Дистанционное обучение? Кронштадтцы против

«Не может, естественно, обычный способ получения знаний полностью быть подменён дистанционным обучением, здесь чрезвычайно важно прямое общение преподавателя и ученика, студента».
Президент России Владимир Путин

Эпидемия коронавируса вдруг выдвинула на повестку дня проблему дистанционного обучения, возможность введения которого хоть и пугала родительскую общественность, но всё-таки казалась какой-то заоблачно-далёкой перспективой. Огромное число семей, в которых есть дети-школьники, столкнулись с этой проблемой уже сейчас. Родители в шоке. Дети реально захотели в школу. Учителям пришлось срочно приобретать новые компетенции. Затронуло дистанционное обучение и студентов, и вузовских преподавателей. Кто-то увидел в онлайне интересные возможности, но большинство – ужаснулись.

Ольга Никольская, журналист:
– Моя семья оказалась в сложном положении: все мы, пять человек, три месяца должны были оставаться дома. Две дочери-школьницы, сын студент, муж программист, который и так большую часть времени работал дистанционно, и я. Наша трёхкомнатная квартира оказалась совсем не приспособленной для такой жизни. Мне зачастую приходилось вести беседы по телефону из ванной. Пять рабочих мест организовать никак не получалось. У девочек проблемы с математикой, в этом я им ничем помочь не могла, а муж нервничал, что мы его отвлекаем своими просьбами. И вообще – никто ни минуты не мог побыть в одиночестве, и это было самое сложное. Так что все мечтали о возвращении на место учёбы и работы. Плохо представляю дистанционное образование как постоянное. Тогда нужно иметь большой дом, как минимум, по комнате на каждого члена семьи. Про отдалённые последствия такого образования для детей даже подумать боюсь – неучи получатся.
Фрося Павлова, 8-й класс:
– Дистанционное обучение – это невыносимый ужас… Я очень сильно люблю свои школы, занятия и кружки. К тому же, благодаря им у меня есть замечательные друзья и знакомые. Но когда появилось это дистанционное обучение… Всё стало очень плохо. С уроками перестало просто-напросто ладиться. Я перестала что-то вообще понимать. Ведь для того, чтобы понять, нужны совсем немногие, но совершенно простые вещи. В обычной школе важен не только педагог, который сможет всё чётко объяснить, но и его глаза, которые хоть и мельком, но с полным пониманием смотрят на ученика. Нужна поддержка друзей, которые поймут и помогут, их озорные улыбки; очень важно, когда друзья и учителя находятся рядом, чувствуешь, что ты не один, что тебе всегда помогут, поймут и хоть и не всегда с радостью, но объяснят ещё раз. Так же это очень важно с музыкальной школой. Чтобы понять, нужно чувствовать руку педагога, которая при любой ошибке обязательно нежным прикосновением поможет исправить её.
В хоре без живого педагога вообще никак…
А теория… Конечно можно прочитать параграф и насухо всё заучить… Но… Лучше от этого не станет. Чтобы запомнить, надо понять. А без педагога рядом, который подтолкнёт тебя в правильное русло, который расскажет и покажет, учить не имеет смысла… А когда каждый день ещё и перед компьютером ты пытаешься вникнуть в тему, но не получается… Урок превращается в настоящий кошмар. А вы понимаете, как трудно учителям?!
Дистанционка? На какое то время. Для безопасности людей. Ещё терпимо. Но всегда?!. Учиться, да и учить по-хорошему и качественно на дистанционном обучении невозможно! Не может быть нормальной учёбы без школы! Дорогие взрослые! Верните нам школу, пожалуйста! Без неё очень грустно! Только во время карантина мы поняли, как здорово сидеть за партами, отвечать учителю, бежать на переменки! Не лишайте нас школы совсем!
Наталья Александровна, завуч:
– Мне было трудно сразу всем детям организовать дистанционное обучение, а иногда это было даже невыполнимо. Просто раньше у меня не было практики в организации групповой работы с помощью интернета. Да и не все дети готовы были включаться в общий процесс, обсуждать какие-то темы. Я уже не говорю об эмоциональной составляющей, если речь идёт о гуманитарных предметах. Что касается, скажем, математики, не представляю, как можно, к примеру, выполнять построение графиков.
А химические опыты? А эксперименты на уроках физики? От учителя требуется найти всё это в интернете, а он не знает, где и как искать. Из-за недостаточного опыта дистанционного обучения много времени приходится тратить на техническую организацию урока. На сегодняшний день объём материала, который удаётся донести до детей, меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного школьного урока.
Наталья Алексеевна
учитель русского языка и литературы:
– Больше, как ни странно, стало общения и с учениками, и с родителями…
Галина Титова, заместитель директора школы № 427, учитель русского языка
и литературы:
– Окончание этого учебного года оказалось очень непростым. Мы, конечно, не были готовы к чему-то подобному. Пришлось осваиваться на ходу. Дома у меня появились сразу и компьютер, и ноутбук, и телефон с интернетом – всё понадобилось для работы. А рабочий день стал просто безразмерным. Иногда дети звонили и глубокой ночью, передавали информацию. Подготовка уроков тоже занимала много времени, которое понадобилось и для освоения технологии, и для собственно подбора материала. Не у всех учеников оказался полный набор технических средств, так что
я зачастую не видела их лиц, только чёрные квадратики на моём экране. Как временная мера такое обучение возможно, хотя весь процесс должен быть перестроен, но как система – это не вариант. Преподавание литературы требует эмоционального контакта с ребёнком. Сегодняшние дети и так не очень-то настроены на развёрнутую речь, как устную, так и письменную. А при дистанционном обучении они и вовсе дают односложные ответы. Мышление детей может становиться более примитивным. К тому же у подростков не всегда есть сильная мотивация к учёбе, а без этого дистанционное обучение не работает.
Оксана Мельник, учитель:
– Я работаю учителем английского языка в школе № 425 уже более десяти лет. Ни для кого не секрет, что наша профессия не простая и требует полной самоотдачи. В этом году мы вынуждены были работать в формате дистанционного обучения. Это было испытание не только для учеников, но и для учителей. Мы оказались не готовы к такому повороту событий, и первое время приходилось тяжело. Срочно пришлось осваивать новые технологии и формы работы. Специфика моего предмета такова, что я не могла, например, отправить детей просто прочитать параграф из учебника и дать задание по прочитанному. Приходилось записывать видеоуроки с объяснением материала, разрабатывать задания для его отработки и контроля. Это всё, естественно, занимало огромное количество времени и сил. Отдельного внимания заслуживает проблема проверки домашних работ. Дети выполняли задания, фотографировали страницы тетрадей и присылали на проверку. В день приходилось проверять по 60–70 работ с экрана телефона, исправлять ошибки, давать комментарии, вывешивать образцы правильно выполненных работ для самоконтроля и выполнения работы над ошибками. Зачастую, качество фотографий оставляло желать лучшего: у многих ребят неразборчивый почерк, нечёткие снимки, слишком засвеченные или, наоборот, тёмные. У меня сложилось впечатление, что я постоянно нахожусь в рабочем состоянии: всё время за компьютером, при этом, не выпуская телефона из рук, работа 24/7. Зрение село моментально. Но всё уже, надеюсь, позади! Надо признать, что этот опыт имеет, безусловно, и ряд позитивных сторон. Во-первых, я осознала, как я люблю свою работу у доски, как скучаю по живому общению с моими учениками, и даже по тетрадям с ошибками, которые можно проверять без помощи телефона! Ну и, конечно же, я увидела преимущества работы на интерактивных платформах, которые планирую использовать в дальнейшей работе.
Светлана Петровна,
преподаватель математики:
– Я однозначно против тотального дистанта в школе. Мой 20-летний опыт работы говорит: детям нужен учитель, педагог, воспитатель. Очень небольшой процент ребят способен чему-то учиться без постоянного контроля, без дополнительных занятий, без ежедневного внимания. Это будет развал школьного образования. Использовать новые технологии внутри школьного процесса можно и нужно, создавать образовательные платформы – почему бы и нет. Но никто не заменит грамотного, ответственного, заинтересованного учителя.
Наталия, мама первоклассницы:
– Конец учебного года у дочки получился смазанным. И, кроме того, дистанционное обучение показало многие проблемы современного образования. Учебники несовершенны. Логика построения учебных программ страдает. Задачи по математике очень плохо сформулированы. Порой, простите, просто глупо. Фонетика у первоклашек! Зачем? Дети путаются, не понимают, а мы, как ни стараемся, не можем им втолковать, почему «Я» – это два звука: «Й» и «А». Учителя объясняют, что потом это поможет грамотно писать. Но опыт многих поколений школьников доказывает, что грамотно пишут не те, кто знает фонетику, не те, кто вызубрил все правила, а только те, кто много читает. Ну, и детям очень не хватает общения со сверстниками.

Вот к таким выводам пришли те, кто непосредственно столкнулся с дистанционным образованием, то есть педагоги, родители и ученики. В конце июня стало известно, что Минпросвещения подготовило проект постановления, в рамках которого предлагает начать создание и внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) для учебных заведений в 14 регионах РФ с 1 сентября 2020 года. Общественность волнуется – этот проект готовился заранее или возник из-за пандемии?
И что всех нас ждёт дальше?

Подготовили Галина Маркина и Анна Макарова
Фото Натальи Билокур

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: