Музею маяков на форте Константин три года

Ирина Босенко рассказывает о маяках. Фото Татьяны Петровой

Имя Ирины Босенко в «Кронштадтском вестнике» звучало не раз. В своё время она была юнкором «КВ» и отличным внештатным фотокорреспондентом. Сегодня она работает в Музее маяков, который был открыт на форте Константин три года назад, о чём «КВ» подробно рассказывал своим читателям. Историк по образованию, Ирина считает, что с работой ей необыкновенно повезло. Где ещё можно найти такое романтичное и интересное место? Мы попросили её рассказать читателям «КВ» о том, каким стал Музей маяков за три года своего существования, и как маяки влияют на её мироощущение и настроение.

В центре — смотритель маяка Красная Горка — Николай Никандрович. Фото Ильи Крушевского

Линза маяка Сескар, коллекция Музея маячной службы

Когда я была маленькой кронштадткой, часто наблюдала за тем, как папа легко управляется с катером, вяжет морские узлы и находит общий язык с любой волной. Когда-то в детстве папа показал мне северные форты, за ними – южные, а вместе с ними – маяки. Все эти годы они были моими лучшими друзьями: всегда интересные, открытые и готовые рассказать удивительные истории любознательному гостю.
Двадцать лет спустя форты и маяки не стали менее интересными, а стали ещё роднее. Чуть больше двух лет я рассказываю о маяках в Музее маячной службы в форту Константин. Каждый день ищу на горизонте уже хорошо знакомые корабли, приближаясь к форту: летом смотрю в бинокль на проблеск маяков Толбухин и Красная Горка, а зимой вместе с туристами приветственно машем ледоколам, проходящим мимо по фарватеру. Они идут дальше в Финский залив, а мы остаёмся на форту и идём в уютную казарму, построенную в середине XIX века, говорить о маяках. С самого утра мы растопили все три печи в музее, чтобы гостям было теплее узнавать об истории маяков. Внутри печи трещат дрова, а ведь с них и начиналась история маяков!
На освещение старейшего российского маяка – маяка Толбухин – при Петре I в одну навигацию сжигали около шести тонн дров. Подбрасываем топливные брикеты в печку и тут же шутим, что каждый день так зажигаем свои древние маяки. А зажигаем мы всё: начиная с печек и заканчивая керосиновыми лампами. Некоторые гости пишут в книге отзывов, что зажигаем каждого слушателя, будь то опытный штурман или совсем юная девчонка с мягкой игрушкой в маленьких ручках. А через несколько минут после начала экскурсии та самая девчонка уверенно берёт в руки туманный горн и подаёт туманный сигнал, воображая себя отважным смотрителем, спасающим корабль в непогоду!
С горящими глазами малыши и взрослые смотрят на то, как мы открываем им мир маяков: показываем линзы, служившие на маяках Финского залива больше сотни лет или всего меньше двадцати. Но все они завораживающе красивы, каждая рассказывает невероятную историю своей службы на маяке, помнит заботливые руки смотрителей, которые мыли эти линзы каждый день, а потом наблюдали за кораблями, благодарными яркому свету маяков.
Вот этот маячный фонарь нашли на берегу Финского залива под снегом, а самая ослепительная линза музея пролежала тридцать лет в сарае под Усть-Лугой в разобранном виде под толстым слоем грязи, прежде чем получила вторую, уже музейную жизнь. Уже три года она светит гостям музея, которые впервые увидев её, теряют слова и чаще всего в порыве эмоций выговаривают: «Ого!», «Ух ты!» или «Красавица!» А мы каждый день открываем её заново, глядим на неё через призму восторга наших гостей и не перестаём восхищаться её красотой, как и любого другого экспоната музея. Каждый день мы открываем для себя новые истории о наших экспонатах, о маяках Финского залива.
Мой любимый выходной – это тот день, когда можно выбраться к маякам и побыть рядом с ними, или поехать в архив военно-морского флота и там открывать дела о маяках одно за другим. Это живые документы XVIII, XIX и XX столетий с живыми почерками тех людей, которые описывали события своего века.
Вот смотритель Петергофских маяков пишет о том, как император Александр III посетил Северный Петергофский створный маяк, а вот чертёж любимого Фридрихштадтского маяка, а здесь история о восстановлении моста от Нижнего Николаевского створного маяка к форту Кроншлот перед празднованием 200-летия Кронштадтской крепости!
Самое волнующее – делиться найденными историями со смотрителями маяков – людьми, которые знают маяки как никто другой. На Балтике есть один смотритель, которого сослуживцы в шутку называют «Маяковлевич» вместо «Яковлевич». Так и есть: смотрители очень похожи на свои маяки. Светлые люди, очень осторожные с посторонними, но безгранично добрые. С грустными глазами даже когда смеются.
А в глазах – бесконечный свет.
Этот свет мы собираем по крупицам и стараемся показать нашим посетителям, осветить маячную историю и передать свою любовь к маякам.

На маяке Таран, Калининградская область

Ирина Босенко

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: