала в школе как подменный педагог. Для молодой учительницы это было непросто: дети имеют привычку проверять новенького педагога на прочность. Устроили и ей испытание: выключили свет. Но хрупкая и маленькая учительница не растерялась и быстро нашла контакт с детьми. Ситуация повторилась и в новом классе, когда Нина Адамовна пришла на постоянную работу
в школу № 423: семиклассники решили, что такая «малюсенькая» учительница с ними не справится, и устроили ей проверку. «Пришлось проявить строгость. Главное было – спокойствие и уверенность в себе», – вспоминала она. И дети это оценили, так как хороший учитель никогда не будет подавлять ученика. Взаимное уважение – основа успеха в педагогике.
И дело было не только в дисциплине. Она старалась привить детям любовь к своему предмету, сама постоянно развивая и шлифуя произношение, оттачивая мастерство преподавателя. Когда в паблике «Кронштадтского вестника» появилось сообщение о том, что Нине Адамовне исполнилось 90 лет, и её пришли поздравить представители администрации и общественной организации, бывшие ученики немедленно откликнулись, написав своей учительнице тёплые слова:
«Дорогая и любимая Нина Адамовна, всегда с теплотой вспоминаем Вас. Спасибо Вам за то, что Вы учили нас с большим терпением и любовью. Выпуск 1969 года, 10-А класс. Алексей Каморин
«Спасибо, Нина Адамовна, что привили любовь к английскому!!! Самое светлое воспоминание о школьных днях. Ольга Ульянкина».
«Моя учительница английского языка! Поздравляю!»
В 423-й школе Нина Адамовна проработала 19 лет. Затем – в Мореходной школе. Будущим радистам на кораблях английский язык нужен был вполне практически. Поэтому его изучению придавали особое значение. Проверявшие учебное заведение, как правило, были в восторге от её уроков, отмечая энтузиазм и профессионализм учителя. В Мореходке она тоже проработала 19 лет.
Репутация отличного преподавателя осталась с ней и после выхода на пенсию. К Нине Адамовне продолжали обращаться как школьники – для индивидуальных занятий, так и взрослые, которые хотели подтянуть знание языка.
Поздравить Нину Адамовну в день её 90-летия пришли начальник отдела социальной защиты администрации Кронштадтского района Дмитрий Анатольевич Веретельников и руководитель общественной организации детей – малолетних узников концлагерей Борис Николаевич Бриль. От имени главы района юбилярше был вручён букет цветов, а от Муниципального совета подарок. Нина Адамовна была рада гостям, которые в этот день приходили поздравлять именинницу, а их было немало.

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: